22:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Людям нужно понимать, зачем и для чего они живут |
22 мая 2014 года в здании Тульской семинарии состоялась пресс-конференциямитрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии. ― Сегодня Вы встречались с учащимися тульских вузов. Не могли бы Вы поделиться впечатлениями? На Ваш взгляд, отличаются ли по своему мировоззрению и мироощущению от столичной молодежи ребята, которые живут не в столичном городе, а в провинции? ― Я не могу сказать, что студенты в Туле каким-то радикальным образом отличаются от студентов в Москве. Атмосфера в зале, когда я сегодня беседовал со студентами, была примерно такой же, как в тех случаях, когда я читаю лекции, например, в МИФИ или еще каких-либо светских учебных заведениях, в том числе и столичных. Студенчество всегда отличается тем, что живо интересуется очень широким кругом проблем. Вопросы, которые студенты адресуют Церкви, не всегда бывают достаточно комфортными для ответа. ― Владыка, Вы являетесь членом Патриаршего совета по культуре. Что можно предпринять сегодня в отношении русского языка, который засорен не только бранной речью, но и всевозможными сленговыми словами? Особенно этому подвержена молодежь, а ведь речь выражает сознание человека. Какие меры принимаются с вашей стороны? ― Прежде всего, мы следим за тем, чтобы мы сами, представители Церкви, пользовались правильным и красивым русским языком, стараемся повышать грамотность наших студентов. К сожалению, безграмотность сегодня становится очень серьезной проблемой для молодежи. Не в последнюю очередь она связана с тотальной компьютеризацией и с тем, что от студента более не требуется знать русский язык, ведь все его ошибки может исправить компьютерная программа. Был случай, когда абитуриент, поступавший в возглавляемое мною учебное заведение, причем на докторскую программу, написал сочинение, в котором грамотность была на уровне троечника средней школы. Я его спросил: «А как Вы с такой грамотностью собираетесь писать докторскую диссертацию?» Он мне, не моргнув глазом, ответил: «Ну, я же буду писать ее на компьютере. Мне компьютер все исправит». Считаю очень важным шагом недавнее принятие закона о запрете употребления матерной лексики в средствах массовой информации, в кинематографе. Я считаю, что нужно идти дальше и запретить вообще употребление подобной лексики в общественных местах, чтобы людей штрафовали, если они ругаются матом в ресторане, на вокзале или на автобусной остановке. Это, несомненно, пойдет на пользу нашему обществу и его оздоровит. Думаю, что празднества в честь великих просветителей славянских народов ― святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ― тоже могут внести свою лепту в дело, о котором Вы говорите, потому что святые Кирилл и Мефодий оставили нам в наследие чистый и благословенный язык ― язык, на котором впервые прозвучало на наших землях евангельское слово. Если мы считаем себя их наследниками, то должны беречь и развивать язык, который был пронесен через века нашими предками, на котором писали наши великие писатели. Этот язык мы получили от предков в наследие. ― Как Вы оцениваете состояние сегодняшнего общества в плане морали и нравственности? Не думаю, что следует говорить о какой-то тотальной нравственной деградации, потому что, с одной стороны, мы наблюдаем процессы печальные, а с другой ― видим, что есть в нашем обществе немало людей, которые стараются жить в соответствии с христианской нравственностью, в соответствии с заповедями Божиими. В этом, уверен, огромную роль играет Церковь, которая самым непосредственным и реальным образом влияет на людей. Люди соприкасаются с ней в разных жизненных обстоятельствах. Очень часто бывает так, что человек далекий от Церкви, когда случается какая-то беда или наступает в чем-то острая нужда, обращается именно сюда, именно здесь слышит те слова, которые ему необходимо было услышать для того, чтобы встать на путь спасения. Я думаю, что влияние Церкви сейчас возрастает, а, следовательно, должна укрепляться и нравственность. Другое дело, что у нас существует огромное количество проблем, связанных, в том числе, с тем, что у многих людей нет четко выстроенной системы нравственных ориентиров. Это касается, в частности, и демографической проблемы, и низкого уровня рождаемости в стране, который пока что не получается кардинальным образом повысить, хотя некие позитивные изменения, безусловно, есть и на федеральном уровне и на региональном, в том числе здесь, в Тульской области. Поэтому, думаю, нельзя однозначно сказать, что 20 лет назад было лучше или, наоборот, хуже ― просто надо признать, что мы должны больше трудиться для того, чтобы люди понимали, зачем и для чего они живут. ― Ваша телевизионная передача пользуется огромным успехом. Что бы Вы могли сказать о современном состоянии телевидения, ведь порой в его адрес звучат обвинения в насаждении агрессии, провоцировании иных негативных явлений в обществе? ― Для меня ситуация достаточно проста, потому что моя передача «Церковь и мир» заняла некую нишу в телевизионном пространстве; те 25 минут на телеканале «Россия 24», которые были любезно мне предоставлены, я стараюсь использовать для того, чтобы поговорить на серьезные темы, ответить на вопросы гостей передачи и телезрителей, которые нам пишут. Считаю такой опыт полезным и важным, об этом свидетельствуют отклики очень многих людей. Телеканал, на котором эти передачи выходят, смотрят в разных концах страны и за рубежом, поэтому, когда я приезжаю в дальнее зарубежье, живущие там люди мне часто говорят, что смотрят эти передачи. Более миллиона людей в нашей стране либо находятся за решеткой, либо условно досрочно освобождены, то есть так или иначе совершили преступления и находятся под контролем соответствующих органов. Это очень большая цифра, огромный сегмент нашего общества. Церковь, конечно, работает и с этими людьми так же, как работает и с правоохранительными органами, но опять же мы должны понимать, что если, например, заключенные в свободное время смотрят телевизор и с телеэкрана им показывают тот самый мир, из которого пенитенциарная система, по идее, должна их вырывать и перевоспитывать, как тогда мы создадим общество, свободное от преступности и безнравственности? Получается некий замкнутый круг. Я думаю, что ответственность средств массовой информации в этом смысле очень велика. Когда несколько лет назад Святейший Патриарх Кирилл встречался с руководителями основных федеральных телеканалов, один из этих руководителей сказал: «Мы не формируем действительность, мы ее отражаем. Вот какая она есть, такой мы ее и отражаем». Святейший Патриарх с этим не согласился, подчеркнув, что телеканалы в значительной степени формируют действительность, поскольку то, как происходящее преподносится людям, становится их представлением о действительности. Ведь основную часть информации обо всем, что происходит в мире, мы получаем именно через средства массовой информации. Если, например, сводка новостей состоит из одного сплошного негатива, то у человека создается впечатление, что в жизни нет ничего, кроме катастроф, войн, убийств, насилия. Конечно же, недостаток позитива в средствах массовой информации очень отрицательно сказывается на душевном состоянии нашего народа. Думаю, что наша общая задача и задача всех журналистов ― сделать так, чтобы эту тенденцию переломить. ― Сегодня на встрече со студентами Вы сказали, что очень важно, чтобы миряне не были так называемыми захожанами. На Ваш взгляд, кто и какие шаги должен для этого принимать, как привести людей в Церковь не только на большие праздники? ― Все говорят, что Церковь должна усилить, улучшить, создать ― и это правильно, конечно, мы должны, мы это делаем и будем делать. Но я также думаю, что у людей есть какие-то обязанности по отношению к самим себе. Что значит прийти в храм на богослужение? Это не означает просто зайти в какой-то момент, когда идет служба, поставить свечку, приложиться к иконе и уйти. Быть на богослужении ― это, как минимум, прийти к началу и отстоять до конца, а на самом деле ― принять участие в службе. Если совершается Божественная литургия, то принять участие в ней означает прийти на это богослужение и причаститься Святых Христовых Таин. Некоторые люди говорят, что не причащаются потому, что не знают, как надо, не могут подготовиться, не привыкли стоять на службе или находят еще какие-то причины; некоторых смущает, что все причащаются из одной ложки. На все эти вопросы есть ответы, но очень важно, чтобы люди эти вопросы задавали и стремились преодолеть те психологические барьеры, которые отделяют Церковь от человека, пришедшего с улицы. Поэтому мне хотелось бы надеяться на то, что движение будет встречным: с одной стороны ― Церковь в лице священноначалия делает некие шаги навстречу невоцерковленным людям, но, с другой стороны, и сами нецерковные люди, если хотят найти дорогу к храму, должны, по крайней мере, выйти на эту дорогу и сделать какие-то шаги. ― Какие впечатления у Вас от Тулы? ― Очень хорошие. Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru |