09:59 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОВЦС ВСТРЕТИЛСЯ С УЧАЩИМИСЯ КАТОЛИЧЕСКИХ ШКОЛ ИТАЛИИ |
Председатель ОВЦС встретился с учащимися католических школ Италии11.10.2017 10 октября 2017 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с 250 учащимися и группой профессоров католических общеобразовательных школ Рима, Турина, Милана, Неаполя, Мессины и Палермо, руководимых Обществом Иисуса. Группу возглавлял профессор священник Массимо Невола. Во встрече в качестве переводчика принял участие сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев. Архипастырь сердечно приветствовал гостей, отметив, что встреча проходит рядом со стенами старейшего в Москве Данилова монастыря. В ходе своего выступления председатель ОВЦС рассказал учащимся из Италии о более чем 1000-летней истории Русской Православной Церкви, о духовном возрождении после гонений XX века и о церковной жизни в наши дни:
В завершение встречи митрополит Иларион ответил на вопросы учащихся и преподал им архипастырское благословение. Учеников итальянских школ, в частности, интересовало мнение православного архипастыря о том, в чем заключается опасность утверждаемого сегодня как неизменный образец «общества потребления». «Идеология потребительского общества радикально противоречит тем идеалам, которые Христос для нас начертал в Своем Евангелии, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Давайте вспомним слова, которыми Господь начинает Нагорную проповедь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущии, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:3-5). То есть, Иисус Христос говорит о том, что приносит человеку счастье. А современное потребительское общество пропагандирует: "Нет, вы будете счастливы, если у вас будет много денег и профессиональный успех, если достигнете больших высот в обществе"». Однако потребительская идеология противоречит не только христианским идеалам, но и общечеловеческим ценностям, на которых на протяжении веков строилась жизнь человечества во всех странах и у всех народов, констатировал владыка: «В любом народе вам могут сказать, что счастье человека на земле определяется тем, насколько у него крепкая и благополучная семья. И это представление о благословении Божием, которое передается через потомство, через семью, пронизывает все без исключения религиозные традиции. А потребительская идеология говорит, что семья — не самое главное, а главное — получить от жизни максимум удовольствия. Поэтому, если тебе нравится, ты можешь завести семью, а если нет — можно жить просто так, в гражданском союзе, и совершенно необязательно иметь детей, чтобы быть счастливыми и успешными». «Потребительская идеология говорит, что человек может сам определять не только то, как ему жить, но даже и кем ему быть, — продолжил архипастырь. — Например, если Бог создал человека мужчиной, а ему нравится быть женщиной, то он может либо прибегнуть к хирургической операции по смене пола, либо, например, просто называть себя женским именем, а все вокруг должны будут делать вид, что они этого мужчину принимают за женщину». По мнению митрополита Илариона, такая идеология является для общества самоубийственной. «И если в рамках толерантности мы можем говорить, что, в конце концов, пусть каждый человек определяет свои ценности, как он сам хочет, это не значит, что подобного рода идеология должна навязываться детям в школах, а юношам и девушкам — в институтах», — уверен председатель ОВЦС. «Эта идеология оказывает определенное влияние и на некоторых христиан, которые под ее влиянием начинают отказываться от собственной христианской идентичности, — сказал далее владыка Иларион. — И я думаю, что в этом смысле толерантный ислам является союзником христианства, потому что в своей основе (если, по крайней мере, говорить о нравственных постулатах ислама) эта религия имеет те же ценности, какие христианство унаследовало из Ветхого Завета». При этом митрополит Волоколамский Иларион указал на угрозу, которую радикальный исламизм несет не только для христианства, но и вообще для человеческой цивилизации. «А еще большую угрозу несут человечеству те люди, которые совершают преступные деяния, прикрывая их исламской риторикой и криками "Аллах акбар!", — уверен иерарх. — С этими людьми, к сожалению, возможен только один диалог — при помощи оружия. То, что сегодня террористы имеют все меньше влияния на Ближнем Востоке, является прямым следствием вмешательства России в ближневосточную ситуацию. А если говорить о роли Русской Православной Церкви, то она мне видится, прежде всего, в том, что мы постоянно напоминаем миру о гонениях на христиан, которые происходят на Ближнем Востоке, и о необходимости выработать действенные меры для защиты христианского населения в регионе». В продолжение темы архипастырь поделился со слушателями своими мыслями о том, что необходимо предпринять для того, чтобы защитить христианское присутствие на сирийской земле после того, как там завершатся боевые действия. «Прежде всего, речь должна идти о восстановлении христианских святынь, а также инфраструктуры Сирии, то есть городов и деревень, куда и христиане, и представители других религиозных традиций смогут вернуться после того, как ужасы войны закончатся», — считает митрополит Иларион. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отметил, что это одна из тем, по которым Русская Православная Церковь ведет активный диалог с Ватиканом. «Мы разрабатываем и осуществляем совместные гуманитарные проекты, направленные на помощь ближневосточным христианам, — напомнил он. — Эта тема была главной на встрече между Папой Франциском и Патриархом Кириллом, которая прошла в Гаване 12 февраля прошлого года. А две недели назад я посещал Ватикан, встречался с Главой Римско-Католической Церкви и имел с ним очень подробную беседу на темы, которые стоят на повестке дня; говорилось в том числе о том, как воплотить конкретные проекты и те договоренности, которые были достигнуты на встрече в Гаване». Владыка также поделился с учениками католических школ личными впечатлениями от встреч с Папой Франциском: «Должен сказать, это уже третий Папа, с которым я имел возможность общаться. Как иезуит он, конечно, прекрасно образован, а как человек обладает многими качествами, которые делают общение с ним приятным, интересным и полезным». Отвечая на вопрос гостей из Италии об авторах, чьи книги было бы полезно прочесть желающим познакомиться с Россией и ее историей, митрополит Волоколамский Иларион особо подчеркнул, что Россию — и историческую, и современную — невозможно понять, если не читать Достоевского. «Очень важный автор, который говорит о том, что происходило в советское время, — это Солженицын, — продолжил владыка. — Кроме того, есть целый ряд интересных работ современных авторов, которые переводятся и на итальянский язык». Коснувшись по просьбе слушателей темы современного состояния отношений с западными странами, митрополит Иларион сказал: «Думаю, что падение Берлинской стены было событием историческим, потому что оно, по сути, означало падение в Европе коммунистических режимов. За прошедшую четверть века с этого события наши народы и культуры стали гораздо ближе друг к другу. И мне бы очень не хотелось, чтобы в силу политических причин, обстоятельств и разногласий между разными странами и коалициями, сегодня снова возник железный занавес между Востоком и Западом. И я очень надеюсь на то, что двери наших стран будут оставаться друг для друга открытыми». Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru |