Приветствую Вас Гость!
Четверг, 26.12.2024, 00:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Главная » 2015 » Август » 3 » Очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
11:11
Очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви

25 июня 2015 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом:

«Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на его очередном заседании.

Хотел бы по традиции сказать несколько вступительных слов. Наша Церковь и наш народ вступили в празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Посещая разные места — и приходы, и монастыри, и епархии, — я вижу, как этот праздник реально влияет на сознание людей. Ведь князь Владимир стал для нашего народа лишь былинным героем, именуемым Красное Солнышко, его образ во многом утратил подлинные исторические черты, на смену которым пришли некие мифологемы.

Так вот, празднование дает возможность каждому прикоснуться к великому подвигу, который этот человек реально совершил. К подвигу, обусловившему создание целой цивилизации, которая существует более 1000 лет и к которой все мы с вами имеем честь принадлежать. Если говорить о социальном и политическом срезе событий, связанных с Крещением Руси, то, несомненно, это был акт чрезвычайной силы, который не просто переломил негативные тенденции в жизни дохристианского древнерусского общества, но создал предпосылки для выведения народа на совершенно иной уровень развития.

Осознав, что именно религия является единственным мировоззренческим фактором, который может повлиять на взаимоотношения разного рода групп и племен, князь Владимир сделал выбор, позволивший в очень короткое время решить задачу огромной государственной важности. Он начинал было решать эту задачу огнем и мечом, объединяя под своей мощью разрозненные славянские племена, но оказалось, что силой удержать это единство невозможно. И язычество, которое было тогда мировоззренческой основой жизни Древней Руси, оказалось неспособно, в силу ущербности своей этики, помочь людям жить вместе. Для этого не было достаточной мотивации, поскольку мироощущение язычника сводилось к тому, что нужно больше иметь и не думать о том, что приобретение большего нанесет вред другим. «Живи хорошо за счет другого!» — такова эта страшная, говоря современным языком, психология потребительства, которая могла сдерживаться только силой оружия.

Понимая, что на такой основе построить ничего нельзя, князь Владимир избирает христианскую веру в ее восточном, православном изводе. Он и сам принимает христианство — искренне, сердечно; он становится другим человеком, пережив опыт соприкосновения со Христом. Для него крещение было не просто неким действием, необходимым для того, чтобы затем крестить народ. Он действительно становится другим человеком и опытно понимает, что такое благодать Божия, которая касается верующего человеческого сердца. А вслед за этим происходит и крещение народа.

Конечно, невозможно было в одночасье полностью поменять сознание людей. Мы с вами живем в эпоху перехода от советской системы к некоей новой системе, и нам хорошо известно, что ничего нельзя сделать одномоментно. Отталкиваясь от собственного опыта, мы можем понять, насколько сложно было изменить мировоззренческую ориентацию всего народа в эпоху Крещения Руси. Но ведь по милости Божией это произошло, и народ наш стал христианским народом. Православная вера позволила выйти за пределы славянских этнических групп и распространить универсалистскую духовную идею, идею единства, на народы, которые не были связаны единой кровью со славянами. И когда мы говорим о единстве современной многонациональной России, мы должны помнить, что огромную, если не решающую роль в формировании этого единства сыграла Православная Церковь.

Таким образом, подвиг, совершенный князем Владимиром, его личность становятся очень актуальными на фоне происходящих сегодня в нашей стране событий. Убежден, что мы должны все вместе, как Церковь, молитвенно обратиться к святому князю Владимиру, прося его помощи, в том числе, в сохранении единства нашего многонационального народа, в преодолении междоусобицы на Украине. Как бы на нее ни посмотреть — и с точки зрения Москвы, и с точки зрения Киева — в любом случае, это междоусобная брань на территории Святой Руси. И как князь Владимир сумел положить предел всякой междоусобной брани, так и мы совместными усилиями Церкви, общества, государства должны делать все для того, чтобы междоусобная брань ушла из жизни нашего народа.

Хотя сегодня на территории Руси существуют суверенные государства, это не должно быть основанием или поводом для конфликтов, тем более вооруженных. Нужно с уважением относиться и к суверенитету, и вместе с тем к естественному стремлению народов быть едиными, тем более что в основе жизни этих народов — одна православная вера, заложенная равноапостольными трудами князя Владимира».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

************

II.

На заседании Высшего Церковного Совета епископ Красногорский Иринарх доложил о состоянии дел по замещению введенных должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими» и о направлении совместно с Управлением делами Московской Патриархии циркулярного письма главам митрополий – митрополитам и епископам, границы епархий которых совпадают с границами субъектов Российской Федерации, с предложением представить кандидатуры для замещения данных должностей.

24 июня сего 2015 года, накануне заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, епископ Красногорский Иринарх встретился с Первым зам. директора ФСИН России генерал-лейтенантом Рудым Анатолием Анатольевичем. В Совещании, посвященном решению вопросов по введению должностей «Помощников начальников УФСИН России по организации работы с верующими» приняли участие зам. директора генерал-майор внутренней службы Максименко Валерий Александрович, которому поручено курировать данное направление работы, и начальник Правового управления ФСИН России полковник внутренней службы Климаков Леонид Леонидович.

На рабочей встрече обсуждался целый ряд вопросов:

– Во-первых, поддержана инициатива руководства Правового управления ФСИН России – создан Отдел в составе Правового управления ведомства по организации работы с верующими в учреждениях УИС, который будет возглавлен офицером внутренней службы (кандидат определен, но к работе приступит позднее).

В этом отделе должны быть назначены четыре представителя традиционных религий России – Православия, Иудаизма, Ислама и Буддизма, которые могли бы представлять интересы верующих заключенных данных централизованных религиозных объединений.

– Достигнуто согласие, что предварительный отбор кандидатов к назначению на должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими возлагается на централизованные религиозные объединения (конфессии) с учетом вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях соответствующего территориального органа ФСИН России.

– Первоначально кандидаты на данные должности должны быть подобраны от митрополий Приволжского и Уральского федеральных округов Российской Федерации, для чего будет дано поручение начальникам УФСИН России в данных округах о согласовании с правящими архиереями кандидатур от митрополий на должности.

– При этом представители Республики Татарстан и Республики Башкортостан, в которых преобладает Ислам, могут быть представлены из числа исламского духовенства.

Соответственно и другие централизованные религиозные объединения – Иудаизм и Буддизм – могут рекомендовать своих кандидатов на должности в регионах с преобладающим числом заключенных данных вероисповеданий.

– Было достигнуто согласие, что к кандидатам на замещение указанных должностей предъявляются определенные требования по образованию,  по состоянию здоровья, возрасту и пр. – на которых, как на гражданских служащих Федеральной службы исполнения наказаний полностью распространяется законодательство Российской Федерации, в том числе Трудовой кодекс Российской Федерации, а  также Правила внутреннего трудового распорядка учреждений УИС.

– Все кандидаты на должность, имеющие высшее богословское образование, в обязательном порядке проходят курс Дополнительной учебной программы профессиональной переподготовки работников УИС для кандидатов к назначению на должности «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», разработанной в Академии права и управления ФСИН России. Срок обучения – в пределах полутора месяцев. 

– В регионах с преобладающим исламским населением кандидаты на должности формируются из представителей Ислама, других централизованных традиционных религиозных объединений России, что отражено в Резолюции Святейшего Патриарха Кирилла следующими словами:

«Считаю, что миряне могут занимать эти должности только в регионах с преобладающим исламским населением. В противном случае теряется сам смысл таковых должностей, так как в настоящее время контакты с руководителями областных УИС осуществляет епархиальный архиерей, и по его благословению и в подотчетности ему священники работают в исправительных учреждениях. Назначение на эту должность священнослужителя призвано к лучшей организации работы духовенства. Светский человек, по определению, не может решать таковых задач».

************

III.

На заседании 25 июня 2015 года было принято Постановление Высшего Церковного Совета о распределении ответственности трех синодальных учреждений Русской Православной Церкви – Синодального отдела по тюремному служению, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами – в области церковного попечения о ресоциализации (социальной реабилитации) лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних правонарушителей, текст которого прилагается.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

о распределении ответственности трех синодальных учреждений

в области церковного попечения

о ресоциализации (социальной реабилитации) лиц,

освободившихся из мест лишения свободы,

а также несовершеннолетних правонарушителей

Архиерейский Собор 2-5 февраля 2013 года определил Синодальному отделу по тюремному служению «иметь попечение о реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» (пункт 39 Постановлений Собора).

В настоящем документе под ресоциализацией (социальной реабилитацией) бывших заключенных понимается целенаправленное воздействие на личность человека (воспитание) и повторный, возобновляемый процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества.

С учетом специфики этого направления деятельности ответственность за осуществление церковного попечения о ресоциализации (социальной реабилитации) лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также о социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей распределяется между тремя синодальными учреждениями:

– Синодальным отделом по тюремному служению,

– Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и

– Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

Для организации взаимодействия указанных синодальных учреждений по вопросам оказания помощи освободившимся из заключения и иным лицам, упомянутым в настоящем документе, председателю Синодального отдела по тюремному служению надлежит не менее одного раза в год проводить рабочее совещание с председателями двух других синодальных учреждений.

1. Компетенция синодального и епархиальных

отделов по тюремному служению

1.1. На Синодальный отдел по тюремному служению возлагается координация и мониторинг реабилитационной, а также благотворительной деятельности среди заключенных на режимной территории в учреждениях исполнения наказаний, осуществляемой епархиальными отделами по тюремному служению.

1.2. На Синодальный отдел по тюремному служению также возлагается координация и мониторинг деятельности епархиальных отделов тюремного служения по реабилитации и ресоциализации следующих лиц, находящихся под надзором правоохранительных органов:

– бывших заключенных, находящихся под надзором органов внутренних дел;

– осужденных без лишения свободы и других лиц, состоящих на учете Уголовно-исполнительных инспекций;

– несовершеннолетних правонарушителей-подростков, имеющих проблемы с законом;

– беспризорных в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;

– трудных детей-подростков, состоящих на учете отделов и инспекций по делам несовершеннолетних;

– граждан, находящихся в изоляторах временного содержания при полицейских участках и отделах внутренних дел;

– прочих лиц, находящихся под надзором правоохранительных органов.

1.3. В случае возникновения необходимости согласовывать действия с силовыми учреждениями государства, не входящими в структуру уголовно-исполнительной системы, Синодальный отдел по тюремному служению имеет право обращаться к руководству правоохранительных органов, от которых зависит организация деятельности по реабилитации и ресоциализации лиц, состоящих в ведении органов МВД, прокуратуры, следствия, судопроизводства и других.

1.4. Епархиальным отделам по тюремному служению поручается при подготовке верующего осужденного к освобождению сообщать информацию о нем, при его согласии, в соответствующее епархиальное учреждение по месту планируемого после освобождения пребывания, чтобы сохранить преемственность в его духовно-пастырском окормлении.

2. Компетенция Синодального отдела

по церковной благотворительности и социальному служению

и епархиальных учреждений благотворительной направленности

2.1. Благотворительная помощь лицам, перечисленным в пункте 1.2 настоящего Постановления, осуществляется церковными учреждениями благотворительной направленности на тех же основаниях, что и оказание помощи иным социально неустроенным гражданам. К компетенции Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и епархиальных учреждений благотворительной направленности не относится помощь лицам, содержащимся под стражей, и в отношении которых вступил в законную силу приговор суда об их аресте или лишении их свободы.

2.2. На Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению возлагается координация и мониторинг деятельности епархиальных учреждений по попечению о лицах, находящихся на принудительном лечении по приговору суда в психиатрических больницах (вне мест лишения свободы).

2.3. Синодальному и епархиальным отделам благотворительной направленности поручается во взаимодействии с Синодальным и епархиальными отделами по тюремному служению информировать заключенных о наличии церковных социальных служб и возможностях оказания заключенным или бывшим заключенным благотворительной помощи со стороны церковных учреждений на территории соответствующих епархий.

3. Компетенция Синодального отдела

по взаимодействию с Вооруженными силами

и правоохранительными органами

3.1. На Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами возлагается координация и мониторинг деятельности соответствующих епархиальных отделов в области пастырского душепопечения о военнослужащих, совершивших правонарушения и содержащихся на гауптвахтах, а также отбывающих наказания за совершенные преступления в дисциплинарных батальонах.

************

Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

25 июня 2015 года

город Москва, Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя

зал заседаний Высшего Церковного Совета