Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 16:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Международная научно-практическая конференция

5. Система специального образования.

Учитывая озабоченность руководства УИС допуском на режимную территорию неподготовленных посетителей, Церковь признаёт положительным создание системы специального образования по богословско-практической подготовке священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях.

В этой связи необходимо создание полубакалавриата либо магистратуры при одной из епархиальных духовных семинарий, ориентированных на подготовку тюремных капелланов.

Вместе с введением соответствующих предметов в учебные планы духовных семинарий имеет смысл создавать «Централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в исправительно-трудовых учреждениях». В организации и проведении данных курсов предполагается активное участие представителей системы исполнения наказаний.

По случаю 10-летия подписания Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством Юстиции Российской Федерации в конце декабря 2009 года церковное Священноначалие высказалось в поддержку предложениям Минюста «по организации подготовки священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ)», заметив при этом, что «помимо введения соответствующих предметов в учебные планы семинарий, имеет смысл создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в ИТУ». Учитывая сложившуюся систему сотрудничества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси выразил надежду, что «представители системы исполнения наказаний смогут принять активное участие в организации и проведении данных курсов».   

Необходимо также создание системы отдельных программ специального обучения для курсантов образовательных учреждений и иных категорий сотрудников УИС, в осуществлении которых могли бы принять участие преподаватели духовных учебных заведений.

Специфические условия режимных учреждений определяют необходимость особой подготовки или переподготовки священнослужителей и работников УИС в правовом, психолого-педагогическом и духовно-пастырском направлениях, что способствует исполнению законодательно-правовых норм, регламентирующих работу учреждений УИС, и содействует соблюдению церковно-канонических положений пастырского душепопечения в условиях лишения свободы.

По инициативе Федеральной службы исполнения наказаний, в качестве начального эксперимента, действуют «Курсы повышения квалификации», организуемые в форме образовательных семинаров для тюремного духовенства, представленного в основном руководителями епархиальных отделов по тюремному служению, и работников УИС на тему: «Особенности религиозно-просветительской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Программа курсов рассчитана на 80 учебных часов и состоит из трех модулей: правового, психолого-педагогического и духовно-пастырского. Запланировано проведение в России курсов повышения квалификации для тюремных священнослужителей Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата.

Следующим этапом организации обучения должны стать региональные семинары  на уровне епархий либо новообразованных митрополий. Дальнейшим развитием должно стать создание отдельных программ обучения для священнослужителей, несущих пастырское окормление следственных изоляторов и тюрем. Такая программа разрабатывается в Академии ФСИН России. Ведется разработка программ обучения священнослужителей, окормляющих курсантов образовательных учреждений ФСИН России и различных категорий сотрудников УИС.

Для проведения правовой и психолого-педагогической подготовки привлекаются специалисты из Академии права и управления ФСИН России, а преподавание дисциплин духовно-пастырского модуля возложено на преподавателей Духовных учебных заведений. Цель – определение пути создания полубакалавриата либо магистратуры для подготовки тюремных священнослужителей при одной из духовных семинарий.

Все это необходимо потому, что требуется быть готовыми к общению с психически неуравновешенными, часто вспыльчивыми людьми, знать психологию толпы. Тюремный священнослужитель должен уметь погасить конфликт и предупредить совершение тяжких и массовых преступлений.

                                                                                                                                             

6. Диаконическое служение – реабилитация (социальная адаптация).

Организация диаконического служения Церкви в условиях лишения свободы базируется на следующих основных принципах:

– содействие администрации учреждений УИС в реабилитации (ресоциализации) и подготовке заключенных к жизни на свободе, а также восстановлении социально полезных связей осужденных с родственниками; 

– содействие персоналу воспитательных колоний и иных мест принудительного содержания УИС в социальной адаптации и возвращении в семью несовершеннолетних правонарушителей;

– в организации преемственности попечительства о воцерковленных лицах, освободившихся из заключения, путем направления сообщений (рекомендаций) приходским священнослужителям по месту предполагаемого жительства.

– в эпистолярном или непосредственном взаимодействии с родственниками осужденных;

Работа по реабилитации и социальной адаптации заключенных, в которой вместе с сотрудниками уголовно-исполнительной системы принимают активное участие священнослужители, начинается с момента поступления осужденного в учреждение УИС. Церковь, обеспечивая пастырское душепопечение в местах принудительного содержания, способствует духовно-нравственному возрождению человека в условиях лишения свободы и последующей социальной адаптации в гражданском обществе после освобождения из заключения.

Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания, поскольку пастырское душепопечение Церкви простирается и на осужденных преступников, приговоренных за особо тяжкие преступления к высшей мере наказания. Господь Иисус Христос в притче о милосердном самарянине (Лк. 10, 29-37) ясно указывает, кого мы должны считать своим ближним: того, кто нуждается в помощи, даже если это человек других взглядов, другой веры, живущий в другом месте. Ведь именно таковым оказался для милосердного самарянина человек, пострадавший от рук разбойников. При этом Церковь в своем отношении к смертной казни остается на позициях, изложенных в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Однако следует помнить, что тюремно-диаконическое служение Церкви не может порождать иждивенчество и не должно подменять собой ответственность государства в сфере пенитенциарной и постпенитенциарной жизни заключенных. Совершая дела милосердия и сострадания к нуждам заключенных и членам их семей, православные христиане должны проявлять рассудительность. При этом нуждающемуся необходимо помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами.

В целом – работа сотрудников уголовно-исполнительных систем по социальной адаптации в местах принудительного содержания, в которой активное участие принимают священнослужители, начинается с момента поступления осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу в учреждения УИС: организуется их общеобразовательное и профессиональное обучение, проводятся занятия по правовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, психодиагностические и психокоррекционные мероприятия, работа по восстановлению социально полезных связей. Оказание осужденным помощи в социальной адаптации является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы.

Русская Православная Церковь, обеспечивая духовно-пастырское окормление в местах принудительного содержания, способствует социальной адаптации осужденного через возрождение в его душе религиозности и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. При этом необходима не только индивидуальная духовно-попечительская работа священнослужителей с лицами, содержащимися под стражей, но и обеспечение постоянного пребывания священнослужителя в зоне и привлечение его к участию в работе общественных организаций пенитенциарной направленности, административных и дисциплинарных комиссий учреждений по режимному стимулированию поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний, а также рассмотрению вопросов помилования и других проблем.

                                                                                                                                  

7. Нормативно-правовая защита достоинства и прав человека в местах лишения (ограничения) свободы.

Вместе с духовно-пастырским окормлением лиц, находящихся в условиях принудительного содержания, Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту достоинства и прав человека в местах лишения (ограничения) свободы, что сформулировано в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»: «С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления»[1].

Учитывая, что в правовом государстве наряду с правоохранительными функциями уголовно-исполнительная система реализует переход от репрессивно-карательного типа к пенитенциарному[2], базирующемуся на основе принципов уважения прав человека и законности, Церковь осуществляет миссию защиты достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения в следующих направлениях:

реализация права задержанных, арестованных, подследственных, осужденных на свободу совести и вероисповедания;

обеспечение индивидуального пастырского душепопечения о лицах, содержащихся под стражей, и пребывания священнослужителя в зоне на постоянной основе; 

участие в рассмотрении вопросов помилования осужденных;

– привлечение внимания общественности к идеям ресоциализации (реадаптации) осужденных;

– содействие выдвижению кандидатур священнослужителей в Общественные наблюдательные комиссии и Общественные советы при территориальных органах уголовно-исполнительных систем государств;

– участие в деятельности общественных организаций пенитенциарной направленности;

участие в работе комиссий по «социальным лифтам» и иным методикам режимного стимулирования поведения осужденных.

Закон гарантирует свободу совести и вероисповедания гражданина страны и потому органам власти необходимо вести разработку соответствующих законодательных актов по внесению изменений в действующее законодательство и правоприменительные нормы, а руководству пенитенциарных учреждений предпринимать по мере сил все возможное к тому, чтобы и закон соблюдался, и Церковь могла присутствовать в учреждениях УИС, не ущемляясь режимными условиями.

Душепопечение о лицах, пребывающих в местах принудительного содержания, Церковь всегда почитала одним из основных направлений своего служения, однако исполнение тюремного служения в разные времена встречало как содействие, так и активное сопротивление со стороны властей, а в периоды гонений было связано с большими затруднениями.

В конце 80-х годов прошлого столетия произошла постепенная переоценка взглядов на Русскую Православную Церковь в государственной политике в сторону признания ее положительной роли в общественном строительстве. Начало прямого взаимодействия церковных и государственных организаций ознаменовалось принятием в 1990 году Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В этом аспекте администрация исправительно-трудовых учреждений признавалась законодательно обязанной обеспечить реализацию права осужденного на свободу совести и вероисповедания, наладить необходимое сотрудничество с религиозными организациями, а религиозные организации в свою очередь должны были способствовать удовлетворению религиозных потребностей, социальному общению и духовному самоутверждению лиц, содержащихся в условиях лишения (ограничения) свободы.

С распадом СССР аналогичные законодательные изменения произошли в нормативном обеспечении взаимодействия в области защиты прав верующих на постсоветском пространстве. Вместе с тем, наличие определенных коллизий с существующими нормами уголовно-исполнительного законодательства, изменения в которое на постсоветском пространстве начало вноситься только к настоящему времени, вызвало к жизни необходимость заключения специальных соглашений между структурными образованиями Церкви и государственными пенитенциарными организациями, и внесения изменений в действующую законодательную базу.

В России «Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний» было подписано директором ФСИН России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси 22 февраля 2011 года. Аналогичные соглашения были заключены между Комитетом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом, Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и Государственной пенитенциарной службой Украины, иными каноническими подразделениями Русской Православной Церкви и государственными службами.

В развитие положений данных документов на Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви в 2011 и 2013 годах были сформулированы поручения епархиальным архипастырям вносить свой вклад в решение различных проблем пенитенциарной системы, создавая гарантированные условия для сохранения заключенными достоинства человека, духа свободы религиозной веры, а также для их воспитания в христианской нравственности.

Архиерейский Собор 2011 года в соборном Определении «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. №42 от 4.02.2011) отмечает следующее: «констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации. Синодальному отделу по тюремному служению и аналогичным церковным учреждениям в самоуправляемых Церквах надлежит вступить в диалог со светскими властями с целью урегулирования ситуации. Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе. Эта инициатива требует активного участия епархиальных архиереев, которые, в частности, призваны определить священнослужителей, способных нести столь нелегкое послушание».

В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 17 февраля 2011 года, касающейся выполнения решения, изложенного выше в п. 42  «Определения Архиерейского Собора», Юридической службой Московской Патриархии в сотрудничестве с Минюстом России определена необходимость внесения в действующее российское законодательство ряда поправок и уточнений (в статьи 14, 89, 118, 158, 185 Уголовно-исполнительного кодекса, статью 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Соответствующий законопроект, которым подробно регулируется порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний, личных встреч священнослужителей религиозных организаций с осужденными, а также с подозреваемыми и обвиняемыми, передан Минюстом России в Государственную Думу.

С учетом того, что в Российской Федерации законопроектная и правоприменительная деятельность в отношении уголовно-исполнительной системы согласно Положению о ФСИН России является прерогативой Министерства юстиции, принято решение о создании соответствующей Рабочей группы при Департаменте нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России, которая занимается работой над совершенствованием правовых механизмов деятельности представителей религиозных организаций в пенитенциарных учреждениях, а также разрешения иных вопросов, связанных с взаимодействием Русской Православной Церкви, других традиционных религий России и уголовно-исполнительной системы.

Спустя два года в соборном Постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года (п. №39 от 5.02.2013) было сказано: «Архиерейский Собор отмечает важное значение работы духовенства Русской Православной Церкви с заключенными, забота о которых является одним из видов христианского служения, упомянутых в Святом Евангелии, а также с работниками исправительных учреждений. Вместе с тем не следует оставлять без внимания преодоление ряда юридических и практических сложностей, возникающих в этой области, в частности, в вопросе введения института тюремного духовенства на постоянной основе. Синодальному отделу по тюремному служению надлежит продолжить работу в этом направлении. Необходимо также иметь попечение о реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы[3]».

Таким образом, в своей повседневной деятельности Синодальный отдел по тюремному служению, с одной стороны, обязан следовать Постановлениям Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, а с другой стороны, вынужден организовывать свою работу в тесном взаимодействии с государственными институтами, осуществляющими юридический контроль за единством правового пространства и нормотворческой деятельностью. 

Синодальные и епархиальные учреждения вынуждены быть инициаторами разработки и принятия подзаконных нормативных актов, регулирующих взаимодействие Церкви и уголовно-исполнительных систем, хотя взаимодействие с законопроектными инстанциями напрямую и не относится к их сфере деятельности.



[1] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. V. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви. (V. 1).   М., 2008.

[2] «Пенитенциарный» от лат. penitence  раскаяние.

[3]  О задачах Русской Православной Церкви согласно определению Архиерейского Собора 2013 года в плане «попечения о реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» смотрите в Приложении (Послесловии) к Докладу.

1     2     3     4