«Христос Воскресе!
В пасхальные дни мы слышим рассказы из Евангелия от Иоанна, которые повествуют нам о чудесах и о деяниях Спасителя. И сегодня мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил человека, слепого от рождения (см. Ин 9. 1-38). Евангелист Иоанн описывает эту историю во всех подробностях: рассказывает нам об этом человеке, повествует о том, как Господь отправил его на источник, чтобы тот омыл свои глаза и исцелился; знакомит нас с тем, что происходило после исцеления, когда Господь вновь встретил этого человека, уже прозревшего, и спросил его: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» – и тот ответил: «Кто Он, чтобы мне веровать в Него?» На что Господь сказал: «Ты видел Его, и Он говорит с Тобою» (см. Ин. 9, 35-37).
Этот рассказ, как и другие в Евангелии от Иоанна, сопровождается глубоким богословским комментарием. Он является иллюстрацией к мысли, которую апостол Иоанн проводит в своем Евангелии: о том, что Господь есть свет миру (см. Ин. 9. 5). Если Бог есть свет, это значит, что Он привел людей в этот мир для того, чтобы они видели свет и приобщались к нему. Но свет бывает разный: материальный и духовный.
Свет материальный – это свет, который мы видим, когда поутру встречаем новый день, когда восходит солнце; это рукотворный свет, который мы зажигаем в наших домах, когда за окном наступают сумерки. Свет нерукотворный – тот Божественный свет, который невозможно возжечь никакими человеческими средствами и усилиями, ибо его возжигает Сам Господь. Этот свет, невидимый человеческому глазу, узревается очами души. И когда евангелист Иоанн говорит, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (см. 1 Иоанн 1–5), это означает, что в Боге нет никакого зла и противоречия. Это означает, что Бог просвещает каждого человека, пришедшего в мир.
Бог является Творцом как света материального, так и света вечного, нематериального, который превосходит всякое материальное естество и сияет внутри человеческой души. К этому Божественному свету на протяжении многих веков приобщались подвижники, святители, преподобные – те люди, которых Господь удостаивал таинственных видений Божественного света.
Святитель Григорий Богослов в IV веке говорил о том, что светом является не только Бог, но и вся церковная жизнь: любой церковный праздник, каждое Таинство, всякое событие, которое совершается в Церкви. Сама встреча человека с Богом является встречей с Божественным светом.
В XI веке преподобный Симеон Новый Богослов в своих творениях описал, как многократно ему являлся Господь в виде Божественного света – того света, который созерцается не материальными человеческими очами – он созерцается внутри сердца и ума человеческого и преображает всего человека изнутри.
Божественный свет является, по учению Церкви, неприобщимым – он есть Божественная энергия. Это значит, что Бог всей Своей сущностью и естеством присутствует в этом свете. Об этом в XIV веке говорил святитель Григорий Палама в споре с еретиком Варлаамом Калабрийским, который утверждал, что нематериальный, Божественный свет физическими очами созерцать невозможно, и если какие-то подвижники на молитве его созерцают, значит, они видят некий материальный свет, некое видение, которое не является сверхъестественным или Божественным. И для того, чтобы объяснить этот парадоксальный опыт святых, святитель Григорий Палама говорил, что Бог является неприступным и недостижимым в Своей сущности, но в Своих энергиях, то есть в Божественных действиях, открывается нам, присутствует и действует среди нас. И Божественный свет, которым Он озаряет сердце человека, является той энергией, тем действием, в котором присутствует Сам Господь.
Когда мы читаем об исцелении слепорожденного, то слышим о том, как Господь отверз очи человеку, никогда не видевшему света материального, который вдруг увидел окружающий его мир: деревья, солнце, людей… Конечно же он, когда его жизнь настолько изменилась, не мог не сказать вопрошавшим его фарисеям: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (см. Ин. 9. 32). Но в то же время Спаситель отверз и духовные очи этого человека, и не случайно, встретив его еще раз, спросил, верует ли тот в Сына Божия. Ибо для того человека было недостаточно увидеть только материальный свет – ему нужно было исцелиться и от духовной слепоты и встретиться лицом к лицу с тем светом нематериальным, каковым является Сам Господь. Иисус Христос, когда встретил во второй раз исцеленного, отверз ему и духовные очи для того, чтобы тот уверовал, что Сам Господь является Сыном Божиим, что Тот, Кто исцелил его, и есть Сын Божий, в Которого надо веровать.
Таинственным и непостижимым образом Господь отверзает очи тысячам и миллионам людей – не только очи физические (что, конечно, случается крайне редко), но, прежде всего, очи духовные, что случается в Церкви постоянно. Это то ежедневное чудо, которое мы, пастыри Церкви, можем наблюдать на примере многих. Зачастую люди приходят в Церковь, не понимая, зачем они здесь; приходят, не зная самого главного: для чего они живут; приходят со множеством вопросов, недоумений или скорбей или жалобами на свою жизнь, на окружающий мир, окружающих людей и даже на Самого Господа Бога. И не всегда сразу, как это было со слепорожденным, Господь отверзает нам наши внутренние очи, помогает приобрести веру, без которой невозможно осознать смысл жизни, понять, зачем и для чего мы живем.
Когда Господь отверзает нам внутренние духовные очи, тогда мы в своем духовном опыте, в своей жизни встречаем Христа, Которого каждый из нас открывает по-своему – так, как Его открыл бывший слепой, когда спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» – и Господь ответил ему: «Ты видел Его и Он говорит с тобою» (см. Ин. 9. 36).
Мы с вами видели Господа, и Господь говорил с нами. Мы Его видели своим сердцем, своим духовным взором. Мы видели, как Он был распят на Кресте, как Он умирал и как воскрес.
Потому мы воспеваем в эти пасхальные дни: «Воскресение Христово видевше», а не только «Воскресению Христову веровавше», ибо действительно видели Воскресение Христово и знаем, что Христос воскрес; и никто нас не сможет в этом разубедить. Даже если вдруг кто-то скажет, будто наука доказала, что Христос не воскрес, если самые авторитетные ученые мира соберутся и примут решение, что такого не могло произойти, никто нас не разубедит в том, что Христос воскрес, потому что мы с вами, Воскресение Христово видевше, уверовали в Его воскресение. И после того, как мы уверовали, Господь говорит с нами через святое Евангелие, через события нашей жизни, через заповеди, которые Он нам оставил. И задача наша заключается в том, чтобы слышать слова Господа и исполнять их.
В пасхальные дни Церковь призывает нас обновить свой опыт веры, изменить свою жизнь, чтобы те плоды покаяния, которые мы приносили в дни Великого поста, в этот пасхальный период принесли нам радость от встречи с Господом нашим Иисусом Христом, Который отверз наши духовные очи для того, чтобы мы впредь не были слепыми и всегда созерцали нашими физическими очами свет материальный, Им созданный, а духовными очами – свет нематериальный, которым является Сам Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых. Аминь.
Христос Воскресе!»