Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 14:33
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Главная » 2014 » Февраль » 24 » КРУГЛЫЙ СТОЛ «Значение образа преподобного Сергия Радонежского для духовно-нравственного воспитания заключенных»
21:25
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Значение образа преподобного Сергия Радонежского для духовно-нравственного воспитания заключенных»
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Значение образа преподобного Сергия Радонежского
для духовно-нравственного воспитания заключенных –
методики и преподавания в воскресных школах
и проведение катехизаторских, миссионерских
и культурно-просветительских мероприятий»
28 января 2014 года
 
Программа мероприятий секционного направления по тюремному служению в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений продолжилась в актовом зале Синодального отдела Московского Патриархата.

28 января 2014 года во второй половине дня состоялся Круглый стол «Значение образа преподобного Сергия Радонежского для духовно-нравственного воспитания заключенных – методики и преподавания в воскресных школах и проведение катехизаторских, миссионерских и культурно-просветительских мероприятий», работа которого проходила под председательством архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, председателя Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с МВД Республики Беларусь и Департаментом исполнения наказаний (Белоруссия).

Преосвященный архиепископ Витебский Димитрий, открывая заседание Круглого стола, отметил важность миссионерской работы в местах лишения свободы, выделив при этом значение организации воскресных школ и катехизаторского обучения заключенных как основу воцерковления людей – и не только осужденных, но и сотрудников, для которых также важно духовное просвещение и знание основ духовно-нравственных ценностей, вложенных в человека Богом при его сотворении.

Преосвященный Владыка Иринарх отметил, что на Западе многие убеждены в том, что в местах лишения свободы нет и быть не может никакой миссинерской деятельности. Однако в таком случае как возможно работать с человеком, душа которого не только повреждена грехом, но и зачастую сам человек почти ничего не знает о вере своих отцов и не имеет понятия о Церкви и религиозной жизни. Необходимо отличать миссионерство, как понимает его Русская Православная Церковь, от прозелитизма – чисто количественного вовлечения адептов в религиозные структуры, порой даже и экстремистского характера, к которому Православие не имеет никакого отношения.

Епископ Иринарх отметил, что «традиционная задача Церкви – содействовать приобщению человека в условиях лишения свободы к христианским духовно-нравственным ценностям и, возрождая в его душе религиозность, помогать осужденному, волей судьбы оказавшемуся в заключении, преодолевать в себе склонность ко греху и совершению преступлений, а после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей» (Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения. М., 2013.).

Это созвучно с задачами, стоящими перед современным обществом, которое озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны – обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц.

Далее слово было предоставлено священнику Андрею Мнацаганову, руководителю Отдела по тюремному служению Ростовской-на-Дону епархии, который выступил с докладом «Опыт организации работы воскресных школ и перспектива развития духовного образования в исправительных учреждениях».

Отец Андрей рассказал о том, что в каждом исправительном учреждении и СИЗО митрополии (всего их 22) организованы воскресные школы, в которых преподают квалифицированные учителя. По прошествии года их экзаменуют и направляют на двухгодичные курсы обучения. Эти преподаватели кроме занятий с осужденными составляют базу данных на тех, кто через полгода освободится, работают с их родственниками, налаживают социальные связи у тех, у кого их нет, приводят человека в Реабилитационный центр. Оплачивает работу преподавателей спонсор.

Кроме того, епархиальный Отдел участвует в конкурсе «Православные инициативы», надеясь получить возможность заочно обучать в семинарии воцерковленных заключенных, чтобы после четырех-шестилетнего курса они получили диплом помощника настоятеля храма и по освобождении могли бы работать в храме. А до этого, по возможности, заменять и дополнять преподавателей внутри учреждения – особенно в тех локальных зонах, куда сложно проходить преподавателю.

Большой интерес у участников Круглого стола вызвал вопрос – каким образом осуществлять духовное просвещение личного состава учреждения УИС.

Начальник Отдела воспитания и социальной работы Управления кадров ФСИН России Андрей Борисович Забелин отметил, что воспитание  личного состава – вещь здравая, но при этом поинтересовался у докладчика: «Не получится ли так, что, обучаемый спецконтингент в процессе формирования из него преподавательского состава, не начал бы воспитывать воспитателей?»

Священник Андрей Мнацаганов ответил, что такого не получится, так как, обучая спецконтингент, они освобождают мирян-учителей для работы с сотрудниками.

Епископ Красногорский Иринарх уточнил, что здесь следует говорить не о воспитании воспитателей, а об их духовно-нравственном просвещении. Это тем более необходимо сегодня, когда в Россию пришло с просвещенного Запада такое понятие, как защита права человека на грех, и при этом единственная сила, которая осмелилась напомнить о неправомочности такого развития понимания свободы и прав человека, ведущих человека к утрате его достоинства как высшего творения Божия – это была Церковь. В России Церковь тысячу лет была рупором христианской нравственности, основы которой вместе с православным вероучением все эти столетия закладывались в основу российской государственности и российской общественной жизни. И только в советский период все это было скрыто от нас в силу господства государственной атеистической идеологии, а сейчас пришло время вновь предоставить сотрудникам УИС знания о духовно-нравственных основах Православия, которыми жила и продолжает жить наша страна в течение всего тысячелетнего периода российской христианской истории.

Продолжая тему духовного просвещения, архиепископ Димитрий предложил подумать о создании спецкурса для сотрудников. А Владыка Иринарх дополнил, что в данном случае следует привлекать к преподаванию епархиальные Духовные семинарии: «Одно дело, когда мы готовим кадры из волонтеров-мирян для заключенных, и совсем другое – сотрудники, для встречи с которыми нужны профессиональные преподаватели духовных учебных заведений».

В поддержку архипастырей высказался Сергей Николаевич Емельянов, начальник Владимирского юридического института ФСИН России, который рассказал присутствующим о знаменитом в 70-х годах «вологодском методе». Его автор – Иван Прокопьевич Зайцев смог преломить учение Макаренко для мест лишения свободы и первое, с чего он начал – организовал  ликбез для воспитательного аппарата. А уже потом он получил отличный результат, который стал известен всему Советскому Союзу. «Я считаю, – сказал Сергей Емельянов, – что без обучения сотрудников, без изменения их отношения к этой проблеме невозможно ничего сделать. При этом также необходимы внутренние добрые взаимоотношения между сотрудниками и духовенством». Сергей Николаевич предложил начинать с пилотных проектов в отдельных регионах, а уже потом внедрять их повсеместно.

С докладом «Использование потенциала Русской Православной Церкви в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных» выступил Олег Юрьевич Тишечко, начальник Отдела по воспитательной работе с осужденными ГУФСИН России по Новосибирской области. Он рассказал, что еще в 1989 году было создана первая православная община в колонии. 25 лет руководит Отделом по тюремному служению епархии игумен Владимир, благодаря неиссякаемой энергии и инициативе которого (25 января ему исполнилось 80 лет) в области удалось наработать огромный опыт совместной работы. Тут и церковно-приходские школы в нескольких колониях, занятия по иконописи, Школа звонарей, праздничные всенощные службы на Рождество и Пасху с Крестным ходом по территории. Действует регулярный миссионерский автопоезд, который за месяц преодолевает более 3000 км, посещая все колонии. В состав миссионерского поезда входят священнослужители, певчие, звонари. Миссионеры доходят до каждого, находящегося под стражей, посещают все отряды учреждения и камеры Следственного изолятора. Архиепископ Димитрий, комментируя доклад, отметил важность для Сибири миссионерского автопоезда.

На Круглом столе был поднят вопрос о трудностях посещения священниками камер в Следственных изоляторах в силу препятствий со стороны следственных органов по причине сохранения тайны следствия. Священник Андрей Мнацаганов отметил при этом, что после того, как был включен в состав члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), он получил свободный доступ и для посещения камер с подследственными, однако для священнослужителей, не являющихся членами ОНК, этот вопрос остается в застарелой стадии не решенности. Епископ Иринарх, поясняя ситуацию, рассказал о том, что ведется работа в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проекту федерального закона № 239149-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Проект предполагает выдвижение кандидатов в ОНК напрямую от религиозных централизованных организаций и политических партий. Однако здесь параллельно имеется целый ряд нерешенных вопросов. При этом Владыка сказал: «Мы понимаем, что есть тайна следствия, но и священник, если разгласит тайну исповеди, подлежит в зависимости от тяжести канонического нарушения строгому взысканию и наказанию вплоть до лишения сана». Владыка также обратил внимание на отсутствие активности самих священнослужителей в некоторых епархиях при баллотировании представителей духовенства в члены ОНК.

Наталия Владимировна Гелимханова, психолог епархиального Отдела по тюремному служению Новосибирской епархии, проинформировала участников Круглого стола «Об опыте работы экспериментальной площадки Отдела в ФКУ ИК-18 в УФСИН России по Новосибирской области». Подробно рассказав о насыщенной мероприятиями деятельности Отдела, она сообщила о навой форме работы, которая возникла в 2013 году – проведение интегрированных занятий, которые проводят священник, катехизатор, звонарь и психолог.

Архиепископ Димитрий предоставил слово монахине Александре (Банаевой) из Переделкино, которая поведала о том, как с Божией помощью был построен храм святой великомученицы Анастасии Узорешительницы,  освященный 18 мая 2013 года, после чего жизнь в колонии явно стала меняться к лучшему.

Завершая работу Круглого стола, Преосвященный архиепископ Димитрий отметил, что разговор получился полезным и содержательным: «Безусловно, Сам Господь дает нам всем невидимую благодать – каждому в сердце, как нам сейчас рассказала матушка Александра. Так мы и справляемся с нашим делом с Божией помощью».
 
Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению
 
28 января 2014 года
актовый зал Синодального отдела Московского Патриархата
город Москва