Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 05.05.2024, 18:54
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2016 » Январь » 23 » «ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ОСНОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
09:03
«ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ОСНОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

XXIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

на тему:

«КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР РУСИ»

Москва, 21-23 января 2015 года

 

СЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«ЦЕРКОВЬ И ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ»

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 «КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР РУСИ:

РЕФОРМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ –

ПЕРЕХОД ОТ ЗАДАЧ «ИСПРАВЛЕНИЯ»

К ЗАДАЧАМ «СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» ЗАКЛЮЧЕННОГО»

(22 января 2015 года)

 

ДОКЛАД

СВЯЩЕННИКА ГЕОРГИЯ ЛОПУХОВА,

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА

БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ДЕПАРТАМЕНТОМ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

на тему:

«ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

ОСНОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

  Современное общество характеризуется стремительными социальными трансформациями и историческими событиями. Наблюдаются изменения ментальных духовно-нравственных устоев общества на основе пропаганды насилия и агрессивного поведения, как необходимой и приемлемой части жизни. Однако наиболее важным в этой ситуации является то, что указанные социальные проблемы пропагандируются современными средствами массовой информации как некий «общемировой» культурный стандарт, как необходимая плата за прогресс. Но при этом последние события в общественной жизни многих как западных, так и восточных стран указывают на то, что декларируемой многими средствами информации общемировой культуры и нравственности на самом деле не существует. С полной ответственностью можно лишь утверждать о наличии практики взаимовыгодного соприкосновения разных цивилизационных образований на основе внешнего проявления взаимной терпимости и сплочённости перед лицом глобальной проблемы. В свою очередь, это никак не умаляет общепланетарную значимость каждой культуры в индивидуальном её проявлении. Основываясь на указанном умозаключении, представляется важным и обоснованным для современной христианско ориентированной части общемировой цивилизации вернуться к традиционной ментальности и привычной для того или иного общественного образования духовно-нравственной ценностной основе.

Современные философские размышления, несмотря на некоторые расхождения в осмыслении человеческого бытия, имеют одну объединяющую идею. Этой идеей является поиск реальных возможностей воплощения христианских ценностей непосредственно уже в земной истории, посредством нравственного преображения общества (И.В. Кириевский, К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, А.Д. Шлеман). В этом смысле представляет ценность широко обсуждаемая идея амбивалентного понимания проблемы, как направления мысли, способного осознать суть любого интересующего человека явления с двух противоположных, порой взаимоисключающих друг друга позиций (Л.И. Новиков, А.Е. Подобии, С.Н. Смирнов и др.). Религия и светское знание обладают объективным знанием, однако религиозное знание отличается от научного своим источником. В теологии – это, прежде всего, непосредственный личный опыт богообщения. Такой опыт затруднительно выразить в системе понятий. В данном случае уместно упоминание теоремы Гёделя, в основе которой лежит утверждение о невозможности описания духовного идеала в рамках логической структуры. Поэтому, при описании сферы идеального с помощью вербальных методов любое рассуждение будет определённо неполным. Светскую амбивалентность важно рассматривать как механизм интеграции и взаимообогащения дуальных позиций, что послужит рождению нового понимания и осознания изучаемого явления (духовно-нравственного воспитания). В свою очередь новое понимание проблемы сможет преодолеть сложившийся парадокс в осознании сущности изучаемого нами явления духовно-нравственного воспитания.

Религиозная духовность трудно укладывается в традиционные рамки известных научных светских конструкций. Это обусловлено, по словам Ф. Ницше, рациональным мышлением, которое слишком упрощает мир и особенно внутренний мир самого человека. Поэтому феномен духовности в соотнесённости с религиозным знанием важно осмысливать в рамках внутренней целостности человека (Семерник). Теологи утверждают, что духовность, свобода и ответственность – это три экзистенциала человеческого существа. Духовность человека – это не просто его характеристика, но и конституирующая особенность. Духовное – это то, что отличает человека, что присуще ему одному. Вместе с тем признается, что дух обусловлен. Обусловленность человеческого духа состоит в привязанности человеческого духа к его физическому телу (В. Франкл, В.Е. фон Гебзеталь). Однако тело не определяет дух человека, но только обусловливает. Эта двойная функция, на которой целиком зиждется способность духовной личности действовать и проявлять себя вовне, может быть нарушена. Однако духовная личность вследствие этого ещё долго не претерпевает разрушения. Данное утверждение представляется важным, так как указывает на сохранность духовной сферы, независимо от физических и интеллектуальных недостатков. Что укрепляет нашу убеждённость в возможности собственно духовного воспитания любой личности, в том числе и отбывающего значительный срок наказания.

В христианстве принят постулат о том, что существенными признаками или качествами духовного начала в человеке, его духа являются разум и самосознание, свобода воли и особое нравственное чувство или совесть. Причём, говоря о врожденной совести, имеется в виду то, что она даётся человеку не в готовом виде, а в виде естественного (экзистенциального) нравственного чувствования. Именно из этого чувствования при участии разума и воли, путем духовного развития, постепенно образуется внутренний личностный нравственный закон. Философы, педагоги и богословы в той или иной форме согласны с положением о главенстве совести в нравственной жизни, так как реальность совести, как постоянно действующей части сознания, представляется вполне очевидной. В теософии совесть рассматривается как осознанный долг совершать конкретные дела в порядке следования нравственному правилу. У философов совесть осознаётся как врождённая способность к моральному суждению и умению мгновенно самостоятельно определять, что является правильным, а что нет (Лосский). Следовательно, можно вполне определённо утверждать, что опора воспитательной работы на голос совести в процессе взаимодействия с осуждёнными ни как не противоречит светской воспитательной системе, а значит, использование такого ориентира вполне оправдано и в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Провозглашение христианским богословием идей личностной неповторимости и ответственности за нравственную жизнь перекликается с современными экзистенциально-ориентированными педагогическими идеями о воспитании любого члена общества как высоко ответственной и самодостаточной личности (Шиманский). Под самосознанием в христианской догматике подразумевается не только то чувствование человека, когда он отличает себя как личность, но и осознание себя лицом, обязанным к целесообразной деятельности, к делам, за которые надо нести ответственность перед обществом. Это положение представляется крайне важным учитывать в деле построения взаимодействия с осуждённым.

Представляет интерес и христианское понимание воспитания, которое осознаётся как формирование истинных понятий о глобальных взаимоотношениях между Творцом, вселенной и человеком, о взаимоотношениях между людьми, чем и определяется весь строй жизни человечества. Именно воспринятое личностью мировоззрение (жизнеопределяющие понятия – о смысле бытия Вселенной и человека в ней, о принципах добра и причинах зла, о справедливости, о свободе, о любви) прямо или косвенно определяет линию поведения человека в обществе, его нравственные принципы, которыми он руководствуется в состоянии социального выбора. Воспитание в христианстве определяется как процесс воцерковления. Под воцерковлением понимается научение не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, что означает преодоление разлада между мыслью и чувством, плотью и духом. Под образованием в христианском осознании понимается процесс восстановления целостности человека, предполагающий развитие всех его сил и сторон личности, при соблюдении иерархического принципа устроения личности человека. Иерархический принцип, в свою очередь, требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. Указанный тезис важен для результативного устроения церковной жизни на территории учреждения уголовно-исполнительной системы.

Христианская педагогика направлена на выработку у воспитуемого трёх пониманий к окружающему миру. Во-первых, в доступном объяснении причин появления сложно и разумно организованной Вселенной, все без исключения части которой взаимосвязаны в единое целое бесконечным числом сложнейших законов. Во-вторых, важно помочь осознать существование двух параллельных, но взаимопроникающих форм бытия, иначе говоря – двух миров, а точнее – двух частей единого мира. Это, с одной стороны, мир материальный и, с другой, – мир духовный. В-третьих, помочь в понимании бессмертия разумной человеческой личности (души) как существа духовного, созданного для бытия вечного, поскольку только такое бытие имеет право называться бытием.

Важно дать понять осуждённому, что это принципиально отличается от учения атеизма, где всё конечное, то есть, имеющее предел существования, изначально заключает в себе семя небытия, движется к небытию и становится небытием, а, значит, не имеет ни цели, ни смысла своего существования. Но даже в самом мире атеизма такая мысль выглядит непривлекательной и в основе неприемлемой. Ибо, как гласит математическая аксиома, хаос не может породить ничего, кроме хаоса. А значит, если начало жизни есть часть хаоса, то ничего не нужно делать, чтобы упорядочить этот хаос, так как цели жизни личности нет, есть только некое мгновение, которое направлено на сиюминутную выгоду для того или иного индивида. Отсюда у атеистического мировоззрения возникает вывод – единственный, лежащий на поверхности смысл бытия – взять от жизни всё, что только можно. Тем самым нарушается смысл организации любой упорядоченной идеологии и наступает нравственный тупик, которому мы стали свидетелями в недавнем прошлом. Отсюда следует вывод о том, что конечные пункты христианской системы воспитания выглядят для современной воспитательной мысли привлекательнее ранее господствовавших.

В контексте христианского миропонимания, очень важно дать понять воспитуемому, что в нём происходит от его свободной воли, а что выявляется законом материи: «...воспитывайте... в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4). Необходимым считается и научение воспитанника выявлять границы, до которых человек способен обеспечить подчинение физических и психических качеств своему духу: «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его» (Притч. 1,7). Научение сознательно избегать (в христианском учении – уклоняться) возможности участия в безнравственном поступке является одной из основных задач духовно-нравственного воспитания.

Приведённое выше утверждение о свободе воли сочетается с мнением Д.А. Леонтьева, который утверждает, что свобода есть специфическая форма активности. Причем активность здесь понимается как осознанная, опосредованная ценностями «для чего», полностью управляемая самим субъектом (Т.В. Слотина).

Христианская же цель, в свою очередь, отвечает идее формирования личности, отвечающей требованиям, заложенным в государственной идеологии, к каждому члену общества – стремиться соответствовать общенациональному идеалу. Идеал познаётся через образы и сравнения. Христианский идеал учит воспитуемого подражать общепринятому в нашей культуре добру и следовать за отвергающими зло, в ментальном его понимании. Сложность вопроса заключается лишь в том, чтобы найти адекватную форму донесения этого идеала. Следует заметить, что христианская педагогика рассматривает нравственное поведение не как цель воспитания, а, по сути, как показатель его успешности, что тоже крайне важно учитывать.

Следует заметить, что понятие «добра» и «зла» долгое время закреплялось в системе воспитания в качестве пропагандирования определённого табу на совершение нежелательных социальных действий. Поэтому, само по себе осознание добра и зла мало значимо по своей сути. Ввиду этого важным видится создание определённых условий, в которых воспитуемый сможет через практическое усвоение системы табу (в нашем случае – общепринятые христианством и светским обществом к осуждению поведенческие ориентиры) самостоятельно или с чьей-либо помощью осознать, чего от него ожидает социум. И уже на основании этого, при учёте личностных наклонностей и способностей воспитуемого, помочь ему корректировать своё поведение на основе нахождения точек взаимовыгодного соприкосновения с окружающим миром.

Стройное философско-педагогическое учение о пути духовно-нравственного воспитания разработано профессором богословского института в Париже В.В. Зеньковским. Ученый развил мысли религиозных философов предшествовавших поколений. Центральным понятием в воспитательном процессе исследователь считал личность, а главной задачей духовно-нравственного воспитания определял развитие в субъекте сил добра. Под воспитанием В.В. Зеньковский осознавал процесс обоюдно живой, связанный с межличностным диалогом, а не односторонней передачей знаний и правил поведения. Классическое воззрение на человека как существо гармоническое, а также выдвигаемую задачу гармонического развития всех сторон личности он считал серьёзным заблуждением и указывал, что гораздо важнее развить в человеке нравственную сторону личности, чем все остальные. Причём следует отметить, что христианство убеждено в доступности этической и нравственной гениальности любой личности, так как любая из них несёт в себе образ и подобие Божие. Отсюда оправдана воспитательная работа даже с самыми закоренелыми преступниками.

Существенным для нас в системе В.В. Зеньковского является и положение о том, что сама по себе духовная жизнь (в её субъективном осознании) не может иметь критерия правильности её организации. То есть, обосновывается необходимость существования некоего духовно-нравственного учения, которое будет служить ориентиром для организации такой жизни. Утверждение любой нормы в общественной жизни предполагает некое метафизическое основание, объясняющее её целесообразность. Иначе форма не может длительное время воспроизводиться в жизнедеятельности людей и соответственно не может быть подтверждена практически за счёт выживаемости той группы, которая её исполняет. Метафизическое основание раскрывает представления людей об окружающей их реальности и о них самих, так как человек прежде всего интерпретирует реальность, соотнося её с наиболее доступными ему собственными психическими процессами и явлениями сознания. Евангельское благовестие оставалось и остаётся смысловым стержнем нашей эпохи, по-прежнему предопределяя направление и темы полемики, которую ведут современная культура, социальная жизнь, экономика. Поэтому использование в воспитательной работе в учреждениях уголовно-исполнительной системы идей христианской нравственности абсолютно логично и оправдано.

Христианство не изменяло своего понимания образа человека в зависимости от политической конъюнктуры, и поэтому имеет наиболее точное осознание процессов воспитания и образования. Религиозной альфой и омегой (началом и концом) в понимании христианства является постижение ключевой традиции соборности. Сущность этого явления заключается в добровольном свободном единстве. Фундаментальное значение соборности раскрывается в некоем «духовном инстинкте» устремлённости христианской личности к неразрывности общего и единого в соотношении с частным и личным. Онтологические корни соборности осознаются как органическая целостность всего человечества, берущая своё начало от сотворения мира. Поэтому для христианства нет чужого горя, так как всякий человек есть создание Божие и не может остаться без поддержки ближнего, такого же создания, как и сам нуждающийся (Рогозянский). Отсюда становится очевидным происхождение корней примеров взаимной помощи людей и сплачивания нации во время критических общественных конфликтов и неустройства, фактов особого печалования Церкви даже о самых отъявленных преступниках. Культивирование у воспитуемого такого чувствования представляется важным и социально значимым.

Изложенные выше направления теолого-христианских точек зрения указывают и на то, что специфическая природа человека обусловлена стремлением выйти за границы эмпирически доступного мира, обнаружить смысл своего существования, обрести «духовную почву» и собственную идентичность в социальной сфере. Религиозные знания в области духовно-нравственного не противоречат светским научным фактам, так как опираются на особый способ познания мира, который оказывает содействие по расширению истинного понимания природы феномена духовно-нравственного воспитания. Поэтому, осознание внутренней непротиворечивости религии и светского миропонимания является одной из главных предпосылок гармонизации и укрепления духовных основ человеческой экзистенции и истинного понимания явлений, фактов, событий в деле организации воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Приведенный ретроспективный анализ идей христианской богословской мысли позволяет нам высказать мнение о том, что христианское учение:

– во-первых, позволяет по-новому в современном воспитательном процессе обосновать значимость человеческой сущности и осознать её уникальность;

– во-вторых, адекватно понять смысл свободы личности, что крайне важно в современных условиях развития общества;

– в-третьих, скоординировать воспитательные действия таким образом, чтобы в процессе воспитательного взаимодействия формировалась внутренняя иерархия ценностей, без которой личность аморальна и подвержена нравственным коллизиям, без чего невозможно предложить человеку путь того или иного духовного преобразования (Филарет – Вахромеев).

Таким образом, чётко прослеживается взаимная заинтересованность светских и теологических образовательно-воспитательных технологий, что указывает на актуальность построения процесса духовно-нравственного воспитания в учреждениях уголовно-исполнительной системы на идеях христианства как духовно-нравственной идеологии.

 

Священник Георгий Лопухов, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата по взаимодействию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Департаментом исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь

 

22 января 2015 года

Москва

Трапезные палаты Храма Христа Спасителя