17:39 Об итогах года |
Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 27 декабря 2014 года. Как и полагается, в последние дни уходящего года попробую сказать о его итогах. Многие сегодня говорят, что это был непростой год. Конечно, это было так. Церковь Божия, православные христиане жили в условиях очень непростых событий политической и экономической жизни, в сложной международной обстановке. Но с полной уверенностью можно сказать: мы прожили этот год достойно — не посрамив своего христианского имени, оставаясь верными христианскому пути, который начертан для каждого из нас Господом и Спасителем. Да, было очень непросто, вызовы были брошены очень серьезные. Да, многие считали, что православных христиан можно заставить изменить своей вере, согласиться с доминантой псевдоценностей, которые прямо противоположны христианству, и приспособиться к этим псевдоценностям. Но не получилось изменить нашу жизнь. Мы все-таки не пошли иудиным путем и не пошли по пути Пилата, который так и не смог понять, в чем есть истина. В начале этого непростого года, перед великими испытаниями, Господь дал нам великое утешение — были принесены в пределы Русской Церкви Дары волхвов. Многие сотни тысяч людей поклонились этой святыне здесь, в Москве, в других городах России, в Киеве, в Минске. А дальше происходило то, что все сегодня хорошо знают — больно ранящие сердце каждого русского православного христианина, христианина исторической Руси события на Украине. Чада одной Церкви, люди, исповедующие одного Христа, оказались по разные линии фронта, стали участниками братоубийственной брани. С одной стороны находились люди, которые именовали себя «Сотня Иисуса Христа», с другой — люди, которые именовали себя «Русской православной армией». Вот так разделились люди, по большому счету принадлежащие к одной цивилизации, родные друг другу по крови и по вере. Много слез было пролито и много страданий перенесено не только теми, кто находился в местах, обагренных этим противостоянием, но и теми, кто наблюдал за происходившим и молился, зачастую чувствуя бессилие что либо сказать или что либо сделать, и спрашивал себя: что же? Не будет больше никакой единой православной Руси? Не будет больше никакого общения между людьми, являющимися столь близкими друг другу? Не будет больше никакой православной цивилизации? Все пропало? Господь показал, что нет. И то, что в последнюю неделю уходящего года достигнуто стабильное перемирие, то, что отводится тяжелая артиллерия, прекратились интенсивные боевые действия (хотя происходят еще перестрелки) — не случайно. Многие люди все-таки одумались. Правы те, кто отказывался посягать на жизнь своих ближних, и те, кто призывал к миру и справедливости, и те кто молился. Вся наша Церковь молилась и до сих пор молится по благословению Святейшего Патриарха за каждой Божественной литургией — сугубо, часто слезно, часто коленопреклоненно — молится о мире на Украине. Для меня очень символичным и важным было рукопожатие представителей носящих оружие людей с двух сторон во время переговоров о судьбе раненых и пленных. Многим, наверное, это рукопожатие не понравилось: слишком много страданий произошло, слишком много разделений имело место. Но то, что люди говорили на одном языке и жали друг другу руки, и то, что продолжаются контакты и общение даже между самыми радикально настроенными людьми по обе стороны противостояния — это добрый знак. Да, перемирие пока не является прочным. И не нужно успокаиваться на том, что достигнуто сегодня. Следует добиться того, чтобы мир обязательно был справедливым, чтобы не сторонники одной из существующих точек зрения на будущее Украины, а люди, приверженные разным общественно значимым взглядам — в том числе те, кто ориентирован в на приоритетное развитие отношений с Россией, Белоруссией, другими странами исторической Руси, — получили возможность адекватно влиять на будущее собственной земли. Будем надеяться, что так и будет. Но еще долгую дорогу нужно пройти. Пусть эта дорога станет дорогой мира. Главное, чтобы люди, обсуждающие перспективы своих исторических путей, прислушивались к голосу Евангелия — голосу милости и истины. Церковь Украины не пошла по пути подчинения какому бы то ни было радикальному политическому влиянию. Сохранилась на Украине православная вера, каноническая Церковь, православная цивилизация. Украина остается православной страной. Да, с большим количеством греко-католиков, латино-католиков, мусульман, иудеев, протестантов. Но все же Украина сохранилась как православная страна. Будем надеяться, что никому не удастся лишить ее возможности осуществлять свою веру. В экономическом и социальном отношении многим народам — тому же украинскому, российскому народу, белорусскому, молдавскому — в течение всего этого года было непросто. Закончились тучные годы. Но не нужно по этому поводу ни отчаиваться, ни унывать. Отчаяние и уныние — это не христианские чувства. Господь иногда дает нам материальное благосостояние, иногда попускает ситуацию, в которой оно отнимается, а может быть, и особо благоволит этому, чтобы мы не надеялись слишком на материальные богатства. Он ограничивает их количество в нашем распоряжении, чтобы мы задумались о том, стоит ли жить только ради денег, успокаивая себя словами: у меня все хорошо — ешь, пей, веселись! Нынешние трудности, как уже много раз было сказано вашим покорным слугой, прошлись тяжелой поступью по судьбам многих людей. Но, несмотря на эти вызовы, на обеднение большого количества людей — по поводу чего, конечно же, можно только сожалеть — мы остались самими собой. Мы не перепугались, не пошли на поводу у того экономического давления, которое оказывалось на наши народы. Мы не передрались ради доступа к материальным благам. Многие, в том числе богатые люди, руководящие крупными коммерческими предприятиями, почувствовали необходимость и правильность большей ориентации на волю собственного народа, а не на указания из-за рубежа. Поэтому нынешние экономические трудности принесли как новые проблемы, так и возможности для разрешения проблем, которые накапливались десятилетиями. В церковной жизни происходило очень много отрадного. Создавались новые епархии и митрополии. На качественно новый уровень развития обещает встать и уже встает система духовных школ, система катехизации, миссионерской и молодежной работы в приходах. Святейший Патриарх выступил с инициативами по качественному улучшению этих сторон церковной жизни несколько лет назад. И некоторые иногда спрашивали в интернете и в церковном кругу: ну как это получится? Нет людей, нет денег! А сейчас мы видим, что те преобразования церковной жизни, которые были задуманы Святейшим Патриархом, привели в Церковь и новых людей, а может быть, и новые материальные ресурсы. Потому что когда свершается дело, оно вовлекает в себя все новые и новые силы. Люди видят отдачу от этого дела. Сегодня видно — не только в Москве, не только на ее окраинах, где встают новые храмы, но и в центре города, — как новые и новые люди притекают в храмы, люди, которых полгода назад еще не было. Они начинают активно участвовать в церковной жизни. Будем только надеяться, что это их участие всегда будет христоцентричным, всегда будет сосредоточено вокруг Святой Евхаристии — центра церковной жизни. Без этого центра она теряет смысл и очень быстро начинает уклоняться то в политизированность, то в фольклор, то в быт. Церковь не может быть отделена от общества и от тех забот, которые есть у людей. Не случайно Святейший Патриарх во многих своих проповедях и общественно значимых выступлениях постоянно напоминал о том, что Церковь не должна уклоняться от нравственных оценок самых разных процессов, происходящих в мире и в каждой из стран исторической Руси. Церковь не должна оставаться безответной ни в каком случае — особенно тогда, когда ее спрашивают о нравственном измерении экономики, или государственной жизни, или международных отношений, или же отношений межнациональных. Не случайно Святейший Патриарх особенно ясно сказал в этом году о целостности истории, о ее единстве, о том, что нам следует брать лучшее из всех периодов истории нашей страны. А это и княжеский, и царский, и имперский, и советский, и постсоветский, нынешний период. Не случайно Патриарх сказал о важности ценностей, таких как вера, справедливость, солидарность, достоинство, державность. На этих ценностях сегодня можно выстроить новое здание государства: не просто государства-фирмы, государства-менеджера или корпорации, а семьи, объединяющей в особом единстве народ, власть и религиозные общины. У жизни Церкви, конечно же, есть общественное измерение, потому что она связана с нуждами десятков миллионов людей. Но при этом очень и очень важно делать все, чтобы возгревалась церковная общинная жизнь — Литургия и все те инициативы, собрания, новые формы приходской работы, которые связаны с Литургией и проистекают из таинства Спасения, совершаемого в Евхаристии. Об этом Святейший Патриарх очень много говорил на епархиальном собрании, сказав и о пользе общего пения, и о пользе приходских чаепитий после службы, и о пользе молодежной, миссионерской, катехизической работы, совершаемой в приходах. Я бы хотел напомнить вот такие слова Святейшего Патриарха, сказанные на епархиальном собрании: «Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения. Отсюда проистекает особая ответственность прихода и, в первую очередь, настоятеля и клира за созидание приходских общин, то есть единства людей, собирающихся в храме вокруг Евхаристической чаши. Это единство имеет мистическое значение, "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20), но также и духовно воспитательное: община при правильном устроении становится школой подлинного благочестия». В благочестии, в мире, в радости будем трудиться в наступающем новом году. Благости Божией! Поздравляю всех с новолетием. Пусть мир Христов пребывает в ваших сердцах, и там, где вы живете и трудитесь, и между вами, и в Отечестве нашем, во всем мире Божием. |