Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2014 » Август » 22 » Блаженнейший митрополит Онуфрий: Главное сегодня — примириться с Богом
20:50
Блаженнейший митрополит Онуфрий: Главное сегодня — примириться с Богом

Избрание и интронизация Предстоятеля Украинской Православной Церкви произошли в сложный для страны период: в восточных регионах Украины гибнут люди, уровень напряженности в обществе постоянно растет. В этих условиях многие обращаются к Богу и с надеждой смотрят на Церковь. В интервью «Журналу Московской Патриархии»Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий рассказал о новых вызовах, перед которыми оказалась Церковь в связи с конфликтом, его причинах и поведении христиан в сложившейся ситуации.

— Ваше Блаженство, прежде всего, позвольте поздравить Вас с избранием на Киевскую митрополичью кафедру и пожелать Вам помощи Божией. Какие задачи стоят сегодня перед Украинской Церковью? На что Вы как ее Предстоятель намерены обратить внимание в первую очередь?

— Главная задача Церкви во все времена — способствовать очищению человека от греха и примирению с Богом. В этой связи примирение всех наших сограждан с Богом, и, как следствие, друг с другом остается нашей первоочередной обязанностью.

— Как-то Вы сказали, что одна из задач Церкви — быть посредником между властью и обществом. В чем именно состоит эта посредническая функция в современной Украине, учитывая сложность ситуации и неоднородность украинского общества?

— Церковь всегда встает на защиту той части общества, которая не может сама себя защитить от своеволия, от нищеты. Но, разумеется, только своими силами мы зачастую не можем эффективно решать многие задачи в этой сфере. И посредническая функция Церкви заключается в том, чтобы напоминать властям, что проблема существует, что есть люди, которым нужно помочь.

— Что может сегодня сделать Церковь для умиротворения враждующих сторон и прекращения конфликта?

— Не являясь участницей конфликта, Церковь сегодня призывает стороны к диалогу. Призывает людей, которые имеют отношение к происходящему на Востоке, прекратить кровопролитие, сесть за стол и найти решение проблемы в других человеческих формах.

— Сейчас уровень напряженности и агрессии в обществе очень высок. Что на Ваш взгляд нужно предпринять христианам, чтобы изменить ситуацию?

— Надо бороться с грехом, который, собственно, и делает человека агрессивным, злым, способным на самые крайние, негативные поступки. И Церковь не устает напоминать об этом людям. Мы говорим, как Господь учит нас вести себя в тех или иных жизненных обстоятельствах, а, кроме, того молимся, чтобы Господь помог людям стать лучше духовно. Истоки любого конфликта в сердце человека. Оттуда исходят и все беды. Когда люди не имеют мира с Богом, они не имеют мира с самими собой, со своими ближними. И начинается война. Сначала брань идет внутри человека, потом, по мере того, как человек старается заглушить в себе голос совести, эта брань выплескивается наружу и с течением времени перерастает в крайние формы, которые мы наблюдаем сейчас. Поэтому, чтобы остановить войну в масштабах страны, нужно сперва прекратить ее в сердце каждого отдельного человека.

— Для борьбы с грехом, человек призван жить духовной жизнью. Как священники могут помочь в этом своим прихожанам?

— Для того, чтобы повысился духовный уровень наших прихожан, должен сперва повыситься духовный уровень каждого из нас, служителей Церкви. Если этого не будет, то чему мы сможем научить нашу паству, каким примером? Надо всегда начинать с себя. Помните, как говорил преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ты сам примирись с Богом по-настоящему. И тогда можешь ничего особенно не говорить. Тысячи возле тебя умиротворятся и будут спасены.

Само же духовное возрастание происходит в храме, на общественной молитве, и дома, в личной молитве. Оно совершается благодатью Божией, которая дается человеку в беседе с Богом, Источником благодати.

— Одна из серьезных проблем, возникших некоторое время назад — поток беженцев из восточных регионов. Занимается ли Церковь этой проблемой?

— Разумеется, в силу своих возможностей наша Церковь помогает беженцам. Мы отправили около полутора сотни тонн гуманитарного груза на Донбасс, собираем и распределяем среди нуждающихся денежные средства, принимаем беженцев при храмах и монастырях. Например, сейчас в Святогорской лавре живут около 400 беженцев, из них 200 детей. А сама Лавра кормит каждый день по 10 тыс. человек, которые приходят в обитель из города, потому что там, где они живут, разрушены коммуникации и нарушено снабжение.

Сегодня вообще социальное служение Церкви становится важнее и востребованнее. Нам не следует забывать, что Церковь всегда, помогая человеку соборной молитвой, при наличии возможностей, оказывала материальную поддержку, выступала на защиту слабых и обездоленных.

Важно также, что в социальном служении Церковь всегда находит точки соприкосновения с самыми разными слоями общества, с государственными и коммерческими структурами. Занимаясь социальным служением, мы вместе делаем одно дело, которое благотворно отражается на каждом из участников этого общего процесса.

— Какими качествами, на Ваш взгляд, должен в первую очередь обладать епископ?

— Думаю, что епископу должны быть свойственны живая вера, которая свидетельствуется делами, терпение, страх Божий, смирение, кротость. А к этому уже прилагается мудрость. Если человек заботится об умножении названных добродетелей, Господь умножает ему мудрость и помогает нести бремя епископского служения.

— В своем духовном завещании митрополит Владимир говорит о важности свободы и соборности в Церкви. Как Вы понимаете эти категории: свобода и соборность?

— Подлинная свобода в христианстве подразумевает свободу от греха. По-настоящему свободным может быть только тот, кто освободился от греха, перестал быть ему рабом. В Церкви свобода вырастает из исполнения заповедей Божиих, которые определяют, что для человека полезно или допустимо, а что способно нанести ему вред. Исполняя заповеди, человек освобождается от греха. Что же касается соборности, то она подразумевает уважение к ближним, к тем, кто составляет церковное тело, побуждает людей смиряться друг перед другом. Единоличное принятие решений приводит к гордыне, самоуправству, соборность же — к взаимному уважению и смирению. А за это Господь дает разумение истины.

— В последнее время Церковь подвергается нападкам с разных сторон. Успеваете ли Вы реагировать на вызовы извне?

— Мы должны сосредоточиться на своем основном служении. На каждый роток не накинешь платок. Полностью оградить себя от скорбей, поношений и нареканий невозможно. Наш пример — это Спаситель, который, даже будучи безгрешным, терпел поношения. Что уж говорить о нас, грешниках. Не зря Он сказал: «Меня гнали, и вас будут гнать» (ср. Ин. 15:20). Главное мы должны совершать свою миссию. Человек, ведущий духовную жизнь, на каком-то этапе перестает обращать внимание на того, кто его поносит. Не важно, как о нас будут судить люди. Главное, как будет судить Бог.

— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— Мне бы хотелось пожелать всем нам терпения. Надо терпеть друг друга такими, какие мы есть. Желаю также, чтобы каждый из нас, несмотря на занятость и суету находил время для молитвы — одного из главных средств духовного очищения. И, конечно, здоровья вам и Божиего благословения.

Беседовал диакон Евгений Мурзин

«Церковный вестник»/Патриархия.ru