«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, в канун начала Великого поста, мы
участвовали в богослужении, которое было посвящено событию, казалось бы,
очень далекому, воспринимаемому многими как, может быть, не вполне
историческое, а, скорее, мифологическое или сказочное, – изгнанию Адама
из рая.
Мы все читали об этом в Библии, в третьей главе книги Бытия. Мы
знаем, что Адам, который был создан Богом для того, чтобы жить в раю,
наслаждаться им и его возделывать, которому была дана помощница Ева для
того, чтобы через нее передавалась жизнь будущим поколениям, ослушавшись
заповеди Божией, вкусил от запретного плода и был изгнан из рая, для
которого был предназначен.
Мы можем думать, что эта история от нас далека и не имеет к нам
прямого отношения, до тех пор, пока не осознаем, что каждый из нас в
своей жизни и не однажды, но многократно повторяет ошибку, которую
совершила Ева, которую совершил Адам, которую совершают люди во всех
последующих после Адама поколениях.
Ведь Адам был не только реальный человек, о котором мы читаем в
Библии, это и собирательный образ всего человечества. Адам – это
всечеловек, поэтому в его судьбе как бы проображается судьба каждого
человека. Неслучайно мы говорим о том, что Адам является нашим отцом по
плоти, но не только по плоти. Мы видим, что вновь и вновь человек в
своей жизни повторяет то, что совершил Адам, вновь и вновь с ним
происходит то, что произошло с Адамом – он оказывается за дверьми рая.
Что такое рай? Это наша с вами земля. Рай находился не где-то далеко,
а здесь, на этой земле. Хотя Адам преступил заповедь Божию, земля-то
осталась и продолжает быть творением Божиим. Она продолжает произращать
прекрасные плоды. Каждую весну приходит обновление на нашу землю, и она
под действием солнечных лучей, под действием благодати Божией
обновляется и преображается для того, чтобы оставаться раем для
человека.
Если эта земля не остается раем для человека, то только потому, что
сам он своими делами превращает ее в ад. А происходит так, поскольку он
не хочет слушаться заповедей Божиих и срывает висящие вокруг него
запретные плоды.
Что это за плоды? Это все то, что не благословляется Церковью, что
запрещает закон и против чего восстает наша совесть. Любое преступное
деяние является запретным плодом, во имя чего бы оно ни совершалось.
Если даже это деяние остается безнаказанным из-за несовершенства
человеческого общества, в силу того, что закон действует избирательно,
то никто и никогда не останется безнаказанным у Бога. Рано или поздно за
преступление будет наказание. Если оно не придет сейчас, то будет
потом, если мы не получим наказание в этой жизни, оно будет ждать нас в
жизни будущей. Но очень часто происходит так, что человек ощущает себя
изгнанным из рая уже в этой жизни, потому что, вкусив запретный плод, он
перестает воспринимать окружающий мир, окружающую действительность и
окружающий людей как тот рай, который дан ему Богом. Вся эта реальность
превращается для него в ад.
Разве мы не знаем на опыте тысяч и миллионов людей, как разрушается
рай семейной жизни? Люди вступают в брак, начинают жить вместе, у них
появляются дети, а потом один из супругов совершает то, что не
дозволяется ни человеческим законом, ни заповедью Божией, – изменяет
своему супругу, и тогда жизнь семьи превращается в ад. Почему это
происходит? Потому что для всякого мужчины любая женщина, кроме его
жены, является запретным плодом. Для всякой женщины любой мужчина, кроме
ее мужа, – также запретный плод. Для всякого из людей не позволительно
прикасаться к женщине, кроме своей жены, или к мужчине, кроме своего
мужа, и любое уклонение от этой заповеди является вкушением запретного
плода.
Эти законы и эти заповеди мы все знаем очень четко. Мы знаем, что для
монаха невозможно сожительство с женщиной, а для монахини невозможно
сожительство с мужчиной. Мы знаем, что священник может только один раз
вступить в брак и только до того, как совершится над ним диаконская и
священническая хиротонии. А если произошло так, что жена скончалась или
ушла от него, священник уже не может вступить в брак, любая женщина для
него будет запретным плодом.
Для человека, у которого есть зависимость от алкоголя, запретным
плодом становится обычная рюмка вина или кружка пива, которая, может
быть, позволительна другим людям. Такой человек знает, что это для него
запретный плод, и если находит в себе силы от него удерживаться, то
Господь благословляет его жизнь, его труды. А если человек не
удерживается, то оказывается в положении Адама, изгнанного из рая.
Всякий курильщик, который бросал курить, знает, как легко привыкнуть к
табаку и как трудно бывает от него отвыкнуть. Мы читали в средствах
массовой информации о людях, которые прожили короткую жизнь из-за того,
что курили и потому заболели соответствующей болезнью. Вот один из таких
людей – молодой человек, которому оставалось жить несколько недель, –
решил подать в суд на табачные компании за то, что предупреждение о
вреде курения на пачках с сигаретами было напечатано недостаточно
крупным шрифтом. А что нужно человеку для того, чтобы услышать Божий
зов? Может быть, предупреждения о том, что курение вредит здоровью, о
том, что грех препятствует спасению, нужно прилепить себе на лоб?
Неужели нам недостаточно того, что обо всем этом сказано и в Библии, и в
церковных установлениях, сказано людьми, которые просто исходят из
здравого смысла или делятся опытом с другими?
Каждый человек, когда хочет вкусить от запретного плода, находит себе
в этом какие-то оправдания. Например, говорит: «Это запретно для
других, но не запретно для меня». Либо утверждает: «Это запретно для
меня сейчас, но потом я от этого откажусь» или находит еще какие-то
оправдания. А некоторые просто уверены, что раз Бог их сейчас не
наказывает, значит, все в порядке.
Господь наш долготерпелив и многомилостив. Господь, даже когда изгнал
Адама из рая, не лишил его спасения, а дал ему другие средства для
этого. Бог не просто дал человеку заповеди, законы – Он Сам воплотился и
стал человеком, чтобы в собственной жизни исполнить все то, что Адам
исполнить не смог. Вот почему мы говорим, что Христос – это новый Адам,
что Богородица – это новая Ева. Все то, что первый человек – мужчина –
не смог исполнить, исполнил Христос, а то, что не смогла исполнить
первая женщина, исполнила Пресвятая Богородица.
У нас есть примеры. У нас есть, за кем следовать, на кого
ориентироваться. Это примеры Самого Господа и Пресвятой Богородицы. Это
примеры тысяч и сотен тысяч святых, которые в разные времена, в разные
эпохи жили на этой земле и не уклонялись от исполнения заповедей Божиих,
от евангельского закона и от церковных установлений.
Некоторые люди воспринимают христианство как систему запретов. Они
спрашивают: «Почему Церковь все запрещает и говорит, что это нельзя, то
нельзя?» Многие спокойно и поверхностно к этому относятся, говорят: «Ну
кто же в наши времена способен исполнять такие церковные установления?
Это было возможно в прежние века, а сейчас эпоха не та, да и люди не те.
Сейчас весь окружающий мир противится тому, чтобы мы следовали
заповедям Божиим. Так разве можно современному человеку всерьез
воспринимать установление Церкви о том, что нельзя молодому человеку и
девушке вступать в супружеские отношения до того, как они поженились и
повенчались? Это же несовременно, это совершенно устаревший подход». Так
скажут очень многие. Но Церковь не зря это все установила и вовсе не
для того, чтобы лишить нас земных радостей, а для того, чтобы наша жизнь
не превратилась в ад, чтобы эта земля оставалась для нас раем и мы не
чувствовали себя так, как почувствовал себя Адам, когда был изгнан из
рая. Он был изгнан не потому, что Господь так повелел, а потому, что
вкушение запретного плода оказалось несовместимым с пребыванием в раю.
Господь дает нам Небо на земле – Cвою Церковь. Господь дает нам
Божественную литургию как Царство Божие, которое уже приходит в силе
(см. Мк. 9. 1) и здесь, на этой земле, объединяет нас, приобщает к Богу
еще до того, как мы перейдем из этой жизни в жизнь иную. Это и есть рай,
который Господь нам дал. У врат этого рая мы приносим покаяние за все
совершенные нами прегрешения, за все сорванные нами запретные плоды и
просим Господа, чтобы Он простил нам грехи.
Вот почему воспоминание об Адамовом изгнании из рая совершается в
канун Великого поста. В отличие от Адама, который был изгнан раз и
навсегда, мы изгоняемся из рая только на время. Если мы приносим
покаяние, если пересматриваем свою жизнь, Господь возвращает нам рай –
через Божественную литургию, через Церковь, через окружающих людей и
через весь окружающий нас мир.
В канун Великого поста Церковь призывает нас к покаянию, к тому, чтоб
мы пересмотрели свою жизнь, свои ценностные ориентиры и осознали, что
Господь желает нам только добра. Если Он, если Церковь что-то нам
запрещает или не благословляет, то это только для нашей пользы. Даже
если следование этому запрету в какой-то момент оказывается горьким и
тяжелым, то потом Господь эту скорбь претворит в радость и человек не
раз и не два, а всей своей жизнью ощутит, что Царство Божие присутствует
здесь, среди нас, что рай – это не утраченное навсегда и недостижимое
блаженство, что оно доступно нам, если мы только исполняем заповеди
Божии и не вкушаем от запретных плодов.
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником.
Сегодня вечером мы совершим вечерню с Чином прощения и завтра, испросив
благословения у Господа, вступим на поприще Великого поста, которое
приведет нас к Страстной седмице и Светлому Христову Воскресению.
Храни вас всех Господь».