Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 17:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Главная » 2014 » Май » 26 » Митрополит Волоколамский Иларион: Служение священника — служение жертвенное
21:49
Митрополит Волоколамский Иларион: Служение священника — служение жертвенное

22 мая 2014 года в ходе пребывания в Тульской епархии председатель Отдела внешних церковных связей, руководитель Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Тульскую духовную семинарию. На встрече присутствовали митрополит Тульский и Ефремовский Алексийепископ Белевский и Алексинский Серафим, представители тульского духовенства, преподаватели, студенты и выпускники ТДС.

Открыл встречу ректор Тульской духовной семинарии митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, обратившийся к гостю со словом приветствия. «Владыка Иларион принимает участие в очень насыщенной программе, связанной с празднованием в Тульской области Дня славянской культуры и письменности, и изъявил желание встретиться с нашей семинарской семьей, ― отметил глава Тульской митрополии. ― Семья эта, как теперь Вы сами видите, по большей части состоит из молодого духовенства, которое совмещает пастырское служение c обучением, получением богословского образования. Меньшая часть студентов учится на очном отделении. Здесь же собрались и преподаватели семинарии. Мы благодарим от всей души за то, что Вы проявили такой интерес к нашей духовной братской семье, и просим преподать архипастырское наставление и благословение».

Митрополит Иларион поделился впечатлениями от проведенного на тульской земле дня, насыщенного событиями, мероприятиями и встречами. Далее в слове к учащимся, выпускникам и преподавателям семинарии митрополит Иларион поделился размышлениями об особенностях очной и заочной форм обучения:

«Среди вас есть очники и заочники. Должен сказать, мне вообще не довелось учиться в духовных школах очно ― я не провел на стационаре в семинарии или в академии ни одного дня. Так случилось, что когда в двадцать лет я окончил службу в армии ― это было в ноябре ― поступать в семинарию было уже поздно. Я отправился в монастырь, где принял постриг, и к следующему сентябрю уже был иеромонахом. Поэтому поступал я в Московскую духовную семинарию в качестве заочника и учился заочно.

В чем преимущества и в чем недостатки заочной учебы? Главный недостаток заключается в том, что заочник очень редко видит преподавателей, в основном он вынужден учиться по книгам, а они не всегда должного уровня. По сути дела, заочник ― это человек, который получает свои знания путем самообразования. Преимущество этого пути заключается в том, что имеет место некоторая экономия времени, потому что если человек мотивирован к учебе и обладает определенными способностями, то материал, который на лекциях усваивается в течение определенного количества часов, самостоятельно через книги он может изучить быстрее. В этом смысле заочное обучение даже предоставляет некие преимущества. Например, я в свое время ― конечно, тогда программа была не столь насыщенной, требования были не столь высокими ― закончил заочно четырехлетний курс семинарии за один год, а курс академии ― за два года. Итого, проучился я в духовных школах три года, и потом уже по благословению Священноначалия очно проходил обучение в Оксфордском университете. Правда, учился на докторате, который, опять же, весьма условно можно назвать очной формой обучения».

Как подчеркнул в беседе с учащимся семинарии митрополит Волоколамский Иларион, главное, о чем нужно помнить, ― не они избрали Церковь и служение в ней, но Сам Господь избрал их для этого служения, по слову Спасителя: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16):

«И вот вы являетесь избранниками. Каждый пришел к Богу и к этому церковному служению своим путем, каждый из вас когда-то сделал или в ближайшие годы сделает свой выбор. Это будет ваш личный выбор, но призвание вы получили от Господа так же, как и каждый из учеников, которые последовали за Христом. Ведь не все откликались на Его призыв, кому-то Он говорил: «Оставь все, бери свой крест и следуй за Мной» (см. Мф. 16:24), а человек отходил с печалью, потому что у него были другие мысли, другие интересы в жизни. А были люди, к которым Господь подходил, говорил: «Бросай свои сети, оставляй своих родителей, семью, и иди за Мной», ― и они все бросали и следовали за Господом.

Вы те, кого Господь призвал и кто откликнулся на этот призыв, поэтому вы не принадлежите самим себе, но принадлежите Церкви. Конечно, служение священника ― это служение жертвенное, которое требует самоотдачи и послушания воли Церкви даже тогда, когда наша личная воля, казалось бы, этому противоречит. И в этом мы должны подражать Самому Господу, Который был послушен воле Отца даже до смерти. Мы знаем, что Спаситель в Гефсиманском саду молился Своему Отцу: Если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26:39), потому что по-человечески Он боялся страданий, не хотел их. Но, поскольку Его воля находилась в полной гармонии с волей Божественной, с волей Бога Отца, Господь Иисус Христос завершил эту молитву словами: Впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39).

Вот с таким же настроением мы должны служить Богу. У нас могут быть свои какие-то интересы, свои приоритеты, мы можем стараться чего-то избежать в жизни, имеем право бояться страданий и испытаний. Но если страдания и испытания нам посылаются, мы должны принимать их так, как принял Свою крестную смерть Господь Иисус Христос ― с полным послушанием воле Божией. И если мы чувствуем, что какие-то аспекты нашей личной жизни или какие-то наши интересы не вписываются в пространство, которое для нас отвела Церковь, нужно уметь отсекать свои личные интересы, пристрастия, симпатии ― все то, что препятствует нам служить Богу и служить Церкви».

Говоря об ответственности, которая возложена на духовенство, председатель ОВЦС отметил, что, хотя разные священнослужители проходят свой жизненный путь по-своему и достигают разных результатов, однако жертвенность и преданность воле Божией, готовность подчинить ей свою волю требуется от каждого священнослужителя. «Без этой готовности, без этой жертвенности вообще не следует вступать на путь священнослужения, ― напомнил иерарх. ― Если кому-то кажется, что священство ― это красивая жизнь, доходы, высокое положение, то это большое заблуждение. В большинстве случаев священники ведут жизнь в материальном отношении очень скромную; жизнь их многотрудная, служение требует того, чтобы священник не жалел своих сил, не жалел себя, отдавал всего себя Богу и людям. И Господь именно таких людей призывает на служение».

Одна из главных задач священнослужителя ― проповедовать Христа, проповедовать Евангельское слово, напомнил владыка Иларион, напомнив, что для проповеди нужно использовать все средства, которые оказываются доступны. Для священника, конечно, это прежде всего церковный амвон:

«Когда мы проповедуем с амвона, то не просто учим чему-то людей подобно тому, как лектор обучает студентов в университете, ― мы должны говорить людям о том, что сами переживаем. Проповедь должна рождаться из нашего собственного опыта духовной жизни и из нашего литургического опыта. Всякая проповедь, произнесенная на амвоне, является частью Литургии вне зависимости от того, в какой момент богослужения или же после его окончания проповедь произносится. Конечно, мы можем использовать сведения, которые почерпнули из книг и услышали от других людей, но если наша проповедь будет основана только на книжном знании, если мы не переживем то, чему мы хотим научить людей, то наше слово будет медью звенящей и кимвалом звучащим (см. 1 Кор. 13:1), оно не затронет сердца людей. Только то слово, которое исходит из глубин сердца и глубоко затрагивает нас самих, затронет и наших прихожан».

Однако помимо церковного амвона сегодня у священнослужителя открываются и другие пространства для проповеди, напомнил митрополит Волоколамский Иларион. Так, священнослужителей часто приглашают в светские учебные заведения, где священнослужители имеют дело совсем с иной аудиторией, нежели в храмах: «Многое из того, что мы будем говорить, будет подвергнуто критическому анализу, нам могут быть заданы неприятные вопросы, и мы должны уметь спокойно и с достоинством на эти вопросы отвечать. Мы не должны бояться этих трудных вопросов».
 
Кроме того, в настоящее время священнослужителю предоставляется возможность нести людям слово Божие и через средства массовой информации: газеты и журналы, телевидение, радио и, конечно, через интернет:

«В этом есть огромные преимущества, потому что и интернет, и телевидение, и печатные средства массовой информации позволяют очень существенно расширить нашу аудиторию и коснуться сердец и умов тех людей, которые просто так не придут к нам в храм для того, чтобы послушать, как мы проповедуем с церковного амвона.

В то же время выступление в средствах массовой информации требует определенного навыка и способности говорить людям так, чтобы они нас понимали. Иной раз священнослужитель живет в своем церковном мире как в некой субкультуре, частью которой он становится даже незаметно для самого себя. Он начинает говорить на особом языке, оперировать особыми понятиями, значение которых ему кажется совершенно очевидным, а для простого или для малоцерковного человека смысл этих понятий может оставаться совершенно неясным.

Мы, например, в проповедях всегда говорим о спасении. Но если мы начнем говорить об этом в светской студенческой аудитории, то очень многие зададутся вопросом: «Мы что, утопающие или погибающие? Мы ведь живем неплохо. От чего и зачем нам надо спасаться?» Или, например, когда мы говорим о Царствии Божием, в контексте церковной проповеди это вполне понятно, потому что верующие люди знают, что такое Царствие Божие. Но если начнем светским людям говорить о Царствии Божием, то они этого не поймут до тех пор, пока мы им не растолкуем, что же понимается в Евангелии под Царствием Небесным.

Вообще, когда мы выступаем перед людьми, далекими от Церкви, нужно стараться говорить о том, что является универсальным для всех, о том, что затрагивает интересы всех: о нравственных вопросах, которые имеют отношение к каждому человеку вне зависимости от его религиозности или нерелигиозности. И вот оказывается, что церковный человек, священнослужитель может говорить людям не только о чисто религиозных вещах, но и об их повседневной жизни.

Это то, что очень часто говорит людям наш Святейший Патриарх. Он указывает на вопросы, на которые те часто не обращают внимания, приводит примеры из их повседневной жизни и касается тех проблем, которые имеют отношение не столько даже к религиозной, сколько к нравственной тематике.

А ведь религиозная и нравственная тематика соприкасаются очень тесно, и когда мы напоминаем, например, о том, что Церковь выступает против легализации так называемых однополых союзов, что для Церкви семья ― это союз между мужчиной и женщиной, созданный в том числе для того, чтобы через этот союз продолжился человеческий род, мы говорим об очень простых вещах совершенно не теологического характера ― это вещи, которые имеют прямое отношение к судьбе каждого мужчины и каждой женщины, к их жизненному выбору, к их ориентирам, к тому, сумеют ли они создать крепкую семью, сколько в ней будет детей и будут ли в этой семье дети и так далее.

Есть очень многие вопросы, на которые мы должны отвечать, причем мы должны говорить об этих проблемах, даже если нас не спрашивают. Они относятся не к собственно богословской, религиозной, теологической сфере, а к повседневной жизни людей. Но для того, чтобы на эти вопросы отвечать компетентно и убедительно, мы должны быть хорошо знакомы с жизнью людей и, питаясь, с одной стороны, вдохновением от богослужения, от алтаря, от благодати Божией, которая наставляет нас на всякую истину, немощная врачует и оскудевающая восполняет, с другой стороны должны все время вслушиваться в то, что нам говорят люди, жить их жизнью, скорбеть вместе с ними, когда их посещают скорби, радоваться их радостям. Тогда наше слово будет не абстрактным и оторванным от жизни ― оно будет основываться на нашем жизненном опыте и сопрягаться с жизненным опытом людей, с которыми мы встречаемся на нашем собственном жизненном пути».

Пастырское служение ― это великое и ответственное служение, которое требует очень большого вдохновения, подчеркнул владыка Иларион, обратив внимание присутствовавших на то, что какие бы таланты, способности, возможности ни дал Господь, по-настоящему ими воспользоваться можно только в том случае, если уповать не на свои силы, а на волю Божию и просить у Бога помощи в порученном деле:

«Миссия священника превышает силы человека так же, как человеческие силы превышала и миссия апостолов. Если бы Сам Бог не давал апостолам то слово, которое они несли и проповедовали по лицу всей земли, то никогда Церковь не разрослась бы до таких масштабов, какие она имеет сегодня. И каждый из нас, черпая вдохновение в Божественной литургии, питаясь духовно благодатью Божией, получая от Самого Спасителя слово, которое мы должны нести людям, должен помнить о том, что служение наше ― выше человеческих возможностей и оно станет благоуспешным только в том случае, если мы будем ежедневно и ежечасно укреплять себя молитвой, просить у Бога помощи, если будем всегда находиться в живой связи с Самим Призвавшим нас на это служение Господом нашим Иисусом Христом».

В завершение встречи митрополит Иларион пожелал всем помощи Божией в том служении, которое возложено или скоро будет возложено на них Церковью.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru