Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 04:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Главная » 2014 » Январь » 14 » Ежегодное епархиальное собрание - утвержден новый состав комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при епархиальном совете
22:11
Ежегодное епархиальное собрание - утвержден новый состав комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при епархиальном совете

20 декабря 2013 года в Зале церковных соборов Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором были представлены основные направления церковной жизни епархии города Москвы и освещены основные итоги деятельности Патриарха Московского и всея Руси в 2013 году.

Его Святейшество проинформировал Епархиальное собрание о текущей деятельности викариатств города Москвы, Епархиального совета и епархиальных Комиссий, учрежденных при Епархиальном совете города Москвы, включая работу Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы.

В ходе Епархиального собрания был переизбран Епархиальный совет города Москвы – в связи с истечением трехлетнего срока полномочий состава, утвержденного в декабре 2010 года. Также был утвержден новый состав Комиссий при Епархиальном совете сроком на 3 года.

«Согласно поправкам к Уставу Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором в феврале сего года, все викарные архиереи по должности входят в состав Епархиального совета», – напомнил Святейший Патриарх Кирилл.

В соответствии со статьей 43 главы XV Устава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл как Правящий Архиерей града Москвы назначает половину из числа пресвитеров – членов Епархиального совета. В этом году, как сообщил Святейший Владыка, он не воспользовался этим правом, а предложил викариатствам выбрать свои кандидатуры, которые он затем утвердил. Другая половина пресвитерского состава Епархиального совета была избрана Епархиальным собранием. На должность секретаря Епархиального совета был назначен протоиерей Владимир Диваков.

Епархиальное собрание под председательством Святейшего Патриарха утвердило следующий состав комиссий на 2014-2016 годы: Богослужебная комиссия, Комиссия по церковному имуществу и землевладениям, Ревизионная комиссия, Искусствоведческая комиссия, Дисциплинарная комиссия, Каноническая комиссия, Экзаменационная комиссия, Комиссия по церковному просвещению и деятельности воскресных школ, Комиссия по делам молодежи, Информационная комиссия, Комиссия по социальному служению, Комиссия по социальному служению в местах лишения свободы, Миссионерская комиссия, Попечительская комиссия, Комиссия по протокольному обеспечению церковных мероприятий, Комиссия по приему посетителей Московской Патриархии.

В новый состав Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы включены:

епископ Красногорский Иринарх, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению – председатель Комиссии;

протоиерей Сергий Горшков, старший священник домового храма-часовни святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в  следственном изоляторе № 1 УФСИН России по городу Москва (обустроен внутри 1-го режимного корпуса – освящен 11 ноября 2010 года) – СИЗО № 1 «Матросская тишина»; 

протоиерей Константин Кобелев, старший священник Покровского  храма в Бутырском следственном изоляторе № 2 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 2 «Бутырская тюрьма»;

протоиерей Иоанн Каледа, старший священник домового храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» в  следственном изоляторе № 3 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 3 «Краснопресненская пересыльная тюрьма»;

протоиерей Леонид Кучерук, член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), старший священник храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в  следственном изоляторе № 4 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 4 «Медведково»;

протоиерей Владимир Чувикин, старший священник храма святой равноапостольной Марии Магдалины на территории женского следственного изолятора № 6 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 6 «Печатники»;

протоиерей Димитрий Медведев, старший священник домового храма-часовни иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в  следственном изоляторе № 7 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 7  «Капотня»;

священник Иоанн Чураков, член Общественного совета при УФСИН России по городу Москва, старший священник храма святителя Николая Чудотворца в следственном изоляторе № 5 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 5 «Водник»;

священник Александр Слесаренко, священнослужитель тюремного домового храма Воздвижения Креста Господня в  следственном изоляторе № 1 УФСИН России по городу Москва (обустроен внутри 3-го туберкулезного корпуса – освящен 14 июля 2001 года) – СИЗО № 1 «Матросская тишина»;

священник Максим Глухих, священнослужитель тюремного храма святителя Николая Чудотворца в следственном изоляторе № 5 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 5 «Водник»;

священник Димитрий Бобков, священнослужитель тюремного храма святой равноапостольной Марии Магдалины на территории женского следственного изолятора № 6 УФСИН России по городу Москва – СИЗО № 6 «Печатники»;

священник Александр Зорин, настоятель Казанского храма в Теплом Стане города Москвы.

PS. В настоящее время Управление Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москва (УФСИН России по городу Москва) структурно включает в себя 7 следственных изоляторов.

Кроме того в Москве имеются следственные изоляторы центрального подчинения (ФСИН России): учреждение ИЗ‑99/1 – размещено на территории СИЗО №1 УФСИН России по городу Москва и ИЗ-99/2 (СИЗО «Лефортово»), в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных (подследственных) священнослужители московских приходских храмов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ (ОГРАНИЧЕНИЯ) СВОБОДЫ
 
Из Определения Освященного Архиерейского Собора
«О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности
Русской Православной Церкви» –
4 февраля 2011 года

Пункт 42.  «Констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации. Синодальному отделу по тюремному служению и аналогичным церковным учреждениям в самоуправляемых Церквах надлежит вступить в диалог со светскими властями с целью урегулирования ситуации. Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе. Эта инициатива требует активного участия епархиальных архиереев, которые, в частности, призваны определить священнослужителей, способных нести столь нелегкое послушание».

***

Из Доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви –
2 февраля 2013 года

 «В истекший период продолжала развиваться организация миссия среди заключенных, которая является особой формой милосердного служения. Архиерейский Собор 2011 года одобрил идею организации института штатного тюремного духовенства. В связи с этим практически во всех епархиях Российской Федерации архиереями назначены клирики для окормления лиц, находящихся в исправительных учреждениях. Всего таких клириков сейчас 905. Подавляющее большинство пенитенциарных учреждений России (около 91%) имеют православные храмы или молитвенные комнаты. Похожая ситуация на Украине: здесь пастырская работа осуществляется во всех учреждениях Государственной пенитенциарной службы, а храмы или часовни имеются или строятся в 132 из 181 учреждения. В Республике Беларусь по одному священнику прикреплено к каждому из 91 исправительного учреждения. Во всех 37 исправительных учреждениях закрытого типа имеются храмы. Верующие осужденные, которые содержатся в остальных 54 учреждениях открытого типа, имеют возможность посещать близлежащие храмы. Окормление 17 исправительных учреждений Республики Молдова осуществляют на постоянной основе 22 священника.

Упомянутый выше проект перевода тюремных духовников на штатную основу содержит в себе риск снижения в глазах заключенных авторитета священнослужителя. Действительно, в таком случае последний будет восприниматься заключенными как штатный сотрудник тюремной администрации, со всеми вытекающими последствиями. Высший Церковный Совет в своем ноябрьском заседании констатировал эту проблему и внес ряд предложений по ее преодолению. Синодальному отделу по тюремному служению надлежит доработать эти предложения.

В ряде стран необходимо обеспечить должное юридическое сопровождение миссии Церкви в пенитенциарных учреждениях. В частности, речь идет о правовых и канонических возможностях организации деятельности тюремных храмов на режимной территории исправительных учреждений. В России диалог с Министерством юстиции показал, что оптимальной формой такой организации является архиерейское подворье. При этом еще предстоит определить юридические основы оплаты труда священнослужителей, несущих послушание в условиях охраняемой зоны пенитенциарных учреждений, а также внесения пожертвований тюремным приходам от лиц, содержащихся в данных учреждениях, и их родственников, приобретения ими культовых предметов и так далее. Отдельной сложностью является режим доступа к заключенным, находящимся под следствием. Эта тема все еще ожидает детальной проработки.

Наконец, несмотря на уже проведенную в этом направлении работу, крайне необходимо повысить уровень подготовки священнослужителей, окормляющих лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях».

***

Из Постановления Освященного Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви –
5 февраля 2013 года

Пункт 39. Архиерейский Собор отмечает важное значение работы духовенства Русской Православной Церкви с заключенными, забота о которых является одним из видов христианского служения, упомянутых в Святом Евангелии, а также с работниками исправительных учреждений. Вместе с тем не следует оставлять без внимания преодоление ряда юридических и практических сложностей, возникающих в этой области, в частности, в вопросе введения института тюремного духовенства на постоянной основе. Синодальному отделу по тюремному служению надлежит продолжить работу в этом направлении. Необходимо также иметь попечение о реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

***

Из документа «Миссия тюремного служения
Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения»
(принят на  заседании Священного Синода 12 марта 2013 года)
 

Миссия Церкви и правовые основы тюремного служения: «Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС.

Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений действующим законодательством, а также «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и государственными системами исполнения уголовных наказаний Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран СНГ, стран Балтии и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви».

***

Из документа «Положение о канонических подразделениях
Русской Православной Церкви,
функционирующих на территории учреждений
 уголовно-исполнительной системы»
(утвержден на  заседании Священного Синода 29 мая 2013 года)
 
«Глава 1. Общие положения: 1.1. Канонические подразделения Русской Православной Церкви (далее – «тюремный храм») могут создаваться и функционировать на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

1.2. Тюремные храмы  регистрируются в качестве юридического лица (религиозной организации), либо функционируют без такой регистрации.

1.3. Тюремные храмы являются каноническими подразделениями епархий Русской Православной Церкви, в границах которых  они расположены. 

1.4. Тюремные храмы  осуществляют свою деятельность в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви при соблюдении действующего законодательства.

1.5. Тюремные храмы находятся под начальственным наблюдением и высшим руководством епархиальных архиереев и под руководством назначенных епархиальными архиереями настоятелей.

В епархиях, где имеется достаточное количество тюремных храмов,  допускается создание благочиннического округа тюремных храмов, координирующего, по благословению епархиального архиерея, вопросы  тюремного служения епархии.

1.6. Тюремные храмы могут иметь недвижимое имущество религиозного назначения в собственности или безвозмездном пользовании. Допускается размещение тюремных храмов на основании «Соглашения о сотрудничестве» в зданиях (помещениях), предоставленных УИС без оформления имущественных прав тюремных храмов на данные здания (помещения)».

***

Из Доклада
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на Епархиальном собрании города Москвы
20 декабря 2013 года

 «Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это – не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан. И не конъюнктурные соображения, обусловленные желанием получить некие преференции со стороны государства и обеспечить себе безбедное существование, как то мнится некоторым нашим современникам. Забота о душах людей – главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем».

Церковь и общественная нравственность: «От того, какой взгляд на мир победит в народе, зависит, есть ли у него будущее. Любое здоровое человеческое общество опирается на осознание вечного нравственного закона, который люди не устанавливали, но который они обязаны соблюдать; на том, что у человека есть обязательства – по отношению к семье, ближним, стране; на том, что в обществе есть, безусловно, почитаемые ценности, глумиться над которыми не позволено никому.

Идеология, которая отрицает объективные границы добра и зла, ставит права над обязанностями, а личные хотения над общественным долгом, которая уравнивает детей и аборты, бесплодные извращения и честной брак – это яд для человеческого социума, и яд смертельный. Общество существует благодаря нравственным обязательствам его членов по отношению друг ко другу, а эти обязательства провозглашаются и признаются исходя из сложившейся картины человеческого социума, общепринятых и общеобязательных представлений о хорошем и плохом, о похвальном и постыдном. У Церкви есть ясное видение картины миробытия, которая открыта людям самим Богом, и наша миссия – донести это видение до современников с полным убеждением в его уникальном соответствии истине».

Миссия Церкви в обществе: «Миссия Церкви в современном обществе осуществляется на двух уровнях. Церковь свидетельствует о неизменности основанного на Божией правде нравственного чувства, об установленном Творцом миропорядке, восставать против которого – значит восставать против самой человеческой природы, навлекая на себя неизбежные беды. В этом отношении Церковь согласна с иными традиционными религиями России, со всеми нравственно здоровыми людьми.

Но Церковь несет миру и нечто несравненно большее – Евангелие Господа Иисуса Христа. Дар веры получен нами для того, чтобы мы не только утешались им в уюте наших храмов, но делились им с нашими ближними. Спаситель мира дал нам великое поручение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

Церковь вверяет своим членам спасительную истину, способную преобразить жизнь, как отдельных людей, так и целых народов, как это уже не раз происходило в истории. И долг православного человека – свидетельствовать об этой истине. Не только словами – хотя слова очень важны – но прежде всего жизнью, преображенной Евангелием. Жизнь христиан должна отличаться от жизни мира сего. Мы должны показать, что путь самоудовлетворения, эгоизма и борьбы за выживание не ведет человека к счастью. Каждый, кто носит на себе крест Христов, призван быть свидетелем иного пути, утверждать возможность по-другому мыслить, по-другому поступать, по-другому разрешать конфликты, по-другому относиться к людям.

Нужно помнить: сейчас в обществе есть запрос на свидетельство об истине – истине нравственной и истине богословской, истине, способной спасать и преображать человеческие жизни. И все мы призваны ответить на этот запрос «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15)».  

Межнациональные отношения. Мигранты: «В связи с увеличением в Москве числа мигрантов и внутренних переселенцев – преимущественно уроженцев Средней Азии и Кавказа – возросла опасность возникновения конфликтов на межнациональной почве.

Среди мигрантов – немало носителей радикальных взглядов, причем вербовка их в экстремистские и террористические организации подчас происходит непосредственно в столице. Прошу обратить особое внимание на усилившуюся прозелитическую деятельность этих групп в среде славянской молодежи, которую активно вовлекают в радикальные движения. Особенно активно вербовка идет в средних и высших образовательных учреждениях, местах заключения, спортивных кружках, социальных сетях».