21:58 Об итогах XVIII Всемирного русского народного собора |
Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»15 ноября 2014 года. Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. 10-11 ноября в Москве под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошел XVIII Всемирный русский народный собор. Работа Собора началась секциями, во время которых обсуждались разные стороны церковной и общественной жизни. В частности, состоялась секция, посвященная памяти осетинской княгини Марии Ясыни, которая стала супругой великого князя Всеволода Большое гнездо, внеся кавказскую семейную мудрость в отношения между многими поколениями своих потомков и этим очень благотворно повлияв на российскую общественную и политическую жизнь того времени. Состоялась встреча клуба «Русский предприниматель», во время которой обсуждались некоторые вопросы экономической жизни современной России. Пленум Всемирного русского народного собора был посвящен теме «Единство истории, единство народа, единство России». Святейший Патриарх выступил на открытии Собора, и это было концептуальное выступление, очень глубокое, в котором дается ответ на многие вопросы относительно того, как Церковь оценивает разные периоды российской истории — считает ли она тот или иной период идеальным, который не может подлежать критике, а все остальные, или по крайней мере некоторые из этих периодов, достойными того, чтобы их отвергнуть, проклясть, объявить позорными и неудачными? А некоторые спросят и так: считает ли Церковь всю историю России неудачной, печальной, позорной — вместе с теми силами, которые пытаются именно так историю нашего отчества изобразить? Вот что было сказано Его Святейшеством: «Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить "душу свою за други своя" одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня». Святейший Патриарх сказал о единстве разных периодов нашей истории: «Мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века двадцатого, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии "правое-левое". Синтез, который можно описать формулой "вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность"». Вот такие пять идеалов, принципов, понятий предложил Святейший Патриарх для того, чтобы на них строилось общественное и государственное здание России, чтобы на них строились поступки, определяющие жизнь нашего народа. Не случайно в последнее время ведутся споры относительно того, какие принципы должны лежать в основе развития российской жизни. И часто нам говорят: не нужна вера, ибо все равно, во что верует человек; не нужна справедливость, потому что ее не бывает и добиваться ее бессмысленно; не нужна солидарность, потому что это нечто связанное с несбывшимся советским проектом. Нам пытаются сказать, что о достоинство не нужно, поскольку достоинство в нравственном понимании — это анахронизм, в то время как имеет место и заслуживает внимания только борьба за утилитарно понятое «собственное достоинство». Ну и конечно, до нас пытаются донести мысль, что не нужна державность. И ожидают, что Церковь убоится вопросов, исходящих от людей, презирающих все эти ценности. Но Церковь сделала свой выбор, так же как она его делает в течение всех периодов российской единой истории. Потому что для Церкви крайне важны те христианские по своей сути принципы, о которых сказал Святейший Патриарх. Эти же принципы были перечислены в итоговом документе XVIII Всемирного русского народного собора — в Соборном слове. Вокруг этих принципов шла и дальнейшая соборная дискуссия, в которой участвовали представители разных политических партий и религиозных общин, в том числе мусульмане и старообрядцы, представители разных социальных слоев, поколений. Так, собственно, бывает всегда во время Собора. Патриарх отметил, что эти принципы не являются просто отвлеченной декларацией. На них должна быть основана жизнь страны: «Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и недолжном. Опираясь на заповеди "не убий", "не укради", "не лги", "не прелюбодействуй", оно сможет решительно подавить организованную преступность, коррупцию, индустрию разврата и растление молодежи. Оно будет способствовать укреплению связи между свободой личности и ответственностью, гражданской самоорганизации народа, построению солидарного общества, о котором много говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора. Оно обеспечит гражданам максимум социальных гарантий, создаст пространство равных возможностей для людей из разных регионов, социальных слоев и профессиональных групп. Добьется стремительного развития науки и передовых технологий, даст второе дыхание тем сферам, где мы традиционно лидировали. Наконец, такое государство создаст оптимальные возможности для жизни традиционных религиозных общин, для передачи духовного наследия наших предков будущим поколениям». Об этом же сказано и в Соборном слове XVIII Всемирного русского народного собора, которое в значительной степени основано на выступлении Святейшего Патриарха: «Мы верим, что… мировоззренческий синтез рано или поздно произойдет, и его итогом станет созидание государственной модели, сочетающей сильную властную вертикаль с опорой на высшую правду, с поддержкой семьи и религиозных институтов, с широкими социальными гарантиями, с соблюдением прав и свобод граждан». Многие люди, очень разные, согласились вокруг общей приверженности всей нашей истории, всей нашей цивилизации тем пяти принципам, о которых сказал Святейший Патриарх Кирилл. Очень хочется верить, что именно на этих идеалах будет основано дальнейшее развитие нашего государственного строительства. Важно теперь, чтобы православные христиане, в первую очередь миряне, осуществляли эти принципы в своей общественной деятельности, в своих государственных усилиях, в своих трудах в области предпринимательства, в своем влиянии на то, как и какие решения принимаются в нашей стране, да и везде, где живут русские люди. Давайте добьемся того, чтобы эти ценности, разделяемые и православными, и неправославными людьми, верующими и благонамеренными неверующими, были действительно реализованы в жизни. На Соборе многое было сказано о межнациональных отношениях, говорилось о государствообразующей роли русского народа. И не случайно в Соборном слове подчеркивается, что такой же должна остаться его роль и в будущем — при всем понимании того, что каждый народ должен иметь достойное место в жизни нашего государства. Вот что сказано в документе: «Мы полагаем, что вопросы национального самочувствия русского народа имеют фундаментальное значение не только для исторически государствообразующего народа, но и для всех братских народов нашей многонациональной страны. Считаем полезным нормативное закрепление статуса русского народа как государствообразующего, памятуя, что вокруг него сформировалась вся семья народов России». Еще одним документом Собора стала Декларация русской идентичности, которая была разработана некоторое время назад и обсуждалась в интернете. Правки в нее вносились и во время пленарного заседания ВРНС. В этом документе помимо прочего, утверждается следующее: «Принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты». Русские люди никому не угрожают. Но они должны помнить, что их связи со своим народом, исповедующим истинную веру, должны быть преимущественными перед любыми внешними влияниями, перед любыми заставить нас принять какие бы то ни было установки, сформированные не нами и без нашего участия. Касается это и политики, и экономики, и многих других сторон общественной жизни. Декларация заканчивается такими словами: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Некоторые уже стали вопрошать: почему здесь намеренно утверждается о роли Православия? Заявляется, что люди разного этнического происхождения, люди разных религий будут против такой декларации, потому что она якобы не учитывает их интересы. Но на самом деле, общаясь с людьми нерусскими по происхождению, с мусульманами, иудеями, буддистами, с людьми, которые живут далеко от России, но хоть что-то о России знают, — я все время слышу готовность признать этот факт. Да, Россию сформировало Православие, как Италию — католичество, как Иран — ислам, как Соединенные штаты — протестантизм. Для непредвзятого человека, даже очень далекого от глубокого понимания русского народа, это очевидно. Против, наверное, будут только те, кто хотел бы перекодировать наш народ, лишить Православие его места в жизни страны, сделать так, чтобы оно перестало быть основой национальной духовной культуры. Не будем стыдиться отвечать критикам, говоря ту правду, которую показывает вся наша история. Православие — это действительно основа нашего исторического пути, нашего мироощущения. Мы так живем. И имеем на это полное право. Я рад, что участники XVII Всемирного русского народного собора вновь это подтвердили. Документы Собора опубликованы на сайте ВРНС. Всех призываю их прочесть. |