Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 13:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2014 » Апрель » 7 » Митрополит Иларион: Путь к Царствию Божию лежит через самоотречение и покаяние
22:30
Митрополит Иларион: Путь к Царствию Божию лежит через самоотречение и покаяние

6 апреля 2014 года, в неделю 5-ю Великого поста, преподобной  Марии Египетской, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке.

Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма иерей Даниил Торопов.

По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ныне Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, чье житие мы с вами хорошо знаем, потому что оно читается целиком на пятой неделе Великого поста и потому что многие из нас это житие неоднократно читали у себя дома. Это очень трогательный рассказ о женщине, которая свою молодость провела в страстях, но затем, вразумленная гласом от Пресвятой Богородицы, оставила мирскую жизнь, ушла в пустыню и там в великих подвигах достигла высокой святости.

Часто приходиться слышать о том, что Мария Египетская была блудницей, то есть, говоря современным языком, проституткой. Но это не так − в житии ничего об этом не говорится. Наоборот, рассказывая старцу Зосиме о своей молодости, она упоминает, что проводила жизнь блудно и видела наслаждение в том, чтобы жить с разными мужчинами, но при этом не брала за это деньги, а средства к существованию зарабатывала пряжей. То есть Мария Египетская была одной из тех молодых женщин (их немало и сегодня), которые думают, что счастье человеческой жизни заключается в том, чтобы получить как можно больше удовольствий: если есть где-то рядом красивый парень, то почему бы не вступить с ним в физическую близость? Так же думают и многие молодые люди: если есть красивая девушка, почему бы не лечь с ней в постель?

Очень часто именно с этого начинается знакомство молодых людей друг с другом. Столь свободное поведение приводит к тому, что когда, повзрослев, эти молодые люди и девушки хотят создать семью, у них это не получается, потому что они развратились, потому что не знают, что такое целомудрие и супружеская верность, потому что для них изменить своему супругу или супруге так же легко, как было легко до вступления в брак гулять девушкам с молодыми парнями или с молодыми девушками — парням.

Одним словом, по меркам современного мира ничего особенного в жизни Марии Египетской до того, как она встала на путь покаяния, не было. Она была одной из очень многих девушек, которые жили в свое удовольствие. Она получала удовольствие не только от мужчин, но и от хорошей еды, от вина, от музыки. Обо всем этом она рассказывает старцу Зосиме, когда тот спрашивает о ее жизни.

И вот когда голос Пресвятой Богородицы останавливает ее на пороге храма, когда девушка вдруг осознает, что вся эта ее жизнь является греховной от начала до конца − не потому, что она каким-то особым образом согрешает, но просто потому, что живет, как все – для собственного удовольствия, удовлетворяя своим страстям, − то сердце ее взыскует подвига. И Мария, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, уходит в пустыню, чтобы начать новую жизнь и замаливать свои грехи.

Мы знаем из жития преподобной Марии Египетской, что первые семнадцать лет ее пребывания в пустыне были временем лютой борьбы, потому что она, как только брала какой-то сухой корень, чтобы пожевать, вспоминала ту вкусную пищу и те алкогольные напитки, которыми богата была ее жизнь до ухода в пустыню. Диавол искушал Марию воспоминаниями о музыке, которую она слушала прежде, потому что мы знаем, что музыка бывает разного рода: как целомудренная, возвышающая душу, так и развращающая, и молодые люди в большинстве своем, к сожалению, слушают именно такую музыку.

Эти годы были для нее временем непрестанной борьбы с самой собой, со своими страстями, которые приходилось изживать подвигом собственной жизни. А потом, после семнадцати лет борьбы, как преподобная Мария рассказывала старцу, ей стало легче жить, потому что воспоминания о прошлой жизни отошли и потому что благодать Божия начала действовать в ней сильнее.

В тот момент, когда подвижницу встретил старец Зосима, на ее теле не осталось одежды, но и тела почти не осталось – оно иссохло, кожа почернела. Зосима даже не мог поверить сначала, что это женщина, и думал, видит какой-то признак или же изможденного и истощенного пустынника. Такой Марию Египетскую и изображают на канонических иконах − с таким телом, что вы не поймете, женщины это тело или мужчины, потому что ее человеческая плоть совершенно истощилась. Страсти покинули ее. И Господь просвещал преподобную Марию так, что, никогда не имея в руках Библии и не зная грамоты, она цитировала слова из Священного Писания. Во время молитвы подвижница поднималась на воздух. Она знала имя старца Зосимы, который пришел к ней, хотя никогда прежде не видела этого человека, то есть Господь дал ей еще и дар прозорливости.

Когда мы говорим о том, что святая Мария Египетская является примером восхождения человека от великого греха к великой святости, это действительно так. Но только мы должны помнить, что в своей мирской жизни она ничем, по большому счету, не отличалась от обычных молодых женщин, каких немало живет и в наши дни. Просто когда вразумил ее голос Пресвятой Богородицы, Мария осознала всю глубину своего отпадения от Бога и поняла: для того, чтобы приблизиться к Царствию Божию, нужно полностью изменить свою собственную жизнь.

Господь говорит нам, что Царствие Божие усилием берется и прилагающие усилие восхищают его (см. Мф. 11. 12). Эти усилия нужно прилагать в течение всей нашей жизни.

Преподобная Мария Египетская ради Царства Небесного оставила все, что у нее было, все наслаждения земной жизни. Господь и Пресвятая Богородица не призывают нас всех уйти в пустыню, отказаться от нашей земной жизни, отказаться от земных удовольствий, Церковь благословляет нас жить в миру, но помнить о том, что Царствие Божие внутри нас и что путь к нему для каждого человека нелегок, ибо лежит через самоотречение и покаяние, а покаяние для каждого из нас начинается с того, что мы осознаем греховность своей жизни, понимаем, что не все человеку на пользу, по слову апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (см. 1 Кор. 6. 12).

Не все, что предоставляет нам окружающий мир, приносит духовную пользу. Путь покаяния, который начинается с осознания человеком собственной греховности, собственной немощи, с осознания того, что образ жизни по страстям и стихиям века сего не приводит к Царству Небесному, должен длиться для нас не только в течение Великого поста, но и в течение всей жизни. Великий пост – это время сугубого покаяния, когда Церковь призывает нас переосмыслить свою жизнь. Но это не значит, что, как только пост кончится, а это будет уже скоро, мы должны забыть о покаянии и предаться страстям, вкушать в любом количестве любую доступную нам пищу, принимать алкогольные напитки и слушать любую музыку. Нет. Мы должны следить за собой. Мы должны следить за тем, чтобы наша жизнь была целомудренной, чтобы то духовное просветление, которое мы испытываем в дни Великого поста, не оставляло нас и тогда, когда Великий пост закончится. Может быть, именно поэтому Церковь установила празднование памяти преподобной Марии Египетской под конец Великого поста: чтобы мы еще раз задумались о том, что значит покаяние, что значит изменение образа жизни и каким образом мы с вами должны двигаться по пути в Царствие Небесное. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС