Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 02:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Главная » 2019 » Июнь » 23 » ДОКЛАД ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА НА VI-Й РОССИЙСКО-АВСТРИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
17:55
ДОКЛАД ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА НА VI-Й РОССИЙСКО-АВСТРИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Доклад епископа Красногорского Иринарха, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председателя Синодального отдела Русской Православной Церкви по тюремному служению на VI-й Российско-австрийской православно-католической конференции на тему "Пастырская и социальная помощь осужденным в России - Русская Православная Церковь и в Австрии - Венская Архиепископия Римско-Католической Церкви"

25.05.2019

1. Восстановительное правосудие – раскаяние преступника и принятие обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве

Принято считать, что важнейшим критерием ресоциализации осужденных является степень осознания осужденным своей вины и деятельное раскаяние в совершенном преступлении. Действительно – весьма важно участие осужденного в реализации программ восстановительного правосудия – в принятии преступником обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве. Последнее достигается, прежде всего, через Покаяние – осознание преступником, совершившим преступление, своей вины перед Богом с последующим раскаянием, побуждающим человека хранить себя от греха и не совершать преступления.

Покаяние о содеянном, соединенное с «угрызением совести» осужденного, должно сопровождаться исповеданием грехов перед священнослужителем на Исповеди. Покаяние – это, прежде всего,  внутреннее изменение, происходящее в душе человека, которое влечет за собой изменение и его внешнего образа жизни. И, наоборот, добропорядочное внешнее поведение человека поддерживает утверждение его души в добре и воспитывает человеческую волю.

Покаяние всегда завершается очищением от сотворенного зла и духовно-нравственным возрождением человека, а постоянное пребывание в грехе и, особенно, пристрастие людей к порокам ведут к саморазрушению человеческой личности. Покаяние указывает на внутренние сознательные перемены в человеке и подчеркивает, прежде всего, изменившийся главный ориентир всей его жизни. Да и само слово «poenitentia» («осознание вины»), от которого произошло название пенитенциарных – уголовно-исполнительных учреждений, близко по смыслу к христианскому понятию «покаяние».

Недаром у Льюиса есть замечательные слова о том, что в нашем земном мире, в конечном счете, есть только два типа людей – те, кто говорит Богу: «да будет воля Твоя», и те, кому Бог в конце концов скажет: «да будет воля твоя».

Всякое преступление является, прежде всего, нравственным падением, которое отдаляет человека от Бога, Церкви и гражданского общества. Через покаяние преступник возвращается в лоно Церкви, которая всегда почитала своей непосредственной обязанностью заботиться об осужденных, облегчая их участь пастырскими увещаниями и посильной помощью.

Церковь призывает к покаянию за грехи и учит ненавидеть грех, живущий в человеке, но при этом сохранять любовь и не питать ненависти к самому человеку, хотя он и является в данный момент источником греха, порождаемого его личностью.

Церковь Христова это, прежде всего, духовная больница, ибо недаром Господь сказал, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Ведь никто не удивляется, видя в больнице хромых, слепых и иных больных, страдающих весьма тяжкими и даже неизлечимыми заболеваниями, а порой случается, что и сами врачи болеют, однако от этого сама лечебница не утрачивает способности врачевать больных. Так же и в Церкви. 

В Евангелии сказано: Христос пришел на землю «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Основываясь на этих словах Спасителя, Церковь в местах лишения свободы через благовестие обретает своих «заблудших» чад и приводит их ко Христу. «Христос ждет тебя!», – обращается Церковь с призывом ко всем, «в темницах и узах пребывающим», потому что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).