21:30 Доклад епископа ИРИНАРХА на тему "Организация профилактической работы по предотвращению экстремистских правонарушений" |
Круглый стол: «Профилактика экстремистской деятельности: проблемы и перспективы» Москва, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 26 июня 2014 года «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12; Лк. 6, 31). ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ на тему: «Организация профилактической работы, осуществляемой Русской Православной Церковью, по предотвращению экстремистских правонарушений, межнациональных и межконфессиональных конфликтов в местах лишения свободы». Глубокоуважаемые участники и гости Круглого стола! 1. Религиозный экстремизм – обоснование важности поднятой темы Не вдаваясь глубоко в теорию проблемы, следует лишь отметить, что в самом общем плане экстремизм[1] – это приверженность к крайним взглядам и действиям, отражение пороков человечества. Совершенно очевидно, экстремизм предполагает наличие какой-либо идеологии, теоретического обоснования применения насилия, хотя зачастую аргументация основана главным образом на эмоциональных, а не рационалистических представлениях об окружающем мире. Терроризм же, в большинстве случаев, выступает как система действий, опирающихся, как правило, на экстремистскую идеологию. Терроризм, с некоторым допущением, можно представить как составную часть экстремизма, его наиболее яркое и действенное проявление в социально-политической жизни общества. Базу экстремизма составляет, прежде всего, молодежь в возрасте от 15 до 30 лет как наиболее незащищенная часть общества, подверженная эмоциональной возбудимости и различным крайностям, а так же маргинальные слои населения, представители националистических и не традиционных религиозных движений. Религиозный экстремизм[2] может проявиться как в насильственном насаждении в обществе определенных религиозных ценностей или в нетерпимости к представителям других религиозных объединений и конфессий, так и в деятельности различных сектантских и культовых групп[3]. Среди различных направлений религиозного экстремизма выделяют: христианский, исламский, иудейский и другие виды религиозного экстремизма. Или в противоположность им: антихристианский, антиисламский и т. д. Сектантским экстремизмом называют деятельность получивших распространение деструктивных тоталитарных псевдорелигиозных организаций. В основе такой классификации стоит экстремистская деятельность приверженцев крайне радикальных религиозных (мировоззренческих) течений. При этом религиозный экстремизм тесно связан с политикой и национализмом – поэтому проявления экстремизма в виде политического, религиозного и националистического движений в современном мире представляют собой единое целое. Однако здесь следует сделать оговорку о том, что недопустимо ассоциировать экстремизм напрямую с религией, а употребление термина «религиозный экстремизм» возможно только с учетом замечания, что это – «псевдорелигиозный экстремизм». 21 июля 2005 года на пресс-конференции в Казани Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес слова: «Недопустимо смешивать такие понятия, как «религия» и «экстремизм». Очень опасно, что сейчас употребляется такое понятие как «исламский экстремизм». Ветхозаветной заповеди «не убей» в Коране соответствует такой аят: «Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех». Носители традиционного Ислама, трактуя эти слова, говорят, что в очах Всевышнего любая человеческая жизнь дороже всей материальной вселенной. Нельзя ассоциировать экстремизм с религией, потому что ни одна религия не проповедует экстремизма и жестокости. И то, что происходит, не имеет никакой связи с религией». 21 апреля 2006 года в интервью ежедневному изданию «Газета» Святейший Патриарх Алексий II также отметил «недопустимость злоупотребления чувствами верующих для оправдания терроризма, агрессии, межнациональной вражды. По-настоящему верующий человек никогда не пойдет по такому пути. Впрочем, псевдорелигиозный экстремизм, не имеющий отношения к истинной религии, подчас используют для того, чтобы построить «религиозно-нейтральный» мир, в котором вера не будет получать общественной реализации, ибо будет объявлена потенциально опасной. Такая перспектива не может не волновать последователей любой религиозной традиции. Более того, она утопична и чревата огромными конфликтами».
СКАЧАТЬ ДОКЛАД, doc 3.59 MB
[1] Слово «экстреми́зм» происходит от латинского «extremus» (крайний) и означает – приверженность к крайним взглядам или мерам. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной – можно говорить о «вынужденном экстремизме». Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятая в 2003 году, содержит следующее определение: «Экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма». [2] М. А. Яворский. Организация противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы. 2014. [3] Следует отметить необходимость различать понятия «секта» и «тоталитарная секта» или «экстремистская секта». |