Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 05.05.2024, 13:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2016 » Январь » 23 » «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИСУТСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»
08:17
«НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИСУТСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

XXIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

на тему:

«КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР РУСИ»

Москва, 21-23 января 2015 года

 

СЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«ЦЕРКОВЬ И ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ»

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

на тему:

«КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР РУСИ:

РЕФОРМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ –

ПЕРЕХОД ОТ ЗАДАЧ «ИСПРАВЛЕНИЯ»

К ЗАДАЧАМ «СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» ЗАКЛЮЧЕННОГО»

(22 января 2015 года)

 

ДОКЛАД

РУЧКИНА ФЁДОРА ВАСИЛЬЕВИЧА,

ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ДЕПАРТАМЕНТА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ

В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И СУДЕБНЫХ АКТОВ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на тему:

«НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРИСУТСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

 

Уважаемые участники конференции!

 

  Праздник Рождества – это день светлых чувств, и проводимые Русской Православной Церковью Рождественские чтения – это хорошая, сложившаяся традиция, которая дает возможность в обстановке добрых чувств всесторонне обсудить важнейшую составляющую духовного становления человека, ещё раз в особой форме, обусловленной верой, осознать окружающий мир и отметить усилия Церкви на духовную поддержку граждан страны.

В рамках работы нашей конференции – это уникальная возможность для обсуждения всего спектра вопросов церковно-государственного сотрудничества, в том числе и вопросов сотрудничества между Русской Православной Церковью и уголовно-исполнительной системой.

Деятельность РПЦ в учреждениях УИС наглядно показывает потенциал религиозных организаций в духовно-нравственном воздействии на граждан, изолированных от общества, находящихся в местах лишения свободы.

Церковь помогает осужденным сохранить христианскую нравственность в любых условиях жизни, не потерять смысл и веру в трудной жизненной ситуации, не сломаться и вернуться к нормальной жизни на свободе в любви к ближним.

Пользуясь возможностью, хочу выразить самую искреннюю благодарность всем священнослужителям, которые выполняют эту благородную миссию в местах лишения свободы.

Год 2014 был благоприятным в плане продвижения нашего основного законопроекта по обеспечению присутствия религиозных организаций в учреждениях УИС.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» 3 октября 2014 года был внесён в Государственную Думу и 9 декабря 2014 года рассмотрен в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы Федерального собрания.

Что предлагается указанным законопроектом.

Предлагается изложить в новой редакции часть четвертую статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающую права осужденных в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания.

А именно – на законодательном уровне закрепляется положение о приглашении по просьбе лиц, осужденных к принудительным работам, аресту и лишению свободы, по их выбору священнослужителей, принадлежащих к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории исправительного учреждения правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения.

По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения.

В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение и обеспечивает соответствующие условия, определяемые в «Соглашениях о взаимодействии», заключенных с централизованными религиозными организациями, зарегистрированными в установленном порядке.

Часть 61 УИК дополняется абзацем, позволяющим приглашать к осужденным, отбывающим наказание в закрытых помещениях, камерах, священнослужителей для проведения религиозных обрядов и церемоний по месту отбывания наказания, а при наличии возможности – в соответствующих помещениях.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители.

Принимая во внимание, что в настоящее время ФСИН России, а также территориальными органами уголовно-исполнительной системы заключены более 80 «Соглашений о взаимодействии с религиозными организациями», статьей 2 законопроекта предлагается законодательно закрепить порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями.

При этом в целях определения единообразного подхода к порядку заключения и содержанию «Соглашений о взаимодействии», заключаемых территориальными органами уголовно-исполнительной системы, законопроектом предполагается установить, что требования к содержанию соглашения о взаимодействии, обязательные для включения в «Соглашение о взаимодействии» с территориальным органом уголовно-исполнительной системы, утверждаются федеральным органом исполнительной системы, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Статья 11 УИК дополнена частью седьмой следующего содержания:

«Имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, расположенное на территории учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, передается религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

В Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» законопроектом вносятся корреспондирующие изменения.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Законопроект поддержан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

На стадии согласования возникал вопрос о возможном затруднении в реализации нормы проекта федерального закона о предоставлении осужденным личных встреч без ограничения их числа. Но в связи с тем, что ФСИН России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, замечаний в этой части не высказано, положение законопроекта о предоставлении осужденным личных встреч без ограничения их количества не исключено.

При согласовании было также высказано замечание об исключении положения законопроекта о возможности приглашения по просьбе осужденных священнослужителей в штрафные и дисциплинарные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, поскольку перевод осужденных в указанные помещения может применяться только на ограниченный срок в качестве меры взыскания.

Между тем, частью 2.1 статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уже установлено, что к осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

В этой связи данное замечание учтено не было, поскольку его принятие повлечет ухудшение прав указанной категории осужденных.

Законопроект направлялся на рассмотрение Главному раввину России, Председателю Центрального духовного управления мусульман России, в Московский Патриархат Русской Православной Церкви.

С Русской Православной Церковью проект федерального закона проработан, замечания отсутствуют.

Соответствующие изменения и дополнения вносятся в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которыми разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Для совершения религиозных обрядов священнослужителям разрешается проносить на территорию исправительного учреждения необходимые им предметы культа, в том числе напиток для причастия. Хранение напитка для причастия на территории исправительного учреждения после проведения религиозного обряда не допускается.

Проект Правил внутреннего распорядка будет утверждаться приказом Минюста России.

Несколько слов о работе по правовому обеспечению деятельности УИС в целом.

Минюстом России в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.09.2013 № 1616-р осуществляется работа с членами рабочей группы по выработке предложений, направленных на корректировку отдельных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

За время деятельности рабочей группы в 2014 году выработаны и согласованы изменения в Концепцию, касающиеся целей, задач, основных направлений развития и совершенствования отдельных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы.

В частности, дискуссионные положения Концепции об осуществлении мероприятий по перепрофилированию исправительных учреждений в тюрьмы и созданию колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением предлагается заменить созданием условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе, в приоритетном порядке в воспитательных колониях. Предлагаемая редакция не изменяет основную идеологию Концепции в части ухода от коллективной формы содержания осужденных.

Предложено включить в Концепцию новый подраздел, касающийся обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Концепцию, направлен на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти.

В целях улучшения положений подозреваемых, обвиняемых и осужденных в 2014 году всего принято 45 нормативных правовых актов, в том числе: 5 Федеральных законов, утверждено 12 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, 4 Указа Президента Российской Федерации, 24 приказа Минюста России.

В частности, Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 28.06.2014 № 194-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которыми устанавливается порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемым и обвиняемым, находящимся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека.

Принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 525-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которым исключено из указанного Федерального закона положение о снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в случае осуждения к лишению свободы или принудительным работам.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении рассмотрен законопроект, предусматривающий устранение запретов на передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительных учреждений и на выезд за пределы исправительных учреждений ВИЧ-инфицированных осужденных.

В Правительство Российской Федерации внесены проекты федеральных законов:

– в части увеличения ежемесячных денежных сумм осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

– в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (по разрешению осуществлять членами Общественных наблюдательных комиссий кино-, фото-, и видеосъемки подозреваемых, обвиняемых, осужденных к лишению свободы, с их согласия).

В целях устранения фактов незаконного применения в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Правительство Российской Федерации внесен законопроект, регламентирующий порядок применения к лицам, содержащимся в учреждениях УИС, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона, направленный на улучшение условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с учетом «пилотного постановления ЕСПЧ по жалобе «Ананьев и другие против России». Законопроектом предусмотрена: минимальная норма площади содержания женщины с ребенком не менее 10 кв.м; определен перечень случаев, при которых возможно содержание подозреваемых и обвиняемых на площади камеры менее 4 кв.м на одного человека, сроки такого содержания, а также меры по устранению указанных нарушений.

Продолжено нормативно-правовое регулирование по вопросу соблюдения прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на охрану здоровья.

Минюстом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, которым утверждаются новые правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью и перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, который значительно расширен по сравнению с действующим.

Подготовлен проект новой редакции Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, которым улучшаются санитарно-бытовые условия содержания осужденных, вносятся изменения в организацию деятельности исправительных учреждений с учетом возможности использования современных технических средств (проверки наличия осужденных могут проводиться с использованием технических средств, предоставления телефонного разговора, в том числе с использованием видеосвязи), снимаются ограничения на свидания с адвокатами, нотариусами, представителями ЕСПЧ или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, адвокатам разрешается проносить и использовать при свиданиях с осужденными средства связи, фотоаппараты, видео- и аудиотехнику, в число свиданий, установленных законодательством, такие свидания не засчитываются, их количество не ограничивается, проводятся они продолжительностью до четырех часов согласно графику работы комнат свиданий. Согласование находится в завершающей стадии.

Вносятся также изменения в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, ими расширяется перечень предметов первой необходимости, одежды, продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать в торговой сети через администрацию следственного изолятора. Подозреваемым и обвиняемым предоставляются возможность приобретения продуктов питания, предметов первой необходимости и других не запрещенных к хранению и использованию промышленных товаров по безналичному расчету с использованием электронных терминалов.

Надеюсь, что всестороннее развитие сотрудничества между Русской Православной Церковью и уголовно-исполнительной системой, в том числе в решении вопросов правового обеспечения деятельности РПЦ в учреждениях УИС, будет продолжено и в текущем году.

Спасибо за внимание.

 

Ручкин Фёдор Васильевич, заместитель начальника отдела Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Министерства юстиции Российской Федерации

 

22 января 2015 года

Москва

Трапезные палаты Храма Христа Спасителя