Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.05.2024, 22:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2014 » Август » 30 » Пленум комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы
13:24
Пленум комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы

Комиссия по социальному служению в местах лишения свободы в новом составе была утверждена ежегодным Епархиальным собранием духовенства города Москвы, которое проходило 20 декабря 2013 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. 1-е заседание Комиссии проходило 14 февраля 2014 года в актовом зале Синодального отдела тюремного служения.

19 июня текущего 2014 года состоялось первое заседание Пленума Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы (проводится не реже 1 раза в полугодие), которое проходило также в актовом зале Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению.

Для участия в работе расширенного Пленума был приглашен начальник Управления ФСИН России по городу Москве полковник внутренней службы Тихомиров Анатолий Николаевич, к которому со стороны старших священников, несущих тюремное послушание в Следственных изоляторах города Москвы, накопился ряд вопросов.

Председатель Комиссии – епископ Красногорский Иринарх, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, открыл заседание расширенного Пленума Комиссии и предложил утвердить повестку дня.

1. Первый вопрос утвержденной повестки дняпроведение поочередно во всех Следственных изоляторах города Москвы  «Недели молитвы», приуроченной к празднику Покрова Пресвятой Богородицы в текущем году.

Первый – пилотный проект проведения «Недели молитвы» был осуществлен в Седмицу 4-ую Великого поста, Крестопоклонную в период с 24 по 29 марта текущего 2014 года, решение о проведении которой было принято еще на 1-м заседании Комиссии, проходившем 14 февраля сего года. Теперь же требуется подвести итоги проделанной работы, сделать выводы из приобретенного опыта и представить Комиссии программу проведения в упорядоченном виде.

Прежде всего, требуется подготовить проект текста для издания брошюры, в которой должны быть изложены структура и последование богослужебных молитвословий «Недели молитвы» для руководства епархиальным Отделам тюремного служения в епархиях Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран СНГ, стран Балтии и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви.

Для обобщения программы и выбора молитв на каждый день «Недели молитвы» было предложено создать Редакционную комиссию в составе председателя и секретаря. Были назначены председатель Редакционной комиссии протоиерей Константин Кобелев, старший священник Покровского  храма в Бутырском Следственном изоляторе № 2 УФСИН России по городу Москве, и секретарь – священник Иоанн Чураков, старший священник храма святителя Николая Чудотворца в Следственном изоляторе № 5 УФСИН России по городу Москве.

Редакционной комиссии было поручено провести анализ проведения «Недели молитвы» в условиях Православной Церкви, составить план проповедей на каждый день и подобрать подходящий текст молитв.

Программа «Недели молитвы» должна включать молитвословия в течение всей седмицы по дням: о заключенных, о правомерном исполнении правосудия, об умножении заботы о жертвах преступлений, о примирении семей осуждённых, о возвращении бывших заключенных в  общество, – и завершаться Литургией с сугубым молитвословием «о всех в темницах и узах сущих».

«Неделю молитвы» следует дополнить также молитвословиями – при совершении воскресной Литургии – о сотрудниках учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), курсантах учебных заведений ФСИН России, ветеранах УИС, а также всех работниках правоохранительных органов – Судопроизводства, Следствия, Прокуратуры и Полиции Министерства внутренних дел (МВД).

Проект текста брошюры подготовить и представить в готовом виде к очередному заседанию Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы, то есть в первой половине сентября текущего года.

2. Второй вопрос касался  обсуждения возможности присутствия в православном тюремном храме на молитве за богослужением заключенных, принадлежащих к Армянской Апостольской Церкви, и их просьбы участвовать в церковных Таинствах Русской Православной Церкви – Исповеди и Причащении Святых Христовых Таин.

Протоиерей Константин Кобелев, старший священник Покровского храма в Бутырском Следственном изоляторе № 2 УФСИН России по городу Москве, рассказал о присутствии за богослужением в православном тюремном храме заключенных, принадлежащих к последователям Армянской Апостольской Церкви и возникающих в связи с этим проблемах. Было решено не препятствовать присутствию на богослужении представителей Армянской Апостольской Церкви в православном храме и допускать их до покаянных собеседований с дежурным священнослужителем, однако в силу канонической разделенности Церквей не разрешать  им приступать к Причастию Святых Христовых Таин в православном храме, поскольку в Москве имеются армянские церкви и есть возможность вызвать в Следственный изолятор священнослужителя, который и совершит таинства Церкви над заключенным армянином. Необходимо просто помочь вызову в тюрьму священника Армянской Апостольской или иной христианской Церкви.

По всем вопросам заключенных других христианских конфессий, включая и последователей Армянской Апостольской Церкви, правильней всего вызывать для них священнослужителя данного вероисповедания.

3. Третий вопрос о допустимости участия в церковных Таинствах (Причащении) так называемых «опущенных» и «неприкасаемых» заключенных. Действительно, в тюремном мире существуют так называемые «касты» и одна из них самая неуважаемая, поэтому любой контакт с представителями которой недопустим для остальных заключенных, поскольку согласно со сложившимися «тюремными правилами» общающиеся с ними автоматически попадают в разряд «отверженных».

В тюремных храмах этот вопрос решается по-разному. Где-то причащают за специальной перегородкой или в отдельной комнате. Где-то налагают епитимию до освобождения. Но при этом вряд ли будет полезным экспериментировать совместное (насильственное) Причащение всех заключенных вместе. Таким лицам следует довольствоваться духовно-нравственными беседами со священнослужителями, участием в церковном Таинстве Покаяния (Исповеди) и совершаемом в тюремном храме богослужении – Литургии.

4. Четвертый вопрос – недопущение глумления над Библией со стороны заключенных, у которых отсутствует благоговейное отношение к Священному Писанию. Священник Иоанн Чураков, старший священник храма святителя Николая Чудотворца в Следственном изоляторе № 5 УФСИН России по городу Москве, рассказал о проблемах не благоговейного отношения к Священному Писанию: когда заключенные одной камеры отправляются по этапу или освобождаются, то оставшаяся в камере духовная литература выбрасывается уборщиками вместе с мусором.

Отец Иоанн также озвучил проблему отбирания у лиц, доставленных в Следственный изолятор, нательного крестика, изготовленного из драгоценного метала, ибо драгметаллы запрещены для заключенного в местах лишения свободы.

Начальник УФСИН России по городу Москве полковник внутренней службы Тихомиров А.Н. принял к сведению данные замечания и пообещал взять под контроль данную проблему: будет дано указание соответствующим службам передавать религиозную литературу, оставленную в камерах, священнослужителям в тюремные храмы, а в сборных пунктах заключенных разложить для желающих нательные крестики из простых металлов, а также ламинированные иконки.

Вся проблема заключалась в отсутствии информации, которую старшие священники должны своевременно согласовывать с руководителями учреждений и делать ее доступной для заключенных и сотрудников УИС. На тюремных священнослужителях, которым поручена раздача в личное пользование Священного Писания, лежит прямая ответственность за благоговейное отношение к нему со стороны заключенных…

5. Пятый вопрос – посещение тюрем и пастырская деятельность католических священнослужителей, духовных лиц других христианских конфессий в Следственных изоляторах в Северо-Восточного административного округа города Москвы – «Матросская тишина» и др.

В тюремном служении в российских исправительных учреждениях могут принимать участие представители тех религиозных объединений, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и деятельность которых ведется в соответствии с заявленной в их Уставах. В тюрьмах России, как и на свободе, около 80% заключенных причисляют себя к Православию, а остальные 20% составляют представители различных христианских конфессий, нехристианских вероисповеданий (иудаизм, ислам, буддизм и др.) или неверующие люди. Российское законодательство всем им гарантирует свободу совести и вероисповедания, на основе чего каждый заключенный имеет право просить встречи с духовным лицом своего вероисповедания. На таком основании осуществляет свою деятельность и Римско-Католическая Церковь наравне с представителями других вероисповеданий.

Когда идет речь о Следственных изоляторах вообще, то при существующих условиях  с постоянно меняющимся контингентом в СИЗО трудно говорить даже о сформированной православной общине. При этом деятельность как православных священнослужителей, так и инославных, существенно ограничена строгими режимными требованиями учреждения УИС.

Если речь идет о переписке и отправке посылок в колонии представителями иных христианских конфессий, то православные священнослужители на местах для сохранения паствы противопоставляют этому свою проповедническую, просветительскую и миссионерскую деятельность: формируют библиотеки православной духовной литературы, аудио- и видеотеки, с помощью мирян-волонтеров организуют занятия воскресных школ, кружков церковного пения, иконописи, колокольного звона и других, проводят катехизаторские и просветительские беседы, устраивают на территории исправительных колоний крестные ходы с доставкой в учреждение православных святынь для поклонения, проводят просветительскую работу среди сотрудников колоний.

6. Шестой вопрос – об участии священнослужителей в Комиссиях «Социальных лифтов» и Комиссиях по помилованию. Было отмечено, что сегодня пенитенциарно-религиозные отношения вышли на новый уровень: возросла роль религиозных организаций в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения и помилования. Священнослужители содействуют администрации исправительных учреждений в восстановлении социально полезных связей осужденных, их подготовки к освобождению.

Деятельность религиозных объединений, осуществляющих духовное окормление, религиозное образование и духовно-нравственное просвещение осужденных к лишению свободы, следует рассматривать не только как «процесс, направленный на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих осужденных», но и как неотъемлемую составляющую механизма их исправления, а в более широком смысле – процесса их ресоциализации.

При этом особое место в рамках соглашений о сотрудничестве территориальных органов ФСИН России с религиозными объединениями занимает работа священнослужителей не только с осужденными, но и с сотрудниками исправительных учреждений: религиозные объединения – это реальная сила, способная устранить антагонизм между администрацией исправительных учреждений и содержащимися в них осужденными.

7. Седьмой вопрос – об участии священнослужителей в проведении регионального этапа Рождественских чтений – Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением» – в текущем году Конкурс православной живописи осужденных «Явление».

Мероприятия XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в предстоящем 2015 году будут проходить в период с 21 по 23 января. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви определена тема Чтений: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Тематика предстоящих Чтений приурочена к  тысячелетнему юбилею памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, который будет отмечаться 28 июля 2015 года.

8. Восьмой вопрос – о СМИ и тех проблем тюремного служения, которые плохо или совсем не освещаются в средствах массовой информации.

Действительно, хотелось бы видеть в прессе больше публикаций о многогранной деятельности священнослужителей, несущих тюремное послушание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их жизненных проблемах, материальном обеспечении семьи и детей тюремного духовенства, проживающего в удаленных регионах нашей страны, повседневный быт которых нуждается в заботе общества и государства.

Общество привыкло смотреть на духовенство глазами времен хрущевских гонений в том плане, что если они нужны народу, то как-нибудь да продержаться сами и прокормят свою семью. А ведь тюремное послушание, на самом деле – это одно из самых трудных и не всегда благодарных служений, поскольку не каждый священнослужитель может вынести постоянное общение с людьми, имеющими на душе тяжкий грех, а зачастую и нарушенную психику с неадекватным поведением. Священник обязан в каждом индивиде, даже если он стоит на самой низшей ступени социального расслоения общества, разглядеть личность человека и попытаться вылечить его душу, принять исповедь в совершенных грехах и, если это возможно, возвратить к  вере во Христа, чтобы при отсутствии препятствий допустить до Причащения Святых Христовых Таин.

Необходимо пропагандировать в средствах массовой информации о важности тюремного служения вообще. Мы живем в мире, в котором среди нас находятся многие бывшие заключенные, и для нас не должно быть безразличным, какое будущее ожидает человека после освобождения из заключения – возвращение в гражданское общество законопослушным гражданином или рецидивистом, который будет жить в соседнем доме или квартире и совершать преступления, отравляющие быт своих соседей.

10. Последний вопрос – в разделе «разное» касался обсуждения практических вопросов:

– строительство колокольни Никольского  тюремного храма в СИЗО №5;

– реставрация интерьера и иконостаса Покровского храма в Бутырской тюрьме – СИЗО №2;

– строительство отдельно стоящего храма для заключенных на территории СИЗО №1 – «Матросская тишина».

В целом, на заседании расширенного Пленума Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы, при активном участии в дискуссии старших священников тюремных храмов при столичных Следственных изоляторах был рассмотрен ряд актуальных вопросов, в том числе организация и проведение различных мероприятий и встреч с участием священнослужителей.

По словам начальника Управления ФСИН России по городу Москве полковника внутренней службы Анатолия Тихомирова, участвовавшего в работе заседания Комиссии, – на сегодняшний день во всех столичных Следственных изоляторах имеются храмы для проведения богослужений и совершения церковных Таинств: «Священнослужители много внимания уделяет в своей работе как арестованным, так и сотрудникам. Они принимают участие в работе Общественного совета при УФСИН России по городу Москве, а также в работе административных Комиссий учреждений по рассмотрению заявлений осужденных на условно-досрочное освобождение».

В настоящее время Управление Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москва (УФСИН России по городу Москве) структурно включает в себя 7 следственных изоляторов.

Кроме того в Москве имеются следственные изоляторы центрального подчинения (ФСИН России): учреждение ИЗ‑99/1 – размещено на территории СИЗО №1 УФСИН России по городу Москве и ИЗ-99/2 (СИЗО «Лефортово»), в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных (подследственных) священнослужители московских приходских храмов.

Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

16 июля 2014 года

Москва

Актовый зал Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению