Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 00:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Главная » 2018 » Апрель » 28 » ВЫСТУПЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ВОЛОКОЛАМСКОГО ИЛАРИОНА НА XI СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
10:43
ВЫСТУПЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ВОЛОКОЛАМСКОГО ИЛАРИОНА НА XI СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на XI Съезде Российского Союза ректоров

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на XI Съезде Российского Союза ректоров

28.04.2018 

26 апреля 2018 года ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Развитие теологии в современном университете» на XI Съезде Российского Союза ректоров.

Уважаемые члены президиума! Уважаемые коллеги!

Сегодня я выступаю перед участниками заседания XI Съезда Российского союза ректоров в качестве ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, учрежденной по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Одна из задач этого высшего учебного заведения — развитие теологии как отрасли знания в университетском образовательном пространстве — полностью отвечает тематике нашего заседания. Поэтому я хотел бы сказать несколько слов о теологии, о том, почему ее развитие необходимо не только в духовных учебных заведениях, но и в светском образовательном пространстве.

Сейчас более пятидесяти высших учебных заведений Российской Федерации имеют либо кафедры теологии, либо теологические образовательные программы различных уровней. Это связано с тем, что теология, будучи общепризнанной во всем мире научной дисциплиной, в последние годы также получила на государственном уровне признание и в Российской Федерации. Год тому назад начал свою работу первый в истории России диссертационный совет по теологии. Присуждаемые им ученые степени признаются государством.

Напомню, что долгое время теологии, древнейшей из наук, отказывали в праве именоваться наукой, и сейчас еще есть рецидивы мышления советского времени. Некоторые говорят: «Зачем вообще нужна теология?». Мы с этим столкнулись, когда создавали кафедру теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», и с этим же мы столкнулись на первой защите в диссертационном совете, когда пятеро биологов прислали отзывы на защищавшуюся в совете диссертацию: основной тезис этих отзывов состоял в том, что те, кто признает «гипотезу существования Бога», не имеют права называться учеными.

Мы не только признаем эту «гипотезу», мы считаем ее аксиомой. Но при этом теология, как она преподается и должна преподаваться в светских высших учебных заведениях, не является каким-то миссионерским проектом. Наша задача — предоставить студентам знания о доктринах основных религиозных традиций. Сейчас это особенно важно, потому что, как все мы понимаем, религиозный фактор и в жизни всего мира, и в жизни нашего Отечества, не только не снижает свою значимость, но наоборот, постоянно возрастает. И ликвидация безграмотности в религиозной сфере — одна из первоочередных задач нашего научного сообщества.

Почему это так важно именно сейчас? Вся наша страна, все сегменты нашего общества сегодня озабочены проблемой терроризма. Речь идет об угрозе, которую некоторые называют «религиозным терроризмом». Я не согласен с такой формулировкой. Религиозного терроризма не бывает, бывает терроризм, или бывают террористы, которые свои преступные деяния прикрывают религиозными лозунгами и религиозной риторикой. Подобные события, к сожалению, разворачиваются на наших глазах, свидетелями их становится вся страна через средства массовой информации. Речь идет о таких событиях, как совершенный в Прощеное воскресенье террористический акт, когда некий выродок с криками «Аллах акбар!» расстреливал женщин, выходивших из храма после богослужения.

Тот факт, что преступные деяния сопровождаются исламской риторикой, вносит сумятицу в умы людей, в том числе, в умы нашей молодежи. И я думаю, что если бы на общегосударственном уровне в должном объеме было поставлено преподавание теологии в вузах, то не было бы феномена Варвары Карауловой и других студенток и студентов, которые оказываются заражены идеологией ваххабизма и салафизма. Потому что все до единого знали бы, в чем заключается учение ислама, какую доктрину эта религиозная традиция проповедует, и насколько несовместимыми с этой религиозной традицией являются те акты и злодеяния, свидетелями которых мы являемся.

Преподавание теологии сегодня востребовано именно как преподавание знаний о доктринах основных религиозных традиций. Теология, которую мы выстраиваем сегодня в светском образовательном пространстве, это не проект Русской Православной Церкви, это межрелигиозный проект, в котором участвуют все основные традиционные конфессии нашей страны. Мы вместе создали Научно-образовательную теологическую ассоциацию, учредителями которой являются два наших крупнейших университета — Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Среди учредителей — Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Общецерковная аспирантура и докторантура, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ряд других высших учебных заведений. И мы приглашаем к участию в работе Ассоциации все те высшие учебные заведения, которые заинтересованы в развитии теологии, или которые уже участвуют в формировании этой научной отрасли.

Нет необходимости говорить о том, что теология не противоречит ни гуманитарным, ни естественным наукам. Теология, как и религиоведение, имеет отношение к религиозной жизни людей. Но отличие теологии от религиоведения заключается в том, что, если религиоведение рассматривает религиозные традиции извне, то теология рассматривает их изнутри, подобно тому, как существует, например, музыковед, а существует музыкальный практик, который играет на рояле, на скрипке, который пишет музыку. Такое же различие существует между религиоведением и теологией. Обе эти области знания нужны, но одна не может заменить другую.

Когда мы работаем над созданием Научно-образовательной теологической ассоциации, когда мы готовим новые паспорта научных специальностей по православной теологии, исламской теологии, иудейской теологии, мы исходим из того, что это будут дисциплины, обеспечивающие взгляд изнутри определенных конфессиональных традиций.  Важно сделать так, чтобы теологические исследования и преподавание теологии велись на самом высоком академическом уровне. К теологии как научной дисциплине должны предъявляться все те требования, которые предъявляются государством к другим (прежде всего, гуманитарным) научным дисциплинам.

Надеюсь, что эти разъяснения помогут уважаемым ректорам высших учебных заведений оценить тот потенциал, который несет в себе теологическое образование, и важность развития теологии в нашем образовательном пространстве.

Пресс-служба ОЦАД/Патриархия.ru