16:08 Доклад ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА на XXII международных Рождественских образовательных чтениях |
XXII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ СЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА РУСИ: НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ» Москва, 26-29 января 2014 года ДОКЛАД ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ на тему: «СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ТЮРЕМНЫХ КАПЕЛЛАНОВ В РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Москва, 28 января 2014 года, Трапезные палаты Храма Христа Спасителя
ПРЕДИСЛОВИЕ Реформа уголовно-исполнительной системы (УИС), проводимая в духе новой редакции европейских тюремных правил, заключается в переходе системы исполнения наказаний от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности» заключенных. В этой связи оказание осужденным помощи в социальной адаптации является приоритетной задачей и государственной системы исполнения наказаний как исторически сложившегося правоохранительного института учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, налагаемых в соответствии с законами государства на лиц, совершивших преступные деяния. 12 марта 2013 года на заседании Священного Синода (журнал № 27) был принят общецерковный документ «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», содержащий в себе изложение структурных основ, направления и принципов тюремного служения. Согласно постановлению Священного Синода этот документ рекомендован «в качестве руководственного в деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви, имеющих среди своих задач взаимодействие с пенитенциарными учреждениями, а также священнослужителей, окормляющих эти учреждения». В этой связи, и прежде всего, следует сказать несколько слов об основных принципах и направлениях тюремного служения, лежащих в основе взаимодействия Церкви и уголовно-исполнительной системы. Миссия тюремного служения в исправительных учреждениях основана на словах Христа: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36), – и направлена на обеспечение условий для полноценной духовной жизни и облегчение участи лиц, заключенных под стражу. «Действенным в преодолении преступности призвано быть пастырское служение Церкви, особенно в Таинстве Покаяния. Любому, кто кается в совершенном правонарушении, в качестве непременного условия разрешения от греха священник должен решительно предложить отказаться пред Лицом Божиим от продолжения преступной деятельности. Только таким образом человек будет побужден оставить путь беззакония и вернуться к добродетельной жизни» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Глава IX. Преступность, наказание, исправление). Поэтому традиционная задача Церкви – содействовать приобщению человека в условиях лишения свободы к христианским духовно-нравственным ценностям и, возрождая в его душе религиозность, помогать осужденному, волей судьбы оказавшемуся в заключении, преодолевать в себе склонность ко греху и совершению преступлений, а после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей. Это созвучно с задачами, стоящими перед современным обществом, которое озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны – обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Глава IX, «Преступность, наказание, исправление», п. 4) говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества». Областями сотрудничества Церкви и государства являются, среди прочих, развитие совместных социальных программ и попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти. В этой связи на протяжении двух десятилетий на постсоветском пространстве в пенитенциарных учреждениях строятся новые храмы и создаются молитвенные комнаты в зданиях или помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждений УИС, которые предоставлены епархиям Русской Православной Церкви в целях проведения регулярных богослужений и совершения треб для заключенных. Аналогичная ситуация становления православного тюремного служения на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата наблюдается на Украине, в Белоруссии, других странах СНГ в условиях режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений законодательством этих стран. Однако все поименованные задачи, стоящие перед Церковью, выполнимы лишь при условии учреждения общецерковного института тюремных капелланов на постоянной основе и/или штатной основе в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), объединяющего в себе служение тюремных священнослужителей всех епархий Русской Православной Церкви. При этом учреждение общецерковного института тюремных капелланов и включение духовенства в работу учреждений УИС на постоянной и/или штатной основе, о чем сказано в Постановлениях Архиерейских Соборов в 2011 и 2013 годов, уже сегодня требует определения правового статуса канонических подразделений, а также канонического и правового положения священнослужителей (института тюремных капелланов), исполняющих обязанности тюремного служения в учреждениях УИС. Учитывая, что в настоящее время практически единственным социальным институтом, работающим в учреждениях ФСИН России, является Церковь, остро обозначился и вопрос о финансировании священнослужителей, занятых в духовно-пастырском окормлении тюремных учреждений. Не имея полноценного прихода, и соответственно, регулярных пожертвований на церковную деятельность, тюремные капелланы нуждаются в постоянном доходе для материального обеспечения членов своих семей. По подсчетам Синодального отдела по тюремному служению для полного охвата всех исправительных учреждений ФСИН России сегодня в учреждениях УИС трудятся около 970 священнослужителей. Безусловно, их содержание (материальное обеспечение) уже в настоящее время становится неподъемным бременем для части епархиальных управлений Русской Православной Церкви. Справка: «В России на начало 2013 года в юрисдикции Русской Православной Церкви в 1020 исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний функционируют 517 тюремных храмов и 453 молитвенных помещения, в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных 954 священнослужителя. В стадии строительства пребывали 37 храмовых зданий, однако для того, чтобы полностью удовлетворить потребность заключенных, в России требуется строительство еще около 500 храмов на режимных территориях учреждений УИС. В Украине в 181 учреждении криминально-исполнительной системы действуют 76 храмов и 36 часовен, одновременно ведется строительство еще 20 православных молитвенных сооружений. В Республике Беларусь имеется 37 исправительных учреждений закрытого типа, в которых сооружено 20 храмов и 17 молитвенных комнат. Исправительные учреждения окормляют более 90 священнослужителей. В Молдавии в каждом из 17 исправительных учреждений Республики Молдова находятся 17 храмов или часовен – во всех совершаются Литургии для заключенных, пастырское окормление которых на постоянной основе осуществляют 22 клирика Православной Церкви Молдовы». В соответствии с положениями «Соглашения о сотрудничестве» Министерства юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церкви, подписанном 21 декабря 1999 года, и «Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний» (ФСИН России), заключенном 22 февраля 2011 года, работа проводится по трем основным направлениям.
СКАЧАТЬ ДОКЛАД, doc 754 KB
|