22:38 Выступление профессора Академии ФСИН РФ В.Н.Чорного на XXII Международных образовательных Рождественских чтениях |
XXII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА РУСИ: НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ» Москва, 28 января 2014 года Трапезные палаты Соборного Храма Христа Спасителя ВЫСТУПЛЕНИЕ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ, ЧОРНОГО ВАСИЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА на тему: «УЧАСТИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» Одной из целей уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных, лежащее в основе их ресоциализации и предупреждения рецидива преступлений. Достижение данной цели посредством исправительного воздействия только со стороны работников уголовно-исполнительной системы представляется затруднительным, поскольку сегодня уголовно-исполнительная система функционирует в совершенно ином организационном и информационном поле, чем, например, в социалистическом прошлом, когда исправление и перевоспитание осужденных базировалось на авторитарных методах. Существовавшая тогда система политико-воспитательной работы с осужденными являлась частью идеологического механизма государства с использованием соответствующих методов воздействия. Сегодня исправительное воздействие на осужденных в местах лишения свободы отражает многие процессы, свойственные современному обществу, и это влечет расширение количества субъектов, участвующих в нем. Особенно остро стоит вопрос о необходимости привлечения в качестве полноправных субъектов исправительного воздействия на осужденных представителей институтов гражданского общества и религиозных формирований. Русская Православная Церковь, как известно, в период советского прошлого не взаимодействовала с государственными институтами, включая уголовно-исполнительную систему. Исключались какие-либо возможности влияния священнослужителей на процесс исполнения уголовных наказаний, исправление осужденных и на предупреждение среди них рецидива преступлений после освобождения из исправительных учреждений. Начиная с 1999 года священнослужители вновь выполняют свою миссию в местах лишения свободы на основании Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством юстиции Российской Федерации. Во многом появлению этого документа способствовало новое уголовно-исполнительное законодательство. Так, вступивший в действие в 1997 году УИК РФ разрабатывался с учетом международных стандартов исполнения уголовных наказаний. Наряду со многими новеллами, законодательные новации затронули и механизмы исправления осужденных. В отличие от ИТК РСФСР 1970 года, в Кодексе 1996 года законодатель отказался от термина «перевоспитание» осужденных, посчитав, что достаточно при исполнении наказания достигнуть цели исправления. Хотя, если проанализировать определение термина «исправление», определяемого в Кодексе как формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1, ст. 9 УИК РФ), становится очевидным, что методами достижения цели исправления являются изменения (корректировка) нравственной основы личности, что близко к пониманию перевоспитания, содержавшегося в Исправительно-трудовых кодексах РСФСР. Исследование советских кодексов показывает, что закрепление цели перевоспитания осужденных − это не только порождение большевистской идеологии. Нравственное исправление, которое по смыслу очень близко к перевоспитанию осужденных, являлось основой тюремной работы в тюрьмах дореволюционной России и довольно подробно было обосновано в литературе по тюрьмоведению. По этому поводу профессор И.Я. Фойницкий отмечал, что нравственное исправление заключенных необходимо обществу и обязательно должно основываться на нравственном и религиозном образовании заключенных, применяемых совокупно с другими средствами в процессе тюремной работы с ними[1]. Иными словами, религиозное образование заключенных было обязательным на протяжении всего периода их нахождения в заключении. Исходя из этого, уместно вспомнить не только как организовывалось религиозное образование, но и какая роль отводилась священникам в тюремном деле. Русская Православная Церковь (РПЦ) на протяжении многих веков уделяла внимание местам заключения и удовлетворению религиозных нужд сидельцев, поддерживая их не только духовно, но и, зачастую, материально, помогая в удовлетворении потребностей в питании, одежде и др.[2]. Основательно представители РПЦ «пришли в тюрьмы» с созданием Общества попечительного о тюрьмах в 1819 году. Первое Общество попечительное о тюрьмах с разрешения императора Александра I было создано 19 июля 1819 года в Санкт-Петербурге. В каждой губернии имелся местный комитет общества, а в уездах находились его отделения. Перед этой организацией были поставлены задачи нравственного исправления преступников и улучшения содержания заключенных. При содействии комитетов Общества в тюрьмах стали вводиться церковные службы, началось создание тюремных библиотек, священнослужители, равно как и другие члены комитета Общества, беспрепятственно могли посещать тюрьмы и общаться с заключенными в любое время. Активисты общества пытались улучшить положение арестантов и повсеместно привести в порядок тюремные помещения. По их инициативе в местах заключения были установлены определенные дни и часы для посещения заключенных их родственниками. Общество попечительное о тюрьмах действовало под руководством Александра I, объединяло в себе лучшие умы того времени и пользовалось преобладающим значением в деле управления тюрьмами и воспитания заключенных. Под руководством комитетов общества в тюрьмах было открыто значительное количество церквей, молельных комнат, религиозное обучение включено в распорядок дня арестантов, которые обязаны были посещать такого рода занятия. Анализируя постановку вопроса о религиозном образовании в тюрьмах дореволюционной России, следует иметь в виду, что уровень религиозности и религиозной образованности общества того периода был значительно выше по сравнению с современностью. Прошло 15 лет с момента возрождения института тюремного духовенства и заключения в 1999 первого Соглашения о сотрудничестве между РПЦ и Минюстом России. Сегодня этот документ имеет историческое значение. Взаимодействие осуществляется на основании обновленных Соглашений между РПЦ и ФСИН России[3]. За годы сотрудничества сделано немало: в учреждениях уголовно-исполнительной системы функционируют 517 тюремных храмов, 453 молитвенных помещений, находящиеся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Во многих исправительных учреждениях священнослужители работают на постоянной основе, проводится эксперимент о включении священников в штаты учреждений, исполняющих уголовные наказания, изменяется нормативная основа деятельности храмов и священнослужителей. Вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы как в законодательной, так и организационной сферах. Во-первых, следует вспомнить опыт деятельности в российских тюрьмах Общества попечительного о тюрьмах и священнослужителей в их составе. Многие формы и методы деятельности комитетов Общества, организации религиозного просвещения осужденных в местах лишения свободы возможно применить сегодня. Представляется, что решение вопросов религиозного просвещения осужденных, а также персонала актуально и требует незамедлительного решения. Во-вторых, религиозное просвещение осужденных следует закрепить в ч. 2 ст. 9 УИК РФ в качестве основного средства исправления осужденных. В-третьих, активизировать принятие законодательства, регулирующего участие священнослужителей в уголовно-исполнительном процессе в местах лишения свободы, определение их в качестве полноценного субъекта исправительного воздействия. В проекте Закона «О внесении изменений в УИК РФ…», в целях обеспечения реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, разработанной Минюстом России, предусмотрен раздел УИК РФ, регулирующий вопросы участия священнослужителей в исправлении осужденных, однако до его принятия, видимо, еще далеко. В-четвертых, необходимо дополнить формы воспитательной работы, закрепив в ч. 1, ст. 10 УИК РФ «религиозное образование» осужденных. Профессор Академии ФСИН России Чорный Василий Николаевич, кандидат юридических наук 28 января 2014 года Москва Трапезные палаты Соборного Храма Христа Спасителя [1] См.: Учение о наказании в связи с тюрьмоведением / Фойницкий И.Я., орд. проф. С.-Петерб. ун-та. – С.-Пб.: Тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1889. – С. 373−378 – репринтная копия // http://www.bibliard.ru/vcd-684-1-696/goodsinfo.html. [2] Статья в бюджете Российского государства о расходовании денежных средств на питание и одежду заключенных появляется только в период правления Екатерины II, ранее же эти вопросы решались в результате подаяний граждан, общин, храмов и монастырей и т.д. [3] См.: Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний России и Русской Православной Церковью от 22.02.2011 г. // http://anastasia-uz.ru. |