Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 05:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2014 » Август » 23 » Выступление начальника отдела координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний Ф.В.Ручкина
23:36
Выступление начальника отдела координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний Ф.В.Ручкина

XXII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА РУСИ:

НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ»

Москва, 28 января 2014 года

Трапезные палаты Соборного Храма Христа Спасителя

ВЫСТУПЛЕНИЕ

РУЧКИНА ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВИЧА,

НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА КООРДИНАЦИИ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на тему:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА РУСИ:

НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ»

Уважаемые участники секции!

Думаю, выражу общее мнение всех участников нашей секции, если скажу, что Рождественские чтения – это прекрасная возможность для системных встреч и обсуждения всего спектра вопросов церковно-государственного сотрудничества, в том числе и вопросов сотрудничества между Русской Православной Церковью и уголовно-исполнительной системой, а также взаимного обмена мнениями и, в случае необходимости, обсуждение путей корректировки этого сотрудничества.

Церковь исторически является важным институтом духовно-нравственного воспитания человека, гражданина, одним из стержней целостного формирования личности. Вызовы нового тысячелетия требуют усиления взаимодействия церковной и светской властей в деле духовной поддержки граждан страны.

Особенно важен потенциал религиозных организаций в духовно-нравственном воздействии на граждан, изолированных от общества, находящихся в местах лишения свободы.

Церковь помогает осужденным сохранить веру и христианскую нравственность в любых условиях жизни, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.

Духовно-нравственное воздействие Церкви на осужденного через церковные Таинства не смогут заменить никакие психологи и никакие врачи, какими бы талантами они ни обладали, поскольку эта сфера деятельности принадлежит исключительно Церкви.

Священнослужители не только совершают богослужение и индивидуальное духовное окормление осужденных, но и участвуют в духовной поддержке граждан, в формировании полноценной личности, приносящей пользу не только себе, но и своим ближним, равно как и своему Отечеству.

Выражаю самую искреннюю благодарность всем священнослужителям, которые выполняют эту трудную, но благородную миссию.

В своем выступлении я хочу коснуться вопросов правового обеспечения деятельности религиозных организаций в учреждениях УИС, и в целом коротко рассказать о нормативном правовом регулировании в сфере исполнения наказаний в 2013 году. Считаю, это интересно и полезно для священнослужителей, которые посещают исправительные учреждения и беседуют с осужденными.

Как вы знаете, деятельность религиозных объединений в учреждениях, исполняющих наказания, регулируется статьей 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания и устанавливается право на приглашение по просьбе осужденных в исправительные учреждения священнослужителей, принадлежащих к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

В то же время, правоприменение указанных норм выявило ряд правовых пробелов, затрудняющих деятельность религиозных организаций в учреждениях УИС. Например, законодательство не выделяет представителей религиозных объединений в отдельную категорию лиц, обладающих, как, например, адвокаты, при посещении пенитенциарных учреждений определенным правовым иммунитетом.

Личную встречу представителя религиозного объединения с подозреваемым, обвиняемым, либо с осужденным в настоящее время следует рассматривать как краткосрочное свидание, предоставляемое лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, с иными лицами.

Также на представителей религиозных организаций распространяются нормы правил внутреннего распорядка как исправительных учреждений, так и следственных изоляторов, запрещающих проносить на территорию указанных пенитенциарных учреждений определенный ряд вещей.

Не урегулированы вопросы совершения обрядов на территории учреждений. И есть еще ряд правовых пробелов, касающихся деятельности священнослужителей в исправительных учреждениях и в целом организации взаимодействия территориальных органов УИС с епархиями на местах.

В связи с этим и в целях развития сотрудничества с традиционными конфессиями, обеспечения осужденным возможности участия в религиозных обрядах, Минюстом России совместно с ФСИН России и с учетом позиции юридической службы Московской Патриархии подготовлен и в августе этого года внесен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Указанным законопроектом впервые подробно регулируется порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний, а также личных встреч священнослужителей религиозных организаций с осужденными и порядок взаимодействия органов и учреждений УИС с религиозными организациями.

В частности, им предусматривается возможность предоставления личных встреч со священнослужителями, принадлежащим к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая в присутствии представителя администрации учреждения.

По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча может предоставляться наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения.

В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных мероприятий, церемоний и обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение и обеспечивает соответствующие условия, определяемые в соглашениях о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

Религиозные мероприятия, обряды и церемонии могут проводиться в камерах, а при наличии возможности – в соответствующих помещениях. К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, дисциплинарных изоляторах по их просьбе приглашаются священнослужители.

Соответствующие изменения и дополнения вносятся в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которыми разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Для совершения религиозных обрядов священнослужителям разрешается проносить на территорию исправительного учреждения необходимые им предметы культа, в том числе напиток для причастия. Хранение напитка для причастия на территории исправительного учреждения после проведения религиозного обряда не допускается.

Законопроект находится в Правительстве Российской Федерации, проект Правил внутреннего распорядка будет утверждаться приказом Минюста России.

Законопроектом предусматривается осуществлять взаимодействие территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями, посредством заключения Соглашений о взаимодействии.

В 2013 году Минюстом России совместно с Юридической службой Московской Патриархии подготовлена примерная форма Соглашения о сотрудничестве между епархией и учреждением УИС. Указанное соглашение регламентирует порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний, а также личных встреч священнослужителей РПЦ с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

После принятия вышеназванных нормативных правовых актов правовое поле деятельности  религиозных организаций в исправительных учреждениях будет сформировано.

Теперь о работе по правовому обеспечению деятельности УИС в целом. За три последних года принято 42 федеральных закона, 9 указов Президента Российской Федерации, 23 акта Правительства Российской Федерации, напрямую касающиеся деятельности УИС.

В 2013 году при подготовке нормативных правовых актов приоритетной задачей являлась подготовка проектов, направленных на нормативно-правовое регулирование внедрения в деятельность ФСИН России форм работы, отвечающим современным требованиям, рекомендациям международных организаций в области соблюдения прав человека, повышения эффективности работы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят законопроект, устанавливающий порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемым и обвиняемым, находящимся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека, а также предусматривающий устранение запретов на передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительных учреждений и на выезд за пределы исправительных учреждений ВИЧ-инфицированных осужденных.

В Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона, направленный на улучшение условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с учетом «пилотного постановления ЕСПЧ по жалобе Ананьев и другие против России». Законопроектом предусмотрена: минимальная норма площади содержания женщины с ребенком – не менее 10 кв. м; определен перечень случаев, при которых возможно содержание подозреваемых и обвиняемых на площади камеры менее 4 кв. м на одного человека, сроки такого содержания, а также меры по устранению указанных нарушений; предлагается лицу, содержащемуся под стражей, предоставлять свидания с супругой и близкими родственниками без разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.

В рамках реализации Концепции в целях создания правовой основы для функционирования новых учреждений в режиме тюрьмы, подготовлен и Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, регламентирующий процедуру создания изолированных участков в режиме тюрьмы при исправительных учреждениях.

Предложенный вариант позволит с учетом ограниченности финансовых средств при минимальных финансовых затратах в имеющихся исправительных учреждениях создавать изолированные участки в режиме тюрьмы, на базе которых в последующем, при наличии финансовых ассигнований, можно будет осуществлять постепенную замену существующей системы исправительных учреждений на тюрьмы.

Кроме того, в рамках реализации положений Концепции подготовлен проект федерального закона, которым предусматривается возможность проживания осужденных в исправительных учреждениях в отдельных комнатах в общежитиях, запираемых в ночное время, но не более 10 человек, в воспитательных колониях – не более 4 человек.

В декабре 2013 года принят федеральный закон о возможности создания при исправительном учреждении Попечительского совета для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях.

Находится на общественном обсуждении и на рассмотрении в органах государственной власти законопроект по разрешению осуществлять членами общественных наблюдательных комиссий кино-, фото-, и видеосъемки подозреваемых, обвиняемых, осужденных к лишению свободы, с их согласия. 

За последние три года, как Вы знаете, была радикально пересмотрена ведомственная нормативная база по вопросу соблюдения прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на охрану здоровья. Принятыми нормативными правовыми актами:

предусматривается изменение меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, а также утвержден перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;

установлено, что перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья;  

и, наконец, в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесено положение, предусматривающее, что при невозможности оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС, они имеют право на получение медицинской помощи в государственных или муниципальных медицинских учреждениях, а также на приглашение для консультаций врачей-специалистов этих учреждений.

В рамках развития указанного закона в 2013 году подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий оказание медицинской помощи лицам, лишенным свободы, являющимся застрахованными лицами в рамках обязательного медицинского страхования. Возмещение медицинским организациям расходов по оказанию лицам, лишенным свободы, не являющимся застрахованными лицами, медицинской помощи предлагается осуществлять за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе исполнения наказаний. Проект постановления прошел процедуру общественного обсуждения. В настоящее время осуществляются согласительные процедуры с заинтересованными государственными органами.

Приказ Минюста России, которым утверждена примерная форма договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между учреждением УИС и медицинской организацией государственной или муниципальной систем здравоохранения подписан в августе 2013 года.

Подготовлен проект новой редакции Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, которым

– улучшаются санитарно-бытовые условия содержания осужденных,

– вносятся изменения в организацию деятельности исправительных учреждений с учетом возможности использования современных технических средств (проверки наличия осужденных могут проводиться с использованием технических средств),

– снимаются ограничения на свидания с адвокатами, нотариусами, представителями ЕСПЧ или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, адвокатам разрешается проносить и использовать при свиданиях с осужденными средства связи, фотоаппараты, видео- и аудиотехнику, в число свиданий, установленных законодательством, такие свидания не засчитываются, их количество не ограничивается, проводятся они продолжительностью до четырех часов согласно графику работы комнат свиданий.

Вносятся также изменения в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, ими расширяется перечень предметов первой необходимости, одежды, продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать в торговой сети через администрацию следственного изолятора. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется возможность приобретения продуктов питания, предметов первой необходимости и других не запрещенных к хранению и использованию промышленных товаров по безналичному расчету с использованием электронных терминалов.

Подготовлен проект приказа Минюста России, устанавливающий повышенную норму питания для несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях.

Утвержден приказ Минюста России, которым полностью обновлен перечень вещевого довольствия осужденных.

Надеюсь, что всестороннее развитие сотрудничества между Русской Православной Церковью и уголовно-исполнительной системой, в том числе в решении вопросов правового обеспечения деятельности РПЦ в учреждениях УИС, будет продолжено и в текущем году.

Ручкин Федор Васильевич, начальник отдела координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции Российской Федерации

28 января 2014 года

Москва

Трапезные палаты Соборного Храма Христа Спасителя