28 декабря 2014 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.
После сугубой ектении митрополит Иларион прочитал молитву о мире на Украине.
Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иоанн (Копейкин).
По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о званных на вечерю, как хозяин дома пригласил гостей, но те под разными предлогами стали отказываться от приглашения. И тогда хозяин вечери сказал своему слуге:«Пойди по улицам и переулкам города и позови всех, кого найдешь: хромых, слепых, увечных, чтобы непременно наполнился дом мой возлежащими» (см. Лк. 14, 21). И слуга сделал так, как повелел ему господин.
Эта притча говорит нам об израильском народе, которому Господь Иисус Христос пришел возвестить Царство Божие. Ведь когда женщина, хананеянка, просила у Сына Божьего об исцелении дочери, Он не отвечал ей ни слова (см. Мф. 15, 23). А когда ученики приступили к Нему с просьбой отпустить ее, Он сказал им в ответ:«Я пришел только к погибшим овцам дома Израилева»(см.Мф.15,23-24). Но наставники богоизбранного иудейского народа – первосвященники, книжники и фарисеи – отвергли Христа, и этим отказались от Божественного приглашения в Царство Божие, оставшись вне его. Сын Божий, Который был послан к конкретному народу – израильскому – не был принят его большинством.
Тогда Господь стал говорить, что Его проповедь коснется и других народов, в том числе язычников. И после Его воскресения у апостолов была целая дискуссия, где им проповедовать Христа: среди израильского народа или среди язычников. Апостол Павел окончательно сформировал представление о том, что проповедь Иисуса Христа должна касаться не только обрезанных, – представителей израильского народа – но и прозвучать по всему миру. Ведь Христос говорил ученикам, когда возносился на небо: «Идите, проповедуйте всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (см. Мф. 28, 19).
Благоволение Божие, изначально адресованное только богоизбранному народу, перешло и на других, ибо Господь пришел, чтобы спасти все человечество. Так были призваны все, кого коснулась благодать Божия, и они заняли в Небесной вечере уготованные иудеям места. Двери на брачный пир открылись тем, кто, может быть, по первоначальному плану не был в числе приглашенных. На место ветхого Израиля пришел новый Израиль – Церковь Божия, в которой, как мы сегодня слышали из послания апостола Павла, нет ни эллина, ни иудея (см. Кол. 3, 11), нет разделения по национальному или какому-либо иному признаку, где священство не передается по наследству, в отличие от Ветхого Завета, когда священником мог стать только сын священника. В нашей христианской Церкви священником может стать каждый человек, ощущающий внутренний зов, когда Господь призывает к этому величайшему служению. Каждый, достойный или недостойный может стать членом Церкви, если возжелает быть участником Божественной вечери, Божественного брачного пира.
Конечно, евангельская притча о званных на вечерю обращена и к нам с вами. В исторической перспективе израильский народ не принял Христа, и на его место пришёл новый Израиль, членами которого являемся мы с вами. Господь каждого из нас зовет на Свою брачную вечерю, но не все откликаются на эту проповедь. Когда в храме совершается Божественная литургия — для нас открыты двери на Божественный брачный пир, и не какой-то слуга, а Сам Господин призывает нас на Свою вечерю, обращая к нам слова: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (см. Мф. 26, 26). К нам обращен Его призыв, который впервые услышали апостолы на Тайной вечере: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (См. Мф., 26, 27-28); изливаемая за тех, кто здесь присутствует, за тех, кого Господь призвал на этот брачный пир.
Каждый раз, когда мы слышим эти слова, когда выносится Святая Чаша и священник говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», – это приглашение не только для всех нас, здесь присутствующих, но и для всех желающих. Вход на эту вечерю бесплатный и свободный. Не требуется никаких пригласительных билетов, ни за что платить не надо. Необходимо только желание прийти и соединиться с Господом.
Как много людей, по своей или чужой вине, либо в силу сложившихся обстоятельств, лишены этого блага. Они живут, не зная, что существует такая вечеря, брачный пир, который для всех открыт ежедневно, а не только по большим праздникам. Каждый день в храме Божьем совершается Божественная литургия и всякий желающий может прийти и насладиться пиром веры.
Брачный пир, на который господин призывает гостей – это святая Евхаристия, а дом, где должна состояться вечеря – храм Божий. Старшее и среднее поколения наших прихожан помнят времена, когда было очень мало храмов, когда в больших городах не было ни одного храма, или был маленький храм где-то на окраине, к которому не так просто было найти дорогу. В наше время дорога к храму открыта для всех. Сегодня слово Божие звучит повсюду: не только с церковных амвонов, но и через средства массовой информации, телевидение, Интернет. Апостольская проповедь, которая началась две тысячи лет назад, сегодня продолжается, и наша с вами задача – откликнуться на приглашение Господа Иисуса Христа, адресованное каждому из нас.
Наша задача состоит еще и в том, чтобы позвать на Божественную вечерю и других людей. Каждый из нас призывается быть тем слугой, которого господин послал на дороги и перекрестки, чтобы пригласить всех на пир. Каждого из нас, вне зависимости, священник он или мирянин, мужчина или женщина, Бог призывает к апостольскому служению. Господь хочет, чтобы благодать, к которой мы приобщаемся в храме, действовала через нас и на других людей, чтобы каждый из нас привел в Церковь хотя бы еще одного человека, а если возможно – то и больше.
Дом Господень никогда не опустеет, он всегда будет полон людей, которые будут приходить в Церковь, вне зависимости от обстоятельств, или от того, как относятся к Церкви светские власти. Он всегда будет полон приглашенных, но каждый из нас должен задать самому себе вопрос: будем ли мы в их числе? Будут ли в их числе наши близкие, члены нашей семьи, наши сослуживцы?
Брачный пир уже наполнился возлежащими, но место еще есть, и это относится к каждому из нас. Господь к Себе призывает каждого сына или дочь Церкви, каждого православного христианина. И мы должны молиться Богу о том, чтобы наши близкие были участниками Божественной вечери, ведь для того Господь и призвал нас в Церковь, чтобы мы, вкусив Его благодати, приобщили к ней наших ближних. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС |