17:37 Диакон Александр Волков: Весь 2014 год Русская Церковь молилась об Украине |
В преддверии праздника Рождества Христова руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков дал интервью МИА «Россия сегодня». — Итак, завершился 2014 год и наступает Рождество. Какие самые яркие события ушедшего года, произошедшие в жизни Русской Православной Церкви, Вы бы могли отметить? — Ключевым событием для всей Церкви и для всех верующих в 2014 году было празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Оно было знаковым не только потому, что в рамках юбилея проходило множество мероприятий, связанных с именем Преподобного. Хотя благодаря всем им очень многие вещи стали возможными. Например, реставрация большого количества храмов, которые носят имя святого. Троице-Сергиева Лавра засияла совершенно по-новому. В этом смысле это важно, поскольку Лавра — сердце Русской Церкви и сердце России. Все это было бы невозможным без государственной поддержки, а значит, осознания государством важности и этого юбилея, и актуализации памяти Сергия Радонежского. Но событие это стало знаковым и по другой причине. Еще несколько лет назад, не говоря уже о десятилетиях, невозможно было представить, чтобы государство и общество так внимательно будут относиться к празднованию, казалось бы, церковной даты. Поэтому, на мой взгляд, празднование сыграло значительную роль в изменении общественного сознания. Сегодня можно с уверенность констатировать, что юбилей глубоко проник в души и сердца народа. А именно в этом и заключалась цель юбилейного года, юбилей праздновался для всего нашего общества, а не только для тех, кто и так хорошо знает историю и культуру нашей страны: было чрезвычайно важным напомнить об этом юбилее и о нашем общем русском святом. Поэтому, конечно, этот год прошел под знаком преподобного Сергия и, как мне кажется, сыграл важную роль в формировании духовных основ нашего общества. И очень радостно было видеть в этих торжествах искреннее соединение церковного, общественного и государственного. Говоря об итогах 2014 года, невозможно забыть те страшные события, которые до сих пор разворачиваются на Украине. Что бы мы ни делали, о чем бы мы ни думали и чем бы ни занимались, все равно все наши дела проходят через призму украинского кризиса и украинской трагедии. Это то, что нельзя выкинуть из сердца и из ума, это то, что всегда на повестке дня Русской Православной Церкви и лично Патриарха Кирилла. Церковь делает все от нее зависящее для умиротворения враждующих. В первую очередь — своей молитвой. Сейчас эта молитва об Украине произносится на каждой Божественной литургии во всех храмах Русской Церкви от Владивостока до Калининграда, а также во всех наших зарубежных приходах. Это объединяет и Церковь, и общины перед лицом общего горя. Ведь горе наших украинских братьев и боль Украины стали нашим горем и нашей общей болью. Так же Русская Церковь постоянно исполняет служение милосердия — сбор финансовой помощи пострадавшим регионам, отправка гуманитарных грузов, помощь беженцам. Насколько мне известно, есть приходы в Москве и других городах, которые берут шефство над храмами на юго-востоке Украины. Звонят, уточняют, что конкретно необходимо, всем приходом собирают просимое и отправляют туда. Здесь ведется очень активная работа. Поэтому в ушедшем году я бы выделил эти два наиболее значимых для Церкви и верующих события: одно радостное, второе — скорбное. Именно под их знаками проходил весь церковный год. — Давайте вернемся к торжествам по случаю 700-летия Сергия Радонежского. Известно, что их кульминацией стал крестный ход, прошедший в Хотьково 16 июля и собравший десятки тысяч человек. Расстояние этого пешего паломничества составило порядка 17 километров. Вы были участником этого крестного хода. Что Вас лично больше всего в нем поразило, какие ощущения Вы сами испытали? — Любые массовые мероприятия, а формально крестный ход был мероприятием массовым, всегда связаны с внутренним ощущением тревожности, потому что, когда десятки тысяч людей собираются в одном месте, это создает напряженность. Так, например, бывает на спортивных матчах или политических манифестациях. Крестный ход в честь преподобного Сергия имел совершенно другую атмосферу. Десятки тысяч людей, идущих вместе, создавали мощный молитвенный строй, который чувствовался даже тогда, когда ты занимался организационными вещами, а не погружался в собственные внутренние переживания. Это было помимо тебя, словно накатывало волнами. Ведь люди туда пришли ради общего дела, ради молитв преподобному Сергию, для того чтобы засвидетельствовать перед Богом свое единство. Это, конечно, дорогого стоило. Поэтому чувства переполняли. Это было яркое духовное переживание для всех, кто там находился. Очень важно то, что это было движение, во главе которого стоял Патриарх. Он шел в подряснике, скуфейке, его обгоняли люди, и даже в какой-то момент он оказывался в их толпе. Это было совместное движение людей со своим Патриархом. Даже те люди, которые шли за два-три километра позади, в хвосте этого шествия, понимали, что впереди идет Патриарх и терпит он ровно так же, как и они, и устает ровно так же, и стирает себе ноги так же. Важно отметить, что эта была абсолютно не показная история. Вообще, попутно отмечу, что Патриарх Кирилл очень не любит делать что-то напоказ, ради галочки, ради только внешнего участия. Это противоположно его внутреннему убеждению. Если возникают обстоятельства, которые делают форматы его участия в каких-то мероприятиях только внешними, без внутреннего наполнения, он от них всегда старается отказаться. В хотьковском крестном ходе внутреннее наполнение было абсолютным. — А были ли с Вашей стороны или со стороны других предложения Патриарху во время крестного хода как-то облегчить этот непростой 17-километровый путь, завершить его, например, на машине? — Конечно, были. Со стороны людей, окружающих Патриарха, высказывались определенные пожелания и рекомендации. Но Патриарх Кирилл от всех предложений отказался, это было его изначальным и окончательным решением. Для всех участников была только одна получасовая остановка на отдых, во время которой Патриарх, как и все, немного отдохнул. Затем все вместе продолжили движение. — На ваш взгляд, насколько этот путь по жаре легко дался Патриарху, было ли ощущение, что ему в какой-то момент стало тяжело? — Святейший сохраняет хорошую физическую форму, уделяет время спортивным занятиям и ходьбе, поэтому для него преодоления такого расстояния — не очень большая проблема. А вот для многих людей этот крестный ход стал существенным испытанием, преодолением себя. Конечно, и для Патриарха это, несомненно, было значимым физическим упражнением, но по сравнению со многими он его преодолел гораздо с большей легкостью. Для нас, людей более молодых, это стало весьма показательным. — Теперь об Украине. Несмотря на то, что политический конфликт в стране начался с Евромайдана в конце 2013 года, на мой взгляд, острый церковный кризис произошел после смерти митрополита Владимира 5 июля 2014 года. Как в Русской Церкви восприняли эту кончину, и действительно ли митрополит Владимир был неким сдерживающим и стабилизирующим каноническую ситуация в стране фактором? Это не просто громкие и красивые слова, а истинная правда? — Митрополит Владимир, безусловно, сыграл историческую роль в деле устроения Православия на Украинской земле. Об этом не раз говорил Патриарх, и это очевидно для всех, кто хоть немного знает и историю, и текущую ситуацию Православия на Украине. Это был человек, которого любила вся полнота Украинской Церкви. Человек, к которому с огромным уважением относились и политики, и общественные деятели. Человек, к слову которого не просто прислушивались, но и боялись. В этом смысле он, конечно же, был ключевой фигурой в духовной жизни страны. Его кончина отозвалась болью в сердцах, как украинской паствы, так и всех, кто его знал. Когда на престол украинских Предстоятелей взошел митрополит Онуфрий, стало понятно, что эта та самая фигура, которая, как и митрополит Владимир, будет объединять вокруг себя самые разные силы и направления внутри Церкви на Украине. Поэтому все члены Русской Православной Церкви с огромной радостью, утешением и успокоением, восприняли избрание Архиерейским Собором Украинской Церкви своего нового Предстоятеля — митрополита Онуфрия. И уже сейчас видно, как много сил и трудов он прилагает для того, чтобы его паства сохраняла свое единство, как много он делает для того, чтобы преодолеть то противостояние, которое есть сейчас в украинском обществе. — Митрополит Онуфрий с самого начала своего избрания не встал ни на одну сторону противоборствующих сторон, тогда как представители тех же неканонических православных организаций достаточно быстро определились и заняли сторону политического истеблишмента в стране. На Ваш взгляд, не было ли это ошибкой Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата? Вообще, насколько духовное лицо должно или не должно иметь политические предпочтения и разделять политические взгляды своей паствы? — Еще с самого начала конфликта Патриарх Кирилл неоднократно объяснял позицию Русской Церкви, которая заключается в абсолютном дистанцировании от любых политических сил, находящихся по разные стороны баррикад. Только такая позиция и только такое нахождение Церкви может ей дать возможность говорить на равных со всеми. Так и происходит сейчас. Украинская Православная Церковь в отличие от многих других религиозных структур, сумела сохранить этот нейтралитет, благодаря чему теперь существует возможность говорить со всеми сторонами конфликта, призывать их к миру без каких-либо сложностей, связанных с маркированием Церкви с той или иной политической силой. В самом начале конфликта, когда он еще не перерос в ту чудовищную фазу, в которой находится сейчас, Патриарх неоднократно говорил о том, что Церковь уважает любой политический выбор граждан страны, как уважает и возможность разделения людей по политическим взглядам. Но при этом она призывала людей оставлять свои политические предпочтения у дверей храмов, не вносить в Церковь того разномыслия, которое имелось в обществе. К сожалению, этот призыв во многом не был услышан, и люди стали использовать церковный вопрос, который на Украине очень остро стоит вот уже несколько десятилетий, в личных, порой корыстных интересах. Очень хочется верить, что на Украине уже близко то время, когда все стороны конфликта смогут начать собирать камни. — Не могу не задать уже традиционный для Московской Патриархии вопрос о встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Не так давно понтифик, посещая Стамбул, выразил желание встретиться с Предстоятелем Русской Православной Церкви. В Московском Патриархате тут же отреагировали на эти слова и заявили, что этой встрече мешают действия украинских греко-католиков. Униаты Украины действительно сегодня единственная причина, по которой встреча Патриарха и Папы невозможна? — Сейчас позиция нашей Церкви такова, что это решающая причина. Мы не обсуждаем сегодня богословскую составляющую наших взаимоотношений — богословский диалог ведется, и это отдельная, самостоятельная история. Но наши богословские разногласия не препятствуют возможной встрече Папы Римского и Патриарха Московского. Ведь в рамках возможной встречи не будет идти речь о каком-то объединении Церквей, несмотря на богословские, вероучительные разногласия. Но сейчас мы говорим о тех внешних и, на наш взгляд, устранимых факторах, которые мешают полноценному общению. Ведь подобного рода встреча имеет очень важное значение. Нельзя позволить ей превратиться во что-то формальное, когда публично Патриарх и Папа будут улыбаться и говорить общие слова, а за закрытыми дверями в жесткой форме обсуждать существующие проблемы. Стоит решить все те наболевшие вопросы, которые существуют сейчас, с тем, чтобы встреча стала действительно исторической и имела открытый и радостный для обеих сторон формат. — Но ведь, например, в прошлом году темы активной политической деятельности греко-католиков на Украине еще не было, но и встречи Папы с Патриархом тоже не произошло? — Мы можем только с сожалением констатировать, что все те нерешенные проблемы, которые на протяжении предыдущего столетия лишь дымились, сейчас вспыхнули в существенный пожар, наносящий урон украинскому обществу и церковной жизни на Украине. Этот пожар необходимо потушить, и только после этого мы сможем на совсем другом уровне говорить о встрече глав двух Церквей. — Не настораживает ли сегодня Русскую Церковь некий экуменизм взглядов Папы Франциска? Еще десятилетия назад именно экуменистичность взглядов Иоанна Павла II во многом стала препятствием для его встречи с тогдашним Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриархом Алексием II. — Русской Церкви сегодня близка и понятна позиция Папы Франциска по множеству проблем, связанных с вопросами общественной нравственностью и положением дел христианства в Европе и на Ближнем Востоке. За последние годы у нас стало гораздо больше точек соприкосновения с нашими братьями католиками, чем точек разделения, если мы говорим именно об оценках общественной жизни и христианском взгляде на бытие нашего мира. Здесь наши позиции совпадают, что дает возможность нам говорить о том, что в деле защиты незыблемых ценностей христианства наши церкви становятся близки. — В этом году, в отличие от всех пяти лет Предстоятельства, Патриарх Кирилл совершил непривычно мало поездок, как по российским епархиям, так и в пределы других Православных Церквей мира. В частности, за границу было всего лишь два визита: в Стамбул, где главы мирового Православия наконец-то определили год проведения Всеправославного Собора. А второй — в Белград. Почему в 2014 году была выбрана именно Сербия, каков итог этой поездки? — Сербия была выбрана потому, что по сложившейся традиции новоизбранные Предстоятели обязательно должны посетить другие Православные Поместные Церкви согласно определенному диптиху, то есть иерархии их возникновения. Черед дошел до Сербской Православной Церкви. Тем более что до этого Патриарх Кирилл принимал сербского Предстоятеля в Москве, который со своей стороны совершал мирный визит в пределы Русской Церкви. Таким же образом был совершен и визит Патриарха Кирилла в Белград. Однако в том, что поездка состоялась именно в этом году, невозможно не увидеть промысла Божиего. Мы знаем о том многовековом братстве, которое существует между сербским и русским народами. В этом смысле наши Церкви играют решающую роль в обществе, значение Православия для народов обеих стран всегда было исключительным. И именно тогда, когда Россия переживает не самые простые времена, посетить Сербию и услышать со стороны наших братьев слова поддержки и солидарности было очень важным. Здесь можно видеть правильное соединение церковного миропонимания с политическим вектором. Политика ведь бывает разной: есть текущая политическая парадигма, когда флюгер качается то в одну, то в другую сторону. А есть политика с большой буквы, когда вектор определяется многовековыми отношениями народов и стран. Отношения России и Сербии являются одним из лучших примеров настоящей политики, когда, несмотря ни на какие санкции, проблемы и угрозы, наши два народа, наши две страны не вступают ни в какие существенные противоречия на политическом уровне. В этой связи важным было не только само общение Патриарха Кирилла с сербскими верующими и духовенством, но еще и еще раз сформулированное им основание нашего единства, утверждение того, что славянские церкви всегда должны находить общий базис в своих отношениях. На мой взгляд, визит имел историческое значение, выраженное в ярких проявлениях: освящении памятника последнему императору России царю Николая II в центре Белграда и совместном богослужении двух Патриархов в храме святого Саввы Сербского, в строительстве которого Русская Церковь и Россия сыграли важную роль. Когда мы говорим о единстве и братстве с Сербией, формулировки могут показаться довольно затертыми — при словосочетании «Россия и Сербия» все говорят именно об этом братстве. Но это та истина, которую невозможно затереть, и очень важно об этом единстве говорить именно сейчас как в России, так и в Сербии. — Можно ли уже говорить о каких-то планах Русской Православной Церкви и Патриарха Кирилла на 2015 год? — Будет немало визитов Патриарха в епархии Русской Церкви. Не могу сказать, будет ли их больше или меньше, чем в ушедшем году. Патриарх в принципе не ставит перед собой цели каждый год повышать численность своих визитов или каких-то других своих действий. Все зависит от нужды и необходимости. Предстоятель всегда с радостью приезжает в самые отдаленные уголки нашей страны. Так будет и в этом году. 2015 год будет проходить под знаком князя Владимира — крестителя Руси. Конечно же, вся Русская Церковь рассчитывает на то, что это празднование станет началом собирания камней на Украине. Потому что невозможно находиться в том чудовищном противостоянии и ненависти по отношению друг к другу, когда наши народы вспоминают 1000-летие со дня кончины святого. Хотят того какие-то деятели или не хотят, стремятся вычеркнуть личность князя Владимира из учебников истории или нет, невозможно забыть его как фигуру, объединяющую наши страны и народы. Как невозможно забыть и то, что мы тысячу лет живем вместе. Стоит просто задуматься над этой цифрой. И что такое один год по сравнению с тысячей лет? Поэтому все мы все уповаем и молимся Богу, чтобы эта тысяча лет перед лицом Божиим победила разделение, и мы все бы пришли к осознанию тех ошибок, которые были допущены за последнее время, к путям умиротворения того, что происходит на Украине. — В связи с юбилеем князя Владимира не планируется ли летом 2015 года поездка Патриарха Кирилла на Украину? — Поживем, увидим. Патриарх отмечал, что для него сильной болью стало то, что в 2014 году он был лишен возможности посетить Украину. Святейший привык посещать епархии Украины, молиться вместе со своей украинской паствой, которая всегда встречала его с радостью и слезами на глазах. Понятно, что в силу текущего положения вещей говорить о чем-то конкретном сейчас преждевременно. Но мы молимся Богу о том, чтобы в обозримой перспективе Патриарх смог вновь приехать к своей украинской пастве! Беседовала Милена Фаустова |