«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В предыдущее воскресенье мы праздновали Торжество Православия,
связанное с победой над иконоборцами, и задумывались о том, что значат
для нашей Церкви икона и ее почитание.
Во вторую же неделю Великого поста Церковь вспоминает святителя
Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, – человека, с именем
которого связано еще одно торжество Православия в жизни Церкви. Оно
произошло на Константинопольских Соборах середины XIV века, когда
святитель Григорий Палама и его сподвижники выступили против ереси
Варлаама Калабрийца, который утверждал, что Бога невозможно увидеть не
только человеческими физическими очами, но и духовным взором через
созерцание Фаворского света. А ведь опыт созерцания Бога в Божественном
свете был известен афонским монахам на протяжении многих столетий, и
именно его защищал святитель Григорий Палама на Константинопольских
Соборах. Церковь придала этому опыту большую значимость, прославив
святителя Григория и установив празднование его памяти во вторую неделю
Великого поста вслед за Торжеством Православия.
В прошлое воскресенье вместе со Святейшим Патриархом Кириллом я
находился в древнем Константинополе, где мы участвовали в собрании
Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Оно было
посвящено разным вопросам, в том числе предстоящему Всеправославному
Собору, который намечен на 2016 год, если тому не воспрепятствуют
непредвиденные обстоятельства.
Поскольку вокруг Всеправославного Собора существует много различных
мифов, я хотел бы сегодня, в день памяти святителя Григория Паламы,
сказать вам несколько слов о том, как будет проходить подготовка к этому
Собору.
Сейчас в церковной и околоцерковной среде распространяется разного
рода литература, в которой говорится о том, что готовится Восьмой
Вселенский Собор, но это будет антихристов собор, поскольку на нем
православные подпишут унию с католиками, откажутся от старого календаря,
отменят посты, священникам разрешат вступать в брак во второй раз и так
далее. Если вам попадется в руки такая литература, не используйте ее
даже в хозяйственных или гигиенических целях – уничтожайте эти издания,
чтобы они не отравляли ваши умы или не попали в руки кому-нибудь
другому, кто имеет слабую веру, кто не способен отличить белое от
черного, правду от неправды, информацию от дезинформации. В данном
случае мы имеем дело с дезинформацией, которая сознательно
распространяется людьми, находящимися либо в расколе, либо на грани
раскола. Такими публикациями они, прежде всего, стараются подорвать
доверие к Священноначалию нашей Церкви.
Русская Церковь является одной из Поместных Православных Церквей. Это
многонациональная и великая Церковь, самая крупная и по числу верующих,
и по количеству приходов. Но это не единственная Поместная Православная
Церковь. Есть и другие – древние Константинопольская, Александрийская,
Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Кипрская Поместные Православные
Церкви, а также Церкви, которые получили автокефалию в более позднее
время – такие как Сербская, Болгарская, Румынская, Элладская, Польская,
Чешских земель и Словакии. Все они, а также Православная Церковь в
Америке, не имеющая пока еще общеправославного признания в качестве
автокефальной, составляют семью Поместных Православных Церквей. Все они в
совокупности составляют ту Единую, Святую, Соборную и Апостольскую
Церковь, которую мы исповедуем в Символе веры. Между Поместными Церквами
необходима координация; нужны совместные усилия для того, чтобы
отвечать на вызовы времени.
Случилось так, что после Седьмого Вселенского Собора Всеправославные
Соборы не созывались. Были Соборы очень важные – такие, как
Константинопольские Соборы XIV века, но это были Соборы одной Поместной
Церкви или же Соборы Константинопольской Церкви, в которых принимали
участие другие восточные Патриархи, как, например, Собор 1593 года,
который признал Патриаршество на Руси и поставил Московского Патриарха
на пятое место после Патриархов Константинопольского, Александрийского,
Антиохийского и Иерусалимского.
Однако Соборов, в которых участвовали бы все Поместные Церкви, не
было в силу исторических обстоятельств – прежде всего, из-за арабского, а
потом турецкого завоеваний, а также из-за того, что на протяжении веков
Православная Церковь жила в стесненных, трудных условиях, а нередко и в
условиях преследований, как, например, в XX веке, когда жесточайшим
гонениям подверглась наша святая Русская Православная Церковь.
С начала 60-х годов ведется подготовка к Всеправославному Собору. Он
не будет Восьмым Вселенским Собором, потому что в древних Вселенских
Соборах участвовала и Восточная Церковь, и Западная Церковь. Сейчас
Западная Церковь проводит свои Соборы, а Православная Восточная Церковь –
свои. Поэтому мы не называем грядущий Собор «Восьмым Вселенским», а
называем его просто Всеправославным.
В отличие от Вселенских Соборов, на которых всегда решался какой-либо
догматический вопрос и осуждалась та или иная ересь, грядущий
Всеправославный Собор не будет принимать никаких догматических решений –
на нем предполагается поднять вопросы, связанные с современным бытием
Православной Церкви. Более того, этот Собор вообще не будет решать
вопросы: он лишь провозгласит то, что будет решено Поместными
Православными Церквами заранее, на этапе подготовки к нему.
Хотел бы сказать о самом важном, что сделало для нашей Церкви
возможным участие в подготовке к этому Собору. На Всеправославном Соборе
у каждой Церкви будет один голос; каждая из них будет представлена
своим Предстоятелем – Патриархом, Митрополитом или Архиепископом – и еще
24 епископами. Те же небольшие Церкви, где нет такого количества
епископов, будут представлены всем своим епископатом. Таким образом, вне
зависимости от размера Церкви, у каждой из них будет свой голос.
Если бы на Соборе решения принимались большинством голосов, это могло
бы представлять опасность для православного единства. Могло бы так
получиться, что по тому или иному вопросу часть Церквей выступала бы за,
а другая часть – против. Например, если бы те Церкви, которые перешли
на новый календарь, при голосовании выступили за то, чтобы его приняли
все Церкви, мы оказались бы в ситуации, которую разрешить можно только
двумя способами: либо уйти со Всеправославного Собора и отказаться от
дальнейшего участия в нем, либо согласиться решение, которое не
поддержат наши верующие и которое породит раскол.
Для того, чтобы ничего подобного не произошло и не могло произойти,
мы настаивали – и этого нам удалось добиться, – чтобы на этапе
подготовки и на самом Соборе все решения принимались не голосованием, а
консенсусом. Это означает, что любое решение того или иного вопроса не
будет приниматься, если оно не устраивает хотя бы одну Поместную
Церковь, если нет полного согласия всех Поместных Церквей. Именно этого
мы добились на собрании Предстоятелей, которое завершилось в прошлое
воскресенье в Константинополе.
Поэтому мы сейчас спокойно смотрим на перспективу созыва
Всеправославного Собора. У нашей Церкви имеется возможность повлиять на
его повестку дня, а самое главное – есть механизм, который позволит
любой не устраивающий нас вопрос или любое решение, с которым мы не
согласны, либо перенести на будущее, либо отложить вовсе.
Более тысячи лет Православная Церковь жила без Всеправославных
Соборов и может прожить без них еще столько же. Поэтому мы не говорим,
что этот Собор необходим для того, чтобы Церковь продолжала свое бытие.
Но Всеправославный Собор, если на нем будут учтены позиции всех
Поместных Церквей, если каждая из них будет иметь право не только
выразить свое мнение, но и отстоять его, может стать фактором единства
Православной Церкви, способствовать углублению и развитию общения между
Поместными Православными Церквами, а также снять те вопросы, недоумения и
проблемы, которые сегодня существуют во взаимоотношениях между ними.
Все это я хотел вам сказать для того, чтобы вы очень спокойно
воспринимали новости, касающиеся Всеправославного Собора. В ближайшие
два года их будет очень много. Те новости, которые Церковь официально
распространяет по своим информационным каналам, заслуживают доверия – не
надо никогда в них сомневаться. Доверимся нашему Священноначалию,
нашему Патриарху, который способен отстаивать позицию Русской
Православной Церкви, даже когда это сделать нелегко. На прошедшем
Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей я был свидетелем
того, как мощно и последовательно отстаивал наш Патриарх позицию Русской
Православной Церкви. И ни у кого нет никаких оснований опасаться, что
на Всеправославном Соборе будет иначе.
Мы не считаем, что Церковь более многочисленная важнее, чем Церковь
малочисленная. Все Церкви, как и их Предстоятели, имеют равное
достоинство. Первым среди равных является Патриарх Константинопольский,
но его первенство является первенством чести, а не власти. Он не имеет
власти над Русской Православной Церковью или другими Поместными Церквами
помимо своей Константинопольской Церкви, которая и избрала его на это
служение. В семье Поместных Православных Церквей Константинопольский
Патриарх играет координирующую роль, но она не похожа на ту, которую в
Католической Церкви играет Папа Римский. В Православной Церкви все
решается соборно, нет такого органа или человека, который мог бы
навязать свое решение всем Поместным Православным Церквам. Эта система,
сложившаяся на протяжении веков, является гарантией того, в Православной
Церкви всегда существовала и будет существовать соборность, что
хранителем веры и единства в ней является не какая-то институция, не
какой-то человек или группа людей, а сам церковный народ.
Мы не допустим того, чтобы церковный народ оказался в стороне при
решении важных вопросов, касающихся нашей Святой Православной Церкви.
Все решения, которые будут приниматься на Всеправославном Соборе, станут
заранее известны всем вам. Наша Церковь сначала утвердит эти решения на
заседаниях Священного Синода и Архиерейского Собора, а уже потом,
получив мандат высшей церковной власти, мы отправимся на Всеправославный
Собор для того, чтобы там представлять позицию Русской Православной
Церкви.
Вот, дорогие братья и сестры, что я хотел сказать вам в день, когда
мы празднуем память святителя Григория Паламы и вспоминаем Соборы,
имевшие место в Константинополе в XIV веке. Константинополя больше нет.
Над Святой Софией сегодня воздвигнут не крест, а полумесяц – так же, как
над храмом Святого Мира (Агиа Ирини), в котором состоялся Второй
Вселенский Собор и в котором, возможно, будет проходить Всеправославный
Собор. Это свидетельствует о трудной истории Церкви, о том, что
некоторое Поместные Православные Церкви до сих пор находятся в пленении,
как была в пленении Русская Православная Церковь в течение семидесяти
лет советской власти, когда над куполами наших храмов иногда воздвигали
пятиконечные звезды, а порой церковные здания просто превращали в
амбары, овощехранилища или употребляли для каких-то иных целей. Но
Православная Церковь не только не умерла: наоборот, в этих гонениях она
обрела новые силы. Сегодня сонм новомучеников – не только Российских, но
и тех, которые пострадали в других странах, в том числе от турецкого
ига, – является тем фундаментом, на котором мы сегодня строим жизнь
Православия.
Поэтому будем с полным спокойствием смотреть в будущее. Будем с
доверием относиться ко всему, что делает Святейший Патриарх Кирилл, ко
всем решениям нашего Cвященноначалия. Будем помнить о том, что Святая
Православная Церковь – это та самая Церковь, о которой Господь наш Иисус
Христос сказал, что врата адова не одолеют ее (см. Мф. 16, 18), а
потому нам нечего бояться, ибо с нами Бог. Аминь».