14 июня 2015 года, в Неделю 2-ую по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили декан Богословского института святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь Заграницей) архимандрит Ириней (Стинберг), клирики храма.
В алтаре за Божественной литургией молился митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан.
За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь по запричастном стихе произнёс священник Димитрий Агеев.
В архипастырском слове после Литургии митрополит Волоколамский Иларион сказал:
«Ваше Высокопреосвященство!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Вторая Неделя по Пятидесятнице называется Неделей Всех святых, в земле Русской просиявших.
Когда мы говорим о русской земле, мы имеем в виду не только территорию нынешней Российской Федерации, но и всю ту землю, которую объединяло и продолжает объединять понятие «Святая Русь». Ведь «Святая Русь» – это понятие не географическое, а, прежде всего, духовное. И когда мы говорим о Святой Руси, то имеем в виду, что русский народ дал тот плод святости, который, если вспомнить притчу Господа о сеятеле, соответствует семени, упавшему на плодородную землю и произрастившему тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный плод (см. Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20; Лк. 8:5-15.).
Русская земля всегда была богата святыми. На протяжении всего времени, начиная с 987 года, когда русский народ был крещен в водах Днепра, она плодоносила Господу в лице мучеников, исповедников, благоверных князей, преподобных отцов и матерей, бессребренников и юродивых, страстотерпцев – всех тех, кого мы сегодня прославляем и чьи имена заполняют наш церковный календарь. Эта история святости продолжалась вплоть до самого последнего времени, продолжается и в наши дни.
XIX век, который, с одной стороны, был для русской интеллигенции веком вольнодумства, нигилизма, — с другой стороны, стал веком расцвета святости. Ведь именно в XIX веке жили такие святые, как Филарет Московский, преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, и в XIX – начале XX века – страшного и трагического революционного века – жил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Память этого святого сегодня совпала с памятью Всех святых, в земле Русской просиявших, ибо это подвижная дата календаря, в зависимости от того, на какой день пришлась Пасха Христова и праздник Пятидесятницы. А память святого Иоанна Кронштадтского всегда совершается в этот день, и в его лице мы прославляем одного из величайших святых, которыми плодоносила Русская земля.
Святой Иоанн Кронштадтский был чудотворцем, молитвенником, который ежедневно совершал Божественную литургию, ежедневно причащался Святых Христовых Таин и призывал своих духовных чад как можно чаще приступать к этому Таинству. Именно из этого Источника он черпал силы, необходимые для того, чтобы нести служение, возложенное на него Господом. Из этого же Источника и мы черпаем силы, необходимые для нашего служения.
Нам известно из истории и литературы, что в XIX веке верующие причащались очень редко. Многие православные христиане, искренне считавшие себя верующими людьми, причащались раз в год. Они считали, что для того, чтобы причаститься, нужно сначала строго поститься, поэтому Причастие, как правило, выпадало на субботу первой недели Великого поста, когда так или иначе все, за исключением разве что самых отъявленных безбожников, соблюдали пост и готовились ко святому Причащению.
Но святой Иоанн Кронштадтский именно в эту эпоху, когда люди причащались редко, напоминал, что Таинство Святой Евхаристии было установлено Господом для того, чтобы люди как можно чаще принимали внутрь себя Тело и Кровь Спасителя. И слова молитвы Господней, которую мы читаем каждый день, которую также слышим в храме и читаем дома, — «хлеб наш насущный даждь нам днесь» — указывают не только на пищу земную, но, прежде всего, на тот Хлеб, Который сошел с небес, и Который дает нам духовную пищу, наполняя нас присутствием Божества.
Все это почувствовали наши православные верующие, когда грянула революция и когда на место православной благочестивой царской власти пришла власть безбожников, гонителей и хулителей имени Божьего. Вот тогда люди и почувствовали, что нет другого источника спасения кроме как Причащение Святых Христовых Таин. Тогда перестали считать, сколько раз в год человек причащается, потому что те, кто мог, причащались как можно чаще. А когда храмы стали закрываться, священников стали репрессировать, архиереев расстреливать, народ почувствовал, что только Телом и Кровью Христовыми может быть сохранена Церковь и может быть спасена душа человеческая.
Не сразу безбожники захватили власть над сознанием людей. Религия еще долго продолжала сопротивляться действиям безбожных властей. Недавно мне попался в руки календарь 1927 года, изданный издательством коммунистической партии. В нем половина праздников советских – день революции, день коммунистического интернационала, а половина праздников церковных – день Святой Троицы, Рождество, Пасха. Правда эти церковные праздники приведены по новому стилю, потому что безбожная власть поддерживала обновленческий раскол. Но даже в 1937 году, когда гонения достигли апогея, когда Церковь была фактически под запретом, когда церковная инфраструктура была разгромлена и почти все архиереи и священники были либо расстреляны, либо находились в концентрационных лагерях, – по приказу главы государства была проведена перепись населения и в графе «религия» христианами назвали себя почти 80 % всех верующих, а три четверти населения были привержены Православию.
И XX век, который для нашей страны стал веком безбожия, одновременно стал и веком, когда наша земля произрастила особый и многоцветный плод святости; когда десятки и сотни тысяч архиереев, священников, монашествующих, простых мирян подвергались репрессиям и гонениям, и их расстреливали только за то, что они были православными христианами и верили во Христа как Бога и Спасителя. Конечно, и тогда были отступники от веры, но абсолютное большинство из тех, которых заставляли делать выбор между жизнью и смертью, выбирали смерть за Христа. И наша святая Русская земля дала целый сонм новомучеников и исповедников, которые сегодня предстоят престолу Божию и молятся за Русскую землю.
Как я сказал в начале своего слова, эти мученики и исповедники просияли не только на той земле, которая сегодня входит в состав Российской Федерации, но и на тех землях, которые являются независимыми государствами – Украине, Белоруссии, Казахстане и других. В каждой из этих стран есть свои голгофы — места, где наши православные христиане отдавали жизнь за Христа. И в календаре каждой из местных церквей, входящих в состав Поместной Русской Православной Церкви, есть свои местночтимые святые – новомученики и исповедники, просиявшие в XX веке».
Сердечно приветствуя иерарха Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Преосвященного митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», председатель Отдела внешних церковных связей сказал:
«Мы знаем Вас, дорогой владыка, не только как видного иерарха Украинской Православной Церкви, долгие годы несущего свое служение на земле Украины, но и как выдающегося церковного композитора. И в нашем храме Ваши сочинения звучат регулярно. Сегодня за Божественной литургией были исполнены первый и второй антифоны Вашего сочинения, «Блаженны», а также песнопение «Вечери Твоея тайныя». И я думаю, что наши прихожане хорошо знают эту музыку, потому что она звучит у нас очень часто. Мы не разучивали ее специально к Вашему приезду. Мы исполняем ее, потому что это очень красивая, благоговейная и молитвенная музыка.
Я рад сегодня приветствовать Вас, дорогой владыка, не только как собрата по архиерейскому служению, но и как творческого человека, который обогатил наше церковное пение замечательными духовными произведениями».
На молитвенную память митрополит Иларион подарил владыке Ионафану образ святого псалмопевца и царя Давида «с молитвой о том, чтобы святой псалмопевец и дальше давал Вам вдохновение на Ваши замечательные музыкальные труды».
В ответном слове митрополит Иоанафан поблагодарил владыку Илариона за совместную молитву. Назвав величайшей ценностью церковное единство народов России и Украины под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, он, в частности, сказал:
«Святая Русь есть удел Божией Матери по древнему преданию. Священное место – Успенский собор Кремля, потому что там когда-то хранилась величайшая святыня Руси – Владимирская икона Божией Матери. Поэтому этот дом, как и вся Русь, является для нас, православных христиан, символом нашего единства во Христе Иисусе и нашей Церкви.
Украина сейчас переживает трудные времена, в том числе и Русская Православная Церковь в Украине, которая именуется Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. И поэтому сегодня я наблюдал со слезами на глазах как Вы, Ваше Высокопреосвященство, искренне взывали у престола Божия к Господу Иисусу Христу, молясь о мире на Украине, о том, чтобы наша Церковь, верующие люди не утратили свое единство и своей памяти.
Сердечно Вас благодарю за те слова, которые Вы обратили в мой адрес не только как иерарха, но и как церковного музыканта. Благодарю за высокую оценку. Мне это очень приятно, поскольку Вы – выдающийся духовный композитор современности. Ваше имя, Ваши труды известны повсюду, в том числе на Украине».
Владыка Ионафан также поблагодарил Московский синодальный хор за прекрасное исполнение его церковных произведений. «Для меня это большой подарок – отметил иерарх. – Всё вкупе – общение с народом Божиим, здесь, в Москве, в этот день Всех святых, в земле русской просиявших – будет и мне, и народу Божию, и духовенству моей епархии подкреплением в дальнейших исповеднических подвигах во имя Матери-Церкви и святого Православия».
Служба коммуникации ОВЦС |