Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 20:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2014 » Август » 5 » Жить с устремленностью в вечность. Об уроках Первой мировой войны
20:25
Жить с устремленностью в вечность. Об уроках Первой мировой войны

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 8, 2014).

Радует, что столетие начала Первой мировой войны сопровождалось не только открытием памятников и выставок, не только торжественными собраниями, но и серьезным размышлением об уроках этой войны, о том, что они значат для нас сегодня. Пожалуй, главный вопрос, который пытались радикально решить в советское время и который остро стоит перед многими умами сегодня, звучит предельно ясно: а нужно ли было России вступать в эту войну? Не забудем: война — всегда зло, потому что в ходе ее гибнут люди. Россия из-за той войны была вынуждена остановить свое триумфальное экономическое развитие, оказалась менее защищена от социальных проблем, от внешних провокаций и внутренних нестроений, приведших к трагедии февраля и октября 1917 года. Да и использовать плоды своих побед в Первой мировой войне страна, по большому счету, не смогла.

Впрочем, христианин вряд ли должен ставить точку на констатации этих известных печальных фактов. Он не должен забывать, что главное в земной жизни — не материальное процветание, не душевное спокойствие и даже не само сохранение этой временной жизни. Главное — вхождение в Божие Царство, а войти туда нельзя без сохранения истинной веры, подлинной свободы, нравственного достоинства, без исполнения своего долга. Несправедливый и неправедный «мир» на условиях подчинения общества антихристианским силам, «мир», который закрепляет отторжение людей от веры и добродетели, лишает их вечного блаженства — гораздо хуже потери земной жизни.

Россия не могла не прийти на помощь страдающим православным братьям, пусть даже этим расчетливо воспользовались те, кто стремился ослабить страну через втягивание ее в войну. Было бы гораздо хуже наращивать экономику и сохранять спокойствие обывателей, и этим предать страдальцев, взывавших о помощи. Более того, было бы гораздо хуже устраниться от процессов, происходивших в тогдашней Европе, отдать их на волю более активных и агрессивных держав, запасаться хлебом, строить заводы, торговать, ходить на балы, считать деньги в банках — словом, радоваться земной жизни, позабыв о той миссии своего народа, которая, начинаясь на земле, простирается в вечность.

Если бы Россия отдала своих православных братьев и судьбы Европы на милость других стран, она бы, конечно, выторговала себе несколько лет мирной жизни. Может быть, и революция произошла бы несколькими годами позже или не произошла бы вовсе, а внешние силы поменяли бы государственный строй бескровным или менее кровавым способом. Но страна оказалась бы ведомой и уподобилась бы одному из тех прежде могущественных государств Центра и Востока Европы, которые сейчас полностью лишены самостоятельного влияния на то, что происходит в мире. Можно было бы пойти таким путем, но была ли бы это уже Россия, особая Божия избранница? Или это был бы некий набор теплохладных индивидуумов и групп, партий и клубов, не имеющий ни единого шанса не только участвовать в определении судеб мира, но и определять свою собственную судьбу? Мне бы такого поворота истории не хотелось.

Да, Господь провел нас в XX веке через страшные испытания, может быть, готовя для особой роли в мире. Некоторые считают, что Первая и Вторая мировые войны — суть части единого процесса. И если в Первой мировой войне мы не были победителями, то во Второй — с лихвой наверстали все, что было утрачено в начале века. Да, тогда наш народ был пленен безбожной идеологией, но воля к свободе, самостоятельности, к победе осталась прежней. Со временем она помогла народу вернуться к отеческой вере. И значит, жертвы и труды героев Первой мировой отнюдь не были напрасны — они помогли сохранить нашу свободу и самобытность. Не случайно Церковь благословляла и пастырски поддерживала тех, кто на фронтах и в тылу защищал самостоятельную волю нашего христианского народа.

Будем надеяться, что такая воля сохраняется и сейчас. Что, какие бы угрозы в наш адрес ни звучали, мы не согласимся на роль ведомой внешними центрами нации, сохраним верность Православию и связанным с ним общественным идеалам. Будем надеяться, что наши элиты не стреножат миссию России ради сытой и спокойной жизни, ради того, чтобы «вписаться» в проект манипуляторов настроениями масс и поклонников золотого тельца. Будем надеяться, что мы сможем не только сохранить самобытность, но и предложить разным странам, всему миру такое устройство общественной жизни, которое было бы основано на высшей правде, а не на диктате принципа «деньги делают деньги», не на попытке заставить всех — обманом, подкупом, пропагандой, шантажом и все чаще военной силой — жить не по собственному свободному выбору. Жить без свободы, жить без веры, жить без устремленности в вечность.

Патриархия.ru