Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 22:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Главная » 2016 » Март » 18 » ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В СТЕФАНО-МАХРИЩСКОМ МОНАСТЫРЕ
09:42
ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В СТЕФАНО-МАХРИЩСКОМ МОНАСТЫРЕ

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Стефано-Махрищском монастыре

18 марта 2016 г. 

Вечером 17 марта 2016 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Многие люди в течение своей жизни переживают особо тяжелое состояние, которое называется отчаянием. У святых отцов есть очень мудрые размышления на эту тему. Приведу вам слова преподобного Нила Синайского: «Смотри, никто да не говорит: много нагрешил, нет мне прощения. Так говорит тот, кто не знает, что Бог есть Бог кающихся. А Бог говорит: радость имею о едином грешнике кающемся». А дальше — особые слова: «Согрешить — дело человеческое, отчаиваться — диавольское, потому что сатана был низвергнут в преисподнюю от отчаяния, не пожелав раскаяться».

Эти слова буквально пронзают сознание. Если речь идет об отчаянии, о чувстве безысходности, значит, диавол господствует над человеком. Вот почему, переживая трудные обстоятельства, мы никогда, ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах не должны впадать в отчаяние.

Но нередко у человека, особенно нерелигиозного, нет сил сопротивляться. Отчаявшемуся не на что опереться, его взгляд на окружающий мир исполнен глубочайшего пессимизма, нет никакой надежды, никакого просвета. И если это состояние отчаяния не остановить, то диавол доводит человека до смерти, поскольку диавол есть зло, а апогеем зла являются смерть и небытие. Именно отчаяние всегда бывает причиной самоубийств.

Отчаяние нередко охватывает нас в сложных жизненных обстоятельствах, будь то неудачи в работе или разлад в семье. Бывает, что и монашествующие, живя в монастыре, испытывают это чувство. Нужно помнить: если появляются признаки отчаяния, значит, диавол касается человеческой души, а отчаяния ему мало — ему нужна смерть физическая и духовная.

У святителя Иоанна Златоуста находим слова: «Не так губит грех, как губит отчаянье». Слова также пронзительные и очень правильные, ведь согрешающий человек может принести покаяние, даже если ему остаются лишь последние мгновения земной жизни. Достаточно вспомнить разбойника на кресте: действительно, несколько мгновений отделяли этого по-настоящему грешного человека от смерти, но он нашел в себе силы исповедовать в лице Того, Кто висел с ним рядом, Господа и Спасителя. Это исповедание было принято и как покаяние, и как выражение глубокой веры, и разбойник оправданным вошел в Царствие Небесное.

Покуда есть возможность жить, дышать, мыслить, отчаяние никогда не должно порабощать наше сознание и сковывать нашу надежду. Так и Златоуст говорит: даже если человек упал до самых глубин зла, то есть практически до ада, еще живя в этом мире, — и то у него остается надежда на раскаяние.

Отчаяние, несомненно, является опаснейшим духовным состоянием. Но оно не вдруг наступает, оно возникает не из пустоты — какие-то внешние обстоятельства подталкивают человека к этому глубокому негативному переживанию. Почему-то все, что происходит с нами, нередко кажется нам таким далеким от внутренней, духовной жизни, но на самом деле все, что нас касается, все, что мы переживаем, так или иначе связано с жизнью нашего духа, с нашей бессмертной душой, и нет для спасения неважных обстоятельств.

Потому и призывают нас Слово Божие и святоотеческая мысль к бодрствованию. Бодрствование — это способность контролировать мысли и чувства, это способность создавать внутреннюю преграду для воздействия на нас диавольского искушения. Эти навыки, эти мысли, возникая в течение Великого поста, должны сохраняться, с тем чтобы в самые трудные моменты жизни мы не оступились, не допустили роковой ошибки, но всегда сохраняли великую надежду на Бога, Который радуется о едином грешнике кающемся. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси