«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Осталось не так много времени до Рождества Христова, два дня − до
Нового года. Сегодня вместе со всей Святой Церковью мы празднуем память
предков Спасителя – тех, на ком почила благодать Божия, о ком
рассказывается в книгах Священного Писания Ветхого Завета.
В этот предрождественский, предновогодний день мы слышали притчу
Господа Иисуса Христа о званных на брачный пир. Она обращена ко всем нам
и каждому в отдельности, потому что званные на брачный пир – это мы с
вами, а домовладыка, хозяин вечери – Сам Господь наш Иисус Христос.
Брачный пир, который Он предлагает нам, – это Святая Евхаристия, на
которую Он призывает нас всякий раз, когда наступает воскресный,
праздничный или предпраздничный день, и вообще всегда, когда в храме
Божием совершается Литургия.
Но у каждого из нас есть свои дела и заботы: у кого-то много работы, у
другого − множество забот по дому, у третьего − какие-то важные
приобретения или важные события в жизни, четвертому просто лень встать
пораньше в воскресный день, даже если Литургия начинается в десять часов
утра. Очень часто бывает, что мы откладываем причащение Святых
Христовых Таин на Рождественский или Великий пост или на какое-то еще
время в будущем, будто причащение – это некая повинность, религиозный
долг, который время от времени мы должны исполнять.
А ведь на самом деле причащение Святых Христовых Таин является
сердцевиной церковной жизни. Оно является сердцевиной и нашей
собственной духовной жизни, потому что именно Причащение, когда мы
соединяемся своим телом с Телом Господа и своей кровью − с Кровью
Господа, наполняет нас теми благодатными силами, которые необходимы нам в
том числе и для того, чтобы успешно выполнять свои земные,
профессиональные обязанности, наши житейские обязательства.
Господь поселил нас в этом мире со всеми его заботами и попечениями,
но напоминает нам, что мы должны быть не от мира. Мы живем в мире сем,
но мысли наши должны быть в другом мире, потому что Царствие Небесное,
которое Господь обетовал всем верующим в Него, приблизилось к нам с того
самого момента, когда Господь пришел на эту землю и здесь, на земле,
создал Свою Святую Церковь.
Царство Небесное – вовсе не далекая абстрактная идея и не только то,
что ожидает нас или некоторых из нас за порогом смерти. Царствие
Небесное – то, к чему мы приобщаемся уже в этой земной жизни, прежде
всего, в храме Божием через Святую Евхаристию.
В эти предрождественские дни мы особым образом задумываемся о смысле
Рождества Христова и о том, почему Господь избрал именно такой способ
нашего спасения: Он пришел в наш мир вместо того, чтобы откуда-то
издалека, с небесной высоты помогать нам. Мы понимаем, что все это
произошло, потому что Господь возлюбил Свое творение − весь человеческий
род, каждого из нас. Мысль о том, что Он любит и не оставляет людей,
что Господь ради нашего спасения стал человеком, вселился в нас, принял
на Себя человеческую плоть, стал беспомощным и немощным младенцем, а
затем возрастал и укреплялся духом по подобию всех прочих земных
младенцев, рожденных женами, заставляет нас с благодарностью обращать
свой взор и свое сердце к нашему Создателю.
Эта Божественная любовь проявляется во всем, что предлагает нам
Святая Церковь: в Таинстве крещения, через которое мы все вошли в это
Царствие Божие, пришедшее в силе (см. Мк. 9, 1), в Таинстве исповеди,
благодаря которому можем избавиться от грехов и получить прощение, в
Таинстве Святой Евхаристии, через которое соединяемся с Самим Богом
духовно, душевно и телесно − всем нашим немощным человеческим естеством.
Во всём этом проявляется любовь Божия к нам, ко всему роду
человеческому.
Господь призывает нас на Свою брачную вечерю не потому, что мы
обязаны на нее прийти, не потому, что это какая-то повинность или долг
пред Ним, а потому, что Таинство Святой Евхаристии – самое лучшее и
самое прекрасное, что Господь пре в этой предлагает нам в этой жизни. Он
даровал нам многие утешения, многие блага, в том числе и земные. Но
самое большое благо, самое большое утешение, которое Господь дает, – это
Таинство Святого Причащения.
Если мы не можем по каким-то причинам и обстоятельствам причащаться
часто и регулярно, то, по крайней мере, во время Рождественского поста, в
предрождественские дни, а затем и в дни, предшествующие Святой Пасхе,
будем стараться как можно чаще причащаться Христовых Таин. Потому что
таинственным образом через Причастие, если мы принимаем его с
рассуждением (см. 1 Кор. 11, 29), с мыслью о любви Божией, ради которой
Церковь живет и предлагает нам святые Таинства, то будем участвовать в
брачном пире Господнем, будем причастниками того Небесного Царствия,
которое не только обещано нам после смерти, но уже здесь, на земле,
пришло в силе и являет себя во всей жизни Церкви, во всех ее Таинствах,
священнодействиях и обрядах, во всех ее богослужебных текстах и
песнопениях и даже во внешнем облике каждого храма, который строится и
украшается внутри таким образом, чтобы напоминать нам об ином мире,
чтобы иконы и фрески были для нас окнами в Царствие Божие, в котором
Божественная реальность открывается человеческому взору.
Будем готовиться к празднику Рождества Христова, помня о той любви,
ради которой Бог пришел в этот мир. Будем готовить себя к встрече
родившегося Христа, храня в памяти, что Христос пришел в этот мир не для
абстрактных человеческих масс, а чтобы спасти каждого из нас.
Будем просить Господа, чтобы праздник Рождества Христова стал для нас
праздником встречи с Господом, чтобы мы ощутили присутствие Бога здесь и
теперь среди нас, в нашем человеческом сообществе, чтобы мы ощутили,
что Бог близок к нам, чтобы мы вышли ему навстречу, по словам святителя
Григория Богослова, которые мы слышим часто в эти предрождественские дни
и услышим на рождественском богослужении: «Христос раждается, славите:
Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте
Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».
Аминь».