7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2011 год. С приветственным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Многоуважаемый Юрий Сергеевич! Ваше Высокопреосвященство! Высокое собрание!
Мы собрались для того, чтобы вручить премии имени митрополита Макария (Булгакова) и поздравить лауреатов. Макариевские премии — это совместный общественно-просветительский проект Русской Православной Церкви, Академии наук и Правительства Москвы, который начал реализовываться в далеком уже 1995 году. Требовалось некое мужество и дерзновение, чтобы именно в то тяжелейшее время собрать силы и возобновить замечательную традицию, благодаря которой в течение многих лет поддерживались научные труды, отличавшиеся новаторством и имевшие большое значение для страны и для Церкви. И сегодня целью проекта является просвещение в области исторических и гуманитарных знаний, прежде всего отечественной истории, духовно-нравственного развития, патриотического просвещения молодежи.
В 1841 году в Киевской духовной академии произошло знаменательное событие — была открыта кафедра русской церковной и гражданской истории. Важное решение было связано с другим событием, формально обыденным и незаметным, — в том самом году академию окончил иеромонах Макарий (Булгаков). И необычность создания кафедры была обусловлена тем, что кафедра создавалась под этого выпускника — завершив свое обучение и получив соответствующие дипломы, отец Макарий сразу же возглавил вновь созданную кафедру церковной и гражданской истории.
Отец Макарий был священником, монахом, ученым. Он достиг очень больших высот во всех областях, в которых трудился. Как ученый он стал членом Императорской Академии наук, что в то время было, наверное, не совсем неожиданным, но и не таким частым делом. Как член Императорской Академии наук, как выдающийся исследователь он имел огромный авторитет в научных кругах и был одновременно дерзновенным, глубоко духовным церковным руководителем.
Будущий митрополит и академик не только своими учеными трудами, но всей своей жизнью доказал то, что порой подвергается сомнению и даже попыткам разрушения. Он доказал единство Русского мира и единство Русской Православной Церкви — в первую очередь своей собственной биографией и сферой приложения своего таланта. Отец Макарий стал профессором, а затем ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Был епископом на Украине, в Виннице, архиепископом в Харькове, предшествовал святителю Феофану на Тамбовской кафедре, продолжил труды знаменитого церковного деятеля митрополита Иосифа (Семашко) на Литовской кафедре и, наконец, за три года до своей кончины стал митрополитом Московским и Коломенским, унаследовав эту Первопрестольную кафедру от своего блаженнопочившего предшественника святителя Московского Иннокентия, просветителя Сибири.
Вся эта огромная работа по управлению сложными и обширными епархиями сопровождалась неустанными научными трудами в области истории, богословия и церковной археологии. Трудно даже представить, как можно было в ту пору всё это сочетать, когда столько времени уходило на передвижение, на организацию каждодневных трудов, когда не было тех средств связи и тех возможностей, которыми пользуется современный человек.
Митрополит Макарий и после своей праведной кончины продолжил поддерживать церковную и гражданскую науку, еще при жизни учредив специальную поощрительную научную премию и отдав на ее обеспечение все заработанные научным трудом средства. Впервые премия была присуждена вскоре после его кончины в 1884 году. В 1917-м, последнем дореволюционном году, Макариевская премия, присуждаемая Священным Синодом и Императорской Академией наук, была уже одной из наиболее авторитетных научных наград.
Как и все связанное с Церковью, Макариевская премия была упразднена в советское время, а имя выдающегося ученого святителя Макария предано полному забвению. Однако Русская Православная Церковь, Российская Академия наук и Правительство Москвы объединили усилия и возродили премию памяти митрополита Макария, которая стала присуждаться каждые два года. В этом году возрожденным Макариевским премиям исполняется 15 лет.
Каждое новое вручение премии — это свидетельство роста научного, церковного и гражданского потенциала российских исследователей. Увеличилось и количество номинаций: если первые премии присуждались по двум направлениям — история Церкви и история Москвы, а вскоре добавилась третья номинация — история России, то сегодня нам предстоит наградить победителей уже по пяти номинациям, так как премии стали вручаться и за лучшую работу по истории православных стран и народов, и за лучшее учебное пособие.
В этом году конкурс был как никогда насыщенным. Поступило очень много высококлассных научных работ, и экспертный совет, возглавляемый Сергеем Павловичем Карповым, работал в очень сложных условиях. Думаю, об этом подробнее доложит сам Сергей Павлович, а мне хотелось бы отметить одно, на мой взгляд, важное обстоятельство — огромный охват тем, характерный для нашего конкурса: и хронологический — от Древней Византии до XX века, и географический — от арабских стран до Русского Севера.
Очевидно, что русская историческая наука уже на новом исследовательском уровне вновь обращается ко всему историческому многообразию Вселенского Православия. В этом году исполняется 130 лет со дня упокоения Высокопреосвященного Макария, и надеюсь, что научное сообщество с глубоким почтением отметит эту дату. Таким образом, фонд, созданный для укрепления и развития исторической науки, оправдал надежды создателей и чаяния научного мира, мира гуманитариев.
Еще раз сердечно поздравляю лауреатов и номинантов Макариевского конкурса и всех присутствующих на этом юбилейном вручении и желаю помощи Божией во всех ваших добрых делах и начинаниях. Благодарю за внимание.