Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 18:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Международная научно-практическая конференция

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В соборном Постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года (п. №39 от 5.02.2013) сказано: «Необходимо также иметь попечение о реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы[1]».

В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Кирилла от 6 июля 2013 года была образована совместная Рабочая группа под председательством Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского, которой было предписано «доработать проекты документов, касающиеся реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», «в которых должны быть четко очерчены границы этапов заботы трех Синодальных учреждений об этих лицах».

20 августа 2013 года в Синодальном отделе по тюремному служению состоялось завершающее заседание Рабочей группы в составе председателей Синодальных отделов по тюремному служению, церковной благотворительности и социальному служению, а также и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

На заседании в качестве экспертов присутствовали сотрудники упомянутых отделов. Были рассмотрены документы, разработанные Синодальным отделом по тюремному служению в соответствии с указаниями Вашего Святейшества и имеющие среди своих задач взаимодействие с органами государственной власти и управления в области социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей:

– Концепция создания, функционирования и развития районного реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения свободы;

– Организационные принципы работы православного районного реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения свободы.

– Концепция создания, функционирования и развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также освободившихся из мест лишения свободы;

– Организационные принципы работы православных воспитательных центров для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Участниками заседания обсуждены принципы распределения ответственности за организацию деятельности реабилитационных центров на общецерковном, епархиальном и приходском (монастырском) уровнях с учетом автономности епархий и правящих архиереев. В результате рассмотрения Рабочая группа пришла к следующим заключениям.

1.1. Контроль и мониторинг реабилитационной деятельности, осуществляемой епархиальными отделами по тюремному служению в учреждениях исполнения наказаний под эгидой администрации УИС, включая работу среди несовершеннолетних правонарушителей, на общецерковном уровне являются прерогативой Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению.

1.2. Одновременно для подразделений тюремного служения следует предусмотреть необходимость направления рекомендационных сообщений в епархии по месту предполагаемого жительства верующего осуждённого, готовящегося к освобождению, чтобы сохранить преемственность в его духовно-пастырском окормлении.

1.3. Освобождающиеся из мест лишения свободы лица выпадают из юрисдикции УИС и, следовательно,  епархиальных подразделений тюремного служения.

Точно также не подпадают под юрисдикцию УИС и, следовательно,  епархиальных подразделений тюремного служения целые категории лиц, находящиеся под надзором органов внутренних дел: беспризорные в приемниках-распределителях для несовершеннолетних; трудные дети-подростки, состоящие на учете отделов и инспекций по делам несовершеннолетних; задержанные граждане, находящиеся в изоляторах временного содержания при полицейских участках и отделах внутренних дел; прочие лица, содержащиеся под надзором правоохранительных учреждений и состоящие в ведении органов Прокуратуры, Следствия, Судопроизводства, и т.п.

2.1. Контроль и мониторинг деятельности реабилитационных центров для лиц, не содержащихся под стражей, следует определить компетенцией Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

К этой сфере могут быть отнесены вопросы оказания социальных услуг:

– освободившимся из мест лишения свободы;

– лицам, подозреваемым в совершении преступления;

– обвиняемым, не содержащимся под стражей;

– гражданам, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

3.1. Несмотря на то, что задержанные, арестованные и подследственные лица, содержащиеся в следственных изоляторах (СИЗО),  находятся в ведении Следственного комитета, пастырское душепопечение о них традиционно на постсоветском пространстве контролируется Синодальным и обеспечивается Епархиальными отделами по тюремному служению.

При этом Следственный комитет относится крайне неодобрительно в отношении предоставления подследственным свиданий с кем бы то ни было, включая и священнослужителей тюремного служения, что усугубляется существующими уголовно-процессуальными нормативами, нередко вступающими в коллизию с законодательством о свободе совести. Контакты лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, целиком и полностью находятся в сфере деятельности следственных органов. Без разрешения следователей и судей администрация СИЗО не вправе самостоятельно предоставлять свидания с лицами, содержащимися в этих учреждениях.

Решение этих и иных вопросов, касающихся существующих режимных установлений правоохранительных учреждений, требует активного подключения и оказания практической помощи со стороны Синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, поскольку взаимодействие со следственными и судебными инстанциями является его компетенцией.

3.2. Было достигнуто согласие в том, что к сфере деятельности Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями необходимо отнести функции оказания организационно-методической помощи Синодальному и Епархиальным отделам по социальному служению в решении вопросов взаимодействия с правоохранительными органами по организации таких центров социальной реабилитации и поддержанию в них должного правопорядка.

3.3. Пастырское душепопечение о военнослужащих, совершивших правонарушения и содержащихся на гауптвахтах, а также отбывающих наказания за совершенные преступления в дисциплинарных батальонах, также относится к сфере деятельности Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами.

4.1. Вместе с тем, при рассмотрении проблемы социальной реабилитации за границами обсуждаемых предложений остался нерешенным вопрос юрисдикции синодальных учреждений, к которой должно быть отнесено оказание духовно-пастырской помощи и социальной реабилитации (ресоциализации) категориям лиц, освободившимся из заключения и находящихся под надзором органов внутренних дел:

– беспризорным в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;

– трудным детям-подросткам, состоящим на учете отделов и инспекций по делам несовершеннолетних;

– задержанным гражданам, находящимся в изоляторах временного содержания при полицейских участках и отделах внутренних дел;

– прочим лицам, содержащимся под надзором правоохранительных учреждений и состоящих в ведении органов МВД, Прокуратуры, Следствия, Судопроизводства, и т.п.

Число таких категорий граждан будет в дальнейшем расширяться, учитывая все большее внимание, уделяемое обществом вопросам пробации, а также досудебных и внесудебных юридических действий.

4.2. Представляется несомненным, что контингенты изоляторов временного содержания, а также иные категории лиц, курируемые инспекциями полиции по делам несовершеннолетних, содержащиеся в приемниках-распределителях и т.п., не должны быть лишены пастырско-душепопечительной заботы Церкви, требующей от священнослужителей весьма специфических навыков. Данное направление церковной деятельности, по крайней мере, на территории Российской Федерации, недостаточно развито.

Надзор за такими лицами возлагается на правоохранительные органы (Прокуратуру, Следственные органы, МВД), поэтому было бы логичным считать, что со стороны Церкви такие лица должны быть опекаемы представителями синодальных структур, взаимодействующих с этими правоохранительными органами, – однако на практике они выпадают из сферы церковного душепопечительства.

Однако, упоминаемые выше категории граждан, содержащиеся под надзором правоохранительных учреждений и состоящие в ведении органов МВД, Прокуратуры, Следствия, Судопроизводства и т.п., не входят в круг лиц, в отношении которых осуществляется духовно-пастырская помощь Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

4.3. В мае текущего 2013 года Священным Синодом был утвержден для общецерковного пользования документ «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения».

В настоящее время разрабатывается проект документа «Положение об организации работы военного духовенства Русской Православной Церкви».

Представляется целесообразным разработать аналогичный общецерковный документ «Миссия Церкви в правоохранительных учреждениях», определяющий направление взаимодействия  Московского Патриархата с Министерством внутренних дел, Следственным комитетом, Прокуратурой, Судебной системой и иными правоохранительными структурами, который позволит определить четкие границы сферы деятельности Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами, Правоохранительными учреждениями, организациями социальной защиты и благотворительности, государственной системой исполнения уголовных наказаний.

 

16 октября 2013 года

Рязань, Академия права и управления ФСИН России



[1]  Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года п. №39.

1     2     3     4