Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.11.2024, 21:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2016 » Январь » 24 » ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФСИН РОССИИ
10:24
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФСИН РОССИИ

28 мая 2015 года

 

ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ПОЛНОМОЧИЯ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ФСИН РОССИИ ВАЛЕРИЙ МАКСИМЕНКО

ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

                                                                                                  

  28 мая 2015 года состоялось очередное заседание  Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Заседание проходило в актовом зале административного здания ФСИН России, расположенного по адресу ул. Садовая-Сухаревская, д.11. Согласно предварительно озвученному секретарем Общественного совета при ФСИН России В. С. Кохтачевым плану заседание было посвящено рассмотрению следующих вопросов:

– о порядке формирования и работы института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы
с верующими;

– предварительные итоги реализации амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Вел заседание председатель Общественного совета при ФСИН России, народный артист России Владимир Меньшов.

В заседании приняли участие: временно исполняющий полномочия заместителя директора ФСИН России Валерий Александрович Максименко, начальник правового управления ФСИН России Леонид Леонидович Климаков, заместитель начальника управления кадров ФСИН России Николай Черненок, заместитель начальника управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Сергей Филимонов, заместитель председателя Общественного совета при ФСИН России Борис Сушков, член Общественного совета при ФСИН России, генеральный директор благотворительного фонда «Попечитель», кандидат экономических наук Елена Зеленова, представители религиозных конфессий и другие.

От Русской Православной Церкви в работе принял участие епископ Красногорский Иринарх, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению.

 Обращаясь к собравшимся, временно исполняющий полномочия заместителя директора ФСИН России Валерий Максименко отметил:

– Федеральная служба исполнения наказаний уделяет большое внимание вопросу перевоспитания и приобщения к духовным ценностям осужденных, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Вопрос этот касается не только тех, кто находится в местах лишения свободы, но и всех граждан. Сегодняшние осужденные завтра вернутся в общество, будут жить рядом с нами, а значит ресоциализация этих людей и возврат их в мирное законопослушное русло очень важны. Поэтому ФСИН России поддержала  инициативу Русской Православной Церкви по введению должностей помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с  верующими и  укомплектованию их профессионалами, осуществляющими духовно-нравственное воспитание осужденных.

 Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации приказом ФСИН России «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» введены должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими.

В целях разработки правовых актов, регламентирующих правовой статус помощников, а также перечень их основных задач и обязанностей, распоряжением ФСИН России создана рабочая группа Федеральной службы исполнения наказаний по разработке дальнейшей стратегии создания института тюремных  священнослужителей.

Академией ФСИН России подготовлен и утвержден План мероприятий по разработке дальнейшей стратегии создания института тюремных священнослужителей. Предполагается, что кандидат на назначение на должность Помощника должен соответствовать медицинским критериям, необходимым для работы в учреждении УИС, а также пройти специальную подготовку на базе одного из образовательных учреждений ФСИН России.

 

************

 

27 февраля 2015 года за № 54 епископ Красногорский Иринарх направил письмо секретарю Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности УИС В. С. Кохтачеву, текст которого был следующего содержания:

– «Руководством ФСИН России принято решение об обсуждении на Общественном Совете при ФСИН России по проблемам деятельности УИС порядка формирования из числа практикующих тюремных священнослужителей Русской Православной Церкви (включая представителей других централизованных традиционных религиозных объединений России) института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, а также критериев отбора кандидатов на указанные должности и перечня их основных задач и обязанностей.

– Прежде всего, следует отметить, что должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, назначаемых из представителей духовенства, введены в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации на основании поручения Президента России, которое было подготовлено после встречи Владимира Владимировича Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и по замыслу руководства страны и Русской Православной Церкви  должны стать основой института тюремного духовенства, ликвидированного после октябрьской революции.

– Назначаться на введенные должности должны, прежде всего, священнослужители Русской Православной Церкви, к последователям которой причисляют себя преобладающее большинство осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях того или иного региона. В случае, когда большинство осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях региона, исповедают Ислам или принадлежат к иному централизованному традиционному религиозному объединению, официально зарегистрированному в России, на должность помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими могут назначаться представители духовенства данного вероисповедания.

– Кроме того к кандидатам на замещение указанных должностей предъявляются определенные требования по образованию,  по состоянию здоровья, возрасту и пр. – как к гражданскому служащему Федеральной службы исполнения наказаний.

– После назначения на должность все без исключения священнослужители обязаны пройти 1,5-месячные курсы по переподготовке при Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани в установленные сроки. На этих священнослужителей полностью распространяется законодательство Российской Федерации, в том числе Трудовой кодекс Российской Федерации, а  также Правила внутреннего трудового распорядка управления.

– По согласованию с руководством территориальных управлений ФСИН России в режим рабочего времени, установленного в управлении, вносятся изменения с учетом богослужебной деятельности священнослужителей.

– У священнослужителей, назначенных на должности помощников начальников территориальных управлений ФСИН России, и напрямую подчиняющихся им, параллельно сохраняется церковно-каноническое подчинение правящим архиереям епархий Русской Православной Церкви.

 – Подробный регламент работы по вновь введенным должностям должен быть оговорен в разрабатываемом Положении о помощниках начальников территориальных органов ФСИН России.

– Настоящим должен также довести до сведения, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл процесс создания института тюремного духовенства и, главным образом, введение должностей помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, поставил на особый контроль. Начиная с текущего 2015 года, информация об итогах его реализации будет рассматриваться на каждом заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которые проходят каждые 1,5-2 месяца.

– Считаю, что до рассмотрения вопроса на заседании Общественного Совета при ФСИН России необходимо детально проработать его с привлечением экспертов и ученых-пенитенциаристов, включая представителей других централизованных, исключительно традиционных и официально зарегистрированных религиозных объединений России.

– При этом – возможно следует сначала ввести помощников по работе с верующими заключенными лишь в некоторых субъектах Российской Федерации, допустим по 1-2 представителям духовенства в каждом Федеральном административном округе страны, прошедшим переподготовку в Академии ФСИН России.

– Примечательно, что при обсуждении вопроса во ФСИН России неоднократно звучало предложение о создании в Правовом управлении ведомства отдела по организации работы с верующими в учреждениях УИС, в котором были бы представлены представители духовенства четырех основных традиционных религий России – Православия, Ислама, Иудаизма и Буддизма. Однако о создании данного отдела можно будет говорить не ранее конца полугодия, когда будут проработаны все организационные вопросы в рабочих группах и в рабочем порядке.

– Введение должностей помощников в территориальных органах по работе с верующими может занять не менее года, а может быть и более продолжительный срок».

 

************

 

К сожалению, несмотря на то, что по замыслу несколькими месяцами ранее заседание Общественного совета при ФСИН России главным образом было посвящено рассмотрению порядка формирования и работы института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, выступление представителя Русской Православной Церкви не было запланировано, хотя все были предупреждены, что к данной встрече необходимо серьезно подготовиться и принять самое активное участие в дискуссии.

В результате – пришлось дополнительно запросить разрешения в ходе работы заседания произнести доклад, содержащий видение Русской Православной Церкви на формирующийся институт помощников по организации работы с верующими – что, по сути, является возрождением дореволюционной вековой практики тюремного служения православного духовенства.

Участники заседания Общественного совета при ФСИН России приняли решение провести в Общественной палате Российской Федерации очередные слушания по обсуждению порядка формирования и работы института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, с привлечением широкого круга специалистов и представителей общественности.

Учитывая, что работа еще в самом разгаре,  к завершению данной информационной статьи прилагается полный текст доклада епископа Красногорского Иринарха, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального отдела  по тюремному  служению Русской Православной Церкви, на тему: «О порядке формирования и работы института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», – для ознакомления с темой и историей ее реализации в жизнь.

 

************

 

По второму вопросу повестки дня присутствующим была сообщена информация об исполнении постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне».

По состоянию на 22 мая 2015 года из учреждений ФСИН России освобождено 33.604 человека, в том числе:

– 4.099 человек – из исправительных колоний;

– 15 человек – из воспитательных колоний;

– 28.327 человек – состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

– 1.163 человека – из следственных изоляторов на основании решений органов дознания предварительного следствия, судов, начальников СИЗО (в отношении осужденных с приговорами, вступившими в законную силу).

По предварительным оценкам амнистия может затронуть до 60 тыс. осужденных к лишению свободы и 200 тыс. условно осужденных, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Исполнение постановления Государственной Думы об амнистии предлагается осуществить в течение шести месяцев.

 

************

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФСИН РОССИИ

ПО ПРОБЛЕМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Москва, 28 мая 2015 года

 

ДОКЛАД

ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА,

ВИКАРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

на тему:

«О порядке формирования и работы института

помощников начальников территориальных органов ФСИН России

по организации работы с верующими»

 

Досточтимые участники очередного заседания

Общественного совета при ФСИН России!

 

Руководством ФСИН России принято решение об обсуждении на Общественном Совете при ФСИН России по проблемам деятельности УИС  порядка формирования из числа практикующих тюремных священнослужителей Русской Православной Церкви, представителей других централизованных традиционных религиозных объединений России института «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», а также критериев отбора кандидатов на указанные должности и перечня их основных задач и обязанностей.

Должности «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», назначаемых из представителей духовенства, введены в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации на основании поручения Президента России и по замыслу руководства страны и Русской Православной Церкви  должны стать основой возрождающегося института тюремного духовенства, ликвидированного после октябрьской революции.

Следует отметить, что данное решение назревало в течение четверти века и связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время в Российской Федерации (с учетом данных ФСИН России) на режимной территории учреждений УИС действуют 529 православных тюремных храмов, 17 храмов – в стадии строительства, а там, где отсутствуют храмы, открыты 404 молитвенных комнаты.

На территории Российской Федерации Русская Православная Церковь состоит из 169 епархий – на начало 2015 года. Из них в 128 епархиях созданы соответствующие структуры тюремного служения (епархиальные отделы или сектора) и назначены руководители из числа духовенства. В остальных 39 новообразованных епархиях идет процесс упорядочения структуры тюремного служения, и только в 2 епархиях на Крайнем Севере отсутствуют исправительные учреждения.

Количество тюремных священнослужителей в России (на 31.12.2014 года) составляет около 1.200 чел., из них – 69 чел. в г. Москве. Таким образом, за каждым пенитенциарным учреждением страны закреплены священнослужители (от одного до нескольких чел.), которые духовно окормляют как заключенных, так и личный состав этих учреждений.

 

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ

ИНСТИТУТА ТЮРЕМНЫХ КАПЕЛЛАНОВ –

ТЮРЕМНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

 

17 октября 2014 года за № 1063 вышло Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в приложение к Постановлению Правительства от 24 марта 2007 г. за № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы».

Проще говоря, это Постановление Правительства вводит в штаты Федеральной службы исполнения наказаний 85 должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими».

Здесь я хотел бы остановиться на предыстории этого события. Не было бы ни этого Постановления Правительства, ни должностей помощников по работе с верующими, ни Программы переподготовки священнослужителей, если бы не встреча Святейшего Патриарха и директора ФСИН России, имевшая место 1 апреля 2014 года, на которой было принято согласованное решение о введении новых должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими» (из числа ныне практикующих тюремных священнослужителей) – и последующей встречи с Президентом России Владимиром Путиным.

В Обращении на имя Президента России, предварительно согласованном руководством Церкви и ФСИН России, было сказано:

– «Отрадно отметить, что сам факт присутствия священнослужителя в режимном учреждении оказывает благотворное влияние на поведение осужденных и сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний: укрепляется дисциплина и уменьшаются негативные явления, унижающие достоинство человека. Администрация учреждений, исполняющих наказания, высказывается за необходимость расширения присутствия священнослужителей в местах лишения свободы. Совместная деятельность Церкви и ФСИН России была положительно оценена на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации под председательством Сергея Приходько». 

– «Параллельно реформе уголовно-исполнительной системы России, принципиальное отличие которой заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности», Церковь формирует институт тюремных капелланов для пастырского окормления и духовно-нравственного воспитания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пребывающих в местах принудительного содержания. В этой связи представляется целесообразным использовать в Федеральной службе исполнения наказаний опыт взаимодействия Русской Православной Церкви с Министерством обороны Российской Федерации по возрождению штатного военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации. Введение института тюремного духовенства в уголовно-исполнительной системе принесет несомненную пользу, послужит совершенствованию воспитательной работы с осужденными».

– Для упорядочения работы необходимо создание организующей структуры в ФСИН России. Такой структурой могло бы стать введение в территориальных органах должностей помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Для достижения этой цели потребуется введение дополнительных 85 должностей».

 

На основании Поручения Президента России от 12 июня 2014 года за № Пр-1408 появилось на свет вышеупомянутое Постановление Правительства о создании в уголовно-исполнительной системе института тюремного духовенства и введении в территориальные органы ФСИН России 85 штатных должностей Помощников начальников по организации работы с верующими.

 

К кандидатам на замещение указанных должностей предъявляются определенные требования по образованию,  по состоянию здоровья, возрасту и пр. – как к гражданскому служащему Федеральной службы исполнения наказаний.

Назначаться на введенные должности должны, прежде всего, священнослужители Русской Православной Церкви, к последователям которой причисляют себя преобладающее большинство осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях того или иного региона.

В случаях, когда большинство осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях региона, принадлежат к иному централизованному традиционному религиозному объединению, официально зарегистрированному в России, на должность помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими могут назначаться представители духовенства данного вероисповедания.

 

23 мая 2014 года состоялась рабочая встреча у директора ФСИН России, по итогам которой подготовлен известный протокол № 3-1 от 23.05.2014 г., в первом пункте которого оговорены подготовительные мероприятия по введению названных должностей, а именно:

– «Предварительный отбор кандидатов к назначению на должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими возлагается на централизованные религиозные объединения (конфессии) с учетом вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях соответствующего территориального органа ФСИН России».

– Начальнику Академии права и управления ФСИН России дано указание «разработать учебную программу для обучения помощников (кандидатов к назначению на должности помощников) начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».

– «Предусмотреть срок обучения по указанной учебной программе в пределах одного месяца[1]. Срок 01.09.2014».

 

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В августе 2014 года в Академии ФСИН России  программа была разработана и направлена в Синодальный отдел по тюремному служению для ознакомления и согласования.

Как было запланировано ранее, Курсы для переподготовки вновь назначенных помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими предполагалось проводить в Академии права и управления  ФСИН России в городе Рязани, где была разработана программа переподготовки.

С учетом замечаний, высказанных на Конференциях во Владимирском юридическом институте ФСИН России в декабре 2014 года и на Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве – январь 2015 года, программа была доработана Академией ФСИН России  и вновь направлена в апреле 2015 года в Синодальный отдел по тюремному служению.

 

Далее – программа переподготовки была представлена для ознакомления Святейшему Патриарху Кириллу. В Резолюции Его Святейшества от 23.03.2015 г. (Письмо Управления делами Московской Патриархии за № ПК-01/514 от 26.03.2015 г.) сказано следующее:

– «Проект Дополнительной программы …, разработанной в Академии … ФСИН России, взять на контроль Высшего Церковного Совета и после получения отзыва Учебного комитета Русской Православной Церкви и внесения соответствующих дополнений в текст документа, рассмотреть на очередном заседании Высшего Церковного Совета».

– «Считаю, что миряне могут занимать эти должности только в регионах с преобладающим исламским населением. В противном случае теряется сам смысл таковых должностей, так как в настоящее время контакты с руководителями областных УИС осуществляет епархиальный архиерей, и по его благословению и в подотчетности ему священники работают в исправительных учреждениях. Назначение на эту должность священнослужителя призвано к лучшей организации работы духовенства. Светский человек, по определению, не может решать таковых задач».

 

В ответ на Резолюцию Святейшего Патриарха из Учебного комитета Русской Православной Церкви была получена (Письмо от 19.05.2015 г. за № 174) Рецензия на Проект Дополнительной программы, разработанной в Академии ФСИН России, подготовленная на кафедре церковно-практических дисциплин Московской Духовной Академии, в которой говорится:

– «Представленный на рецензию проект Дополнительной программы … составлен …  для  должностных лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование … В Программе отражены … необходимые для данной категории специалистов темы, касающиеся правовых, юридических, психологических, педагогических, социальных, даже медицинских аспектов   их профессиональной деятельности».

– «Наряду с этим собственно религиоведческая составляющая «Программы», что определяет основную ее специфику как предназначенную для подготовки к работе именно с верующими, отражена, конечно, лишь фрагментарно. Она выражена в основном в двух направлениях:

  • это, во-первых, информация о религиозных объединениях деструктивного характера, имеющих склонность к экстремизму и терроризму,  а  также к другим формам негативного воздействия на личность и общество (раздел 6 модуля I).
  • Во-вторых, это правовые и социальные аспекты деятельности различных религиозных организаций при работе с осужденными и сотрудниками в учреждениях Уголовно-исполнительной системы (темы 2, 3, 4, 6, 11, 12 раздела 1,  модуля II)».

– «Что касается собственно теоретических и практических знаний об основных объектах воздействия – верующих представителей традиционных религий России, их мировоззренческих, нравственных и поведенческих установок, особенностях их религиозных культов – этим вопросам в «Программе»  практически не уделено никакого внимания, если не считать тему 10 раздела 4 модуля II «Особенности воспитательной работы с верующими осужденными», на которую отведено всего 4 часа (2 лекции и 2 семинара) из 342 часов и 3 контрольных вопроса из 200.  Причем в списке литературы нет ни одного источника по этим вопросам. Такое умаление религиоведческой компоненты не может обеспечить полноценную подготовку соответствующих специалистов».

– «Им необходимы понимание исторической и культурообразующей роли Русской Православной Церкви в судьбе России, знания основ вероучения, правил жизни верующих, знания об основных богослужениях и Таинствах, о религиозных традициях и обычаях, датах религиозных праздников, а также знание основ других основных религий и конфессий; знание организационных структур религиозных организаций, их уставов, положений и других документов».

 

Буквально две недели тому назад – на Международной российско-австрийской Конференции в Витебске, Белоруссия, с участием духовенства Украины и Беларуси, работа которой была посвящена духовно-пастырскому окормлению и социальной помощи заключенным, наряду со многими вопросами рассматривался также и Проект Положения (концепция) об обязанностях должностных лиц – священнослужителей, несущих послушание на постоянной основе в учреждениях УИС, по работе с верующими: «Помощники руководителей Управлений УИС по работе с верующими», подготовленный Академией права и управления ФСИН России.

 

В представленном проекте профессиональной переподготовки, первоначально предназначенном только для священнослужителей, имеющих высшее богословское образование, учтены дополнительные познания только о религиозных объединениях деструктивного характера, отличающиеся склонностью к экстремизму, терроризму и иным негативным псевдорелигиозным явлениям, опасным с точки зрения уголовно-исполнительной системы[2].

 

Проект дополнительной Программы профессиональной переподготовки размещен на официальном сайте Синодального отдела по тюремному служению для возможности изучения всеми тюремными священнослужителями[3].

 

ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ

НА КУРСАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ТЮРЕМНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

 

Одновременно дано поручение Святейшего Патриарха Кирилла согласовать с руководством ФСИН России  график обучения на Курсах переподготовки тюремных священнослужителей. В этой связи, если это не будет противоречить учебному плану образовательного учреждения, был предложен для  согласования график проведения Курсов переподготовки.

1.

– Первоначально кандидаты на данные должности могут быть подобраны от митрополий Приволжского и Уральского федеральных округов Российской Федерации, для чего возможно было бы дать поручение начальникам УФСИН России в данных округах о согласовании с правящими архиереями кандидатур от митрополий на должности.

2.

– Количество лиц от митрополий в субъектах Приволжского федерального округа Российской Федерации составляет 14 чел., от Уральского федерального округа Российской Федерации – 6 чел., общая численность будет равна 20 чел.

3.

– К ним могут быть присоединены кандидаты от Управления ФСИН России по городу Москве,  от Управления ФСИН России по Московской области и от Управления ФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области – 3 чел.

4.

– При этом представители Республики Татарстан и Республики Башкортостан, в которых преобладает Ислам, могут быть представлены из числа исламского духовенства. Соответственно и другие централизованные религиозные объединения – Иудаизм и Буддизм – должны представить своих кандидатов на должности.

5.

– Также было бы желательным поддержать инициативу руководства Правового управления ФСИН России о создании в составе Правового управления ведомства «Отдела по организации работы с верующими в учреждениях УИС», в котором были бы представлены представители духовенства четырех основных традиционных религий России – Православия, Иудаизма, Ислама и Буддизма, которые могли бы представлять интересы верующих данных централизованных религиозных объединений и которые,  при положительном решении, могли бы быть также включены в первую группу слушателей, общей численностью 27 чел.

6.

– Было высказано в качестве одного из вариантов предложение рассмотреть вопрос о проведении в сентябре-октябре нынешнего 2015 года пробных Курсов переподготовки указанной категории кандидатов на должность из Приволжского и Уральского Федеральных округов России, включая дополнительно перечисленных выше лиц – представителей традиционных религий России.

7.

– Если данные предложения по проведению Курсов будут поддержаны, то возможно было бы направить соответствующие указания руководителям территориальных управлений уголовно-исполнительной системы по линии ФСИН России и правящим архиереям в епархии  по линии Русской Православной Церкви, соответственно – руководителям других  традиционных религий России о совместной работе по подбору кандидатур для замещения введенных должностей помощников начальников УФСИН России по организации работы с верующими.

 

В настоящее время Синодальным отделом по тюремному служению проводятся подготовительные мероприятия, разрабатываются должностные инструкции помощника начальника территориального управления ФСИН России по организации работы с верующими, изучаются материалы, представленные ФСИН России и Академией ФСИН России.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

После назначения на должность все без исключения священнослужители обязаны пройти 1,5-месячные курсы по переподготовке при Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани в установленные сроки. На этих священнослужителей полностью распространяется законодательство Российской Федерации, в том числе Трудовой кодекс Российской Федерации, а  также Правила внутреннего трудового распорядка управления.

По согласованию с руководством территориальных управлений ФСИН России в режим рабочего времени, установленного в управлении, вносятся изменения с учетом богослужебной деятельности священнослужителей.

У священнослужителей, назначенных на должности помощников начальников территориальных управлений ФСИН России и напрямую подчиняющихся им (состоящих в штате УИС), параллельно сохраняется церковно-каноническое подчинение правящим архиереям епархий Русской Православной Церкви.

 Подробный регламент работы по вновь введенным должностям должен быть оговорен в разрабатываемом Положении о помощниках начальников территориальных органов ФСИН России.

Считаю, что после рассмотрения вопроса на заседании Общественного Совета при ФСИН России необходимо детально проработать его с привлечением экспертов и ученых-пенитенциаристов, включая представителей других централизованных традиционных и официально зарегистрированных религиозных объединений России.

При этом – возможно следует сначала ввести помощников по работе с верующими заключенными лишь в некоторых субъектах Российской Федерации, как было сказано выше – подготовить кандидатов от митрополий Приволжского и Уральского федеральных округов Российской Федерации или, допустим, по 1-2 представителям духовенства от каждого Федерального округа страны, прошедших переподготовку в Академии ФСИН России.

Введение должностей помощников в территориальных органах по работе с верующими может занять не менее года, а может быть и более продолжительный срок.

К глубокому сожалению следует отметить, что в Федеральной службе исполнения наказаний некоторые руководители предположили, что введенные должности помощников начальников территориальных органов по организации работы с верующими должны комплектоваться исключительно светскими лицами, не имеющими священного сана. В обоснование подобных заявлений они приводят принципы отделения Церкви от государства и единоначалия в федеральных структурах уголовно-исполнительной системы, необходимость строгого подчинения регламенту работы госучреждения и пр.

Кроме того, по причине отказа Минфином России в дополнительном финансировании данной программы, их появлению способствовали слухи о сокращении аттестованных должностей в воспитательных аппаратах территориальных Управлений ФСИН России и, соответственно, перераспределения фонда выплачиваемой заработной платы в пользу введения на эти места вольнонаемных должностей из числа священнослужителей для организации работы с верующими.

Для решения возникших разногласий, определения  дальнейшей стратегии создания института тюремных священнослужителей, а также разработки правовых актов, регламентирующих статус помощников, критериев отбора кандидатов на данную должность, а также перечня их основных задач и обязанностей распоряжением ФСИН России от 13.11.2014 за № 216-р создана рабочая группа Федеральной службы исполнения наказаний.

Однако в результате возникших разногласий и последовавшего за ними бездействия с декабря месяца истекшего 2014 года уже потеряно шесть месяцев для плодотворной работы по возрождению в России института тюремных священнослужителей на постоянной основе. И тем не менее – будем надеяться, что в результате победит здравый смысл и будет принято единственно верное решение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Традиционная задача Церкви – содействовать приобщению человека в условиях лишения свободы к христианским духовно-нравственным ценностям и, возрождая в его душе религиозность, помогать осужденному … преодолевать в себе склонность ко греху и совершению преступлений, а после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества».

Это созвучно с задачами, стоящими перед современным обществом, которое озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой – обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц.

Миссия тюремного служения в исправительных учреждениях основана на словах Христа: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25, 36), – и направлена на обеспечение условий для полноценной духовной жизни и облегчение участи лиц, заключенных под стражу.

 

Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

 

************

 

Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

 

28 мая 2015 года

город Москва, ул. Садово-Сухаревская, дом № 11, актовый зал

Общественный совет при ФСИН России по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы

 


[1] Позднее срок обучения по указанной учебной программе был пересмотрен – в пределах полутора месяцев.

[2] Однако в программе отсутствуют положительные характеристики религии и православного религиозного чувства вообще, отсутствует также и здравый взгляд на мировые религии, в основе которых искони заложены общечеловеческие нравственные ценности.

Без подобных знаний человек не сможет понимать суть вероисповедания и глубину религиозных переживаний верующего человека, а также отличить здоровую религиозность от псевдорелигиозности, религиозного фанатизма и ханжества, других искажений религиозности человека. Какое воспитательное воздействие на заключенного может оказать такой кандидат?..

Каким же образом кандидат, осваивающий данную программу, но не имеющий духовного сана и базового богословского образования, может получить комплекс знаний в области богословия и церковной истории, а также умений и навыков в области практического вероисповедания, которыми должен обладать?

Полагаю, что программа должна включать в себя комплекс знаний, прежде всего о Православии, а затем и о других традиционных для России вероисповеданиях (мировых религиях), которые священнослужитель, обладающий высшим богословским образованием, может сдать экстерном.

А мирянин из числа офицеров или гражданских работников уголовно-исполнительной системы, не имевший ранее познаний в вопросах веры и претендующий на данную должность, должен будет, прежде всего, изучить, а затем, может быть, и практически пройти искус в данной области, как это происходит в духовных учебных заведениях, где вместе с богословскими знаниями преподается и практическое воспитание слушателю через молитву и богослужебную практику, исполнение постов и обрядов православного вероисповедания, а также несение церковного послушания, столь необходимого для воспитания в себе чувства здоровой религиозности.

                                                                                                          

[3] Привожу отзыв одного из них – протоиерея Олега Скомороха, председателя отдела тюремного служения Санкт-Петербургской митрополии, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктора богословия, специализирующегося в области тюремного служения:

– «При рассмотрении данной программы одним из основных вопросов является вопрос – кто именно будет кандидатом на вводимые должности Помощника начальника территориального органа ФСИН России по работе с верующими».

– «Курс построен таким образом, что идеально подойдет лицам, имеющим теологическое или религиоведческое образование, так как задача сформировать стержневые для данной должности компетенции – знания и умения эффективного взаимодействия с верующими различных вероисповеданий – данным курсом не может быть в полной мере реализована: курс даст лишь поверхностные знания о данном предмете (исходя из тематики занятий и поставленных при этом целей). Таким образом, данный курс замечателен для переподготовки лиц, имеющих теологическое (духовное) образование, особенно для священнослужителей, уже имеющих практику служения в системе УИС».

– «Если обучать офицеров УИС, то все знания по правовому и социально-психологическому модулю они уже получили во время подготовки к той службе, которую несут ныне, а все многообразие жизни религиозных организаций и культурно-этнических особенностей оформления религиозной жизни за 64 часа занятий постичь невозможно».