ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА:
I. Пребывание в Реабилитационном
центре по программе:
«Социальная реабилитация условно осужденных подростков»;
II. Нахождение в Социальной
гостинице по программе:
«Реабилитация подростков, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации»;
III. Временное пребывание в
Кризисном центре по
программе: «Ресоциализация освободившихся из воспитательных колоний, утративших
социально-полезные связи и жилье».
IV. Работа в воспитательной
колонии (далее – ВК)
организуется по программам:
1). «Территория свободного общения»,
2). «Карантин»,
3). «Реабилитационное отделение».
Первые три направления (обозначены римскими
цифрами I, II, III)
имеют церковную основу (епархиальный, монастырский или приходской уровни) и
связаны с деятельностью Фонда при работе с несовершеннолетними, уголовные
наказания которых не связаны с их изоляцией от общества.
Четвертое
направление работы (обозначено римской цифрой IV)
осуществляется сотрудниками православных воспитательных центров непосредственно
в воспитательной колонии с осужденными подростками под контролем соблюдения
пенитенциарных стандартов со стороны
ФСИН России.
I.
ПРЕБЫВАНИЕ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Направлять в Реабилитационный центр (далее –
Центр) может суд, уголовно-исполнительная инспекция, районная комиссия по делам
несовершеннолетних, инспектора ПДН (Подразделений по делам несовершеннолетних),
государственные социозащитные учреждения, общественные организации, также
подросток может самостоятельно обратиться за помощью. При наличии мест могут
быть приняты подростки в возрасте от 14 до 18 лет, без психических заболеваний
и без устойчивой зависимости к алкоголю и наркотикам.
Центр в условиях непрерывного
реабилитационного процесса будет оказывать социальные услуги несовершеннолетним
с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной,
правовой, духовно-пастырской и психолого-медико-педагогической помощи на основе
индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающих
профессионально-трудовой, учебно-познавательный, духовно-нравственный, социокультурный и историкокультурный,
физкультурно-оздоровительный и иные компоненты, с элементами организации
социального патронажа.
В штат Центра зачисляются профессионалы,
имеющие специальную подготовку и опыт работы с подростками и молодежью –
социальные педагоги, социальные работники, психолог, девиантолог и другие.
Принципы работы: добровольность, взаимоуважение, отсутствие двойного
стандарта, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, целостное видение
проблемы и комплексный подход к ее решению,
Методы работы: личный пример,
убеждение, позитивная обратная связь, анализ ситуации со своевременным
принятием решения, моделирование ситуаций для самостоятельного принятия
решения, передача ответственности, обсуждение, совместное планирование,
последовательность в воспитании.
Реабилитационная работа в Центре
осуществляется на основе программы социальной реабилитации несовершеннолетних,
цель которой – профилактика рецидивной преступности среди несовершеннолетних,
осужденных условно.
Основными задачами программы являются:
–
формирование у подростков социально одобряемого жизненного сценария и
стимулирование принятия ответственности за свое поведение;
– формирование у подростков положительной
самооценки и веры в свои способности;
– профориентация и помощь в трудоустройстве и
получении образования;
– работа с семьей и ближайшим социальным
окружением;
– духовное и морально-нравственное развитие
подростка через катехизацию и воцерковление в жизнь православной общины (на
епархиальном, монастырском или приходском уровнях).
Программу социальной
реабилитации несовершеннолетних оптимально рассчитать на срок около 14 недель,
которая должна представлять собой непрерывный процесс, основанный на
современных психолого-педагогических методах работы с девиантными подростками.
Одновременно курс социальной реабилитации по данной программе смогут проходить
несколько человек в зависимости от возможностей Фонда. На каждого воспитанника
Центра будет заводиться личное дело.
Реабилитационная
группа является «закрытой», т.е. после начала курса уже никто не зачисляется.
Прогнозируется, что несколько человек могут уходить с курса. Это может происходить
или по собственному желанию или прогнозируется их отчисление за грубые
нарушения правил поведения в Центре.
Курс социальной реабилитации
представляет собой три
взаимосвязанных этапа:
1) «Карантин»
(около 3 недель). Представляет собой период постоянного контроля. В это время
подросток не может самостоятельно покидать Центр. Воспитанник также не посещает
учебные заведения (берется задание на дом) или работу. Цель не допустить
употребление алкоголя и наркотиков, оградить от обычного окружения, создать
условия для погружения в развивающую среду. Специалисты должны проводить
психологическую диагностику подростка и исследовать особенности его социального
окружения.
Итогом «Карантина» можно считать составление
индивидуального плана социального сопровождения воспитанника, который строится
на основании бесед с подростком, собранной о нем разносторонней информации,
результатов психологической и социальной диагностики.
2) «Общий
курс» (около 9 недель). На этом этапе контроль со стороны сотрудников
ослабевает и может носить форму совета и предложения. Это ставит воспитанника в
ситуацию выбора и способствует развитию умения самостоятельно принимать решения
и нести за них ответственность. В этот период несовершеннолетний самостоятельно
посещает учебное заведение или место работы. Социальный работник находится в
тесном контакте с учителями и работодателями и контролирует процесс обучения
или трудовую деятельность подростка. В
это время большое внимание уделяется досуговым мероприятиям, так же регулярно в
вечернее время продолжаются занятия со специалистами.
3) «Возвращение
домой» (около 2 недель) – является периодом закрепления навыка самоконтроля
и самостоятельного принятия решения. Подростки на выходные уходят домой, а
вернувшись в Центр, рассказывают о своих впечатлениях, обсуждают с сотрудниками
как изменилось их отношение к жизни.
Как минимум один раз в неделю психолог обязан
проводить индивидуальную консультацию с подростком.
При отсутствии у подростка необходимых
документов (паспорт, медицинский полис или др.) сотрудники Фонда оказывают
помощь в их получении или восстановлении.
Налаживание связей с семьей
подростка
Важным элементом комплексного подхода в
работе с воспитанниками Фонда является налаживание
связей с его семьей.
Не реже двух раз в месяц целесообразно
приглашать родителей на консультацию с психологом. При желании родителей подобные встречи могут
происходить и чаще. Однако следует прогнозировать случаи, что за все время
нахождения ребенка в Центре родители будут проявлять нежелание общения. Такое
поведение можно связать, прежде всего, со злоупотреблением алкоголем или
наркотиками последних.
Воспитанники пребывают на полном
обеспечении Центра.
II.
НАХОЖДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЕ
Для несовершеннолетних, которым сложно адаптироваться в социальной
среде, и имеющим конфликт с законом, предполагается создать Социальную гостиницу, в которой они могут при желании продолжить свое
пребывание и курс ресоциализации.
Время нахождения в Социальной гостинице не ограничивается.
Несовершеннолетние, проживающие в данном учреждении наиболее
«свободны», они имеют возможность на свои деньги приобретать дополнительное
питание, встречаться с друзьями (не в стенах центра) и т. д.
Основные методы работы те же, что в Реабилитационном центре.
Основными факторами риска в данном случае являются употребление
алкоголя, наркотиков и других веществ, отсутствие поддержки семьи.
III. ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В КРИЗИСНОМ ЦЕНТРЕ
В Кризисный
центр предполагается принимать освободившихся из воспитательных колоний для
оказания им помощи в восстановлении социально полезных связей и
трудоустройства.
Основные методы работы те же, что и в Реабилитационном центре.
Отличие заключается в том, что само название «кризисный» предполагает
кратковременное нахождение до момента обретения молодым человеком, проходящим
данный курс, самостоятельности, которая выражается в его способности обеспечить
себе место постоянного жительства и стабильный заработок.
При возможности может быть предусмотрен консультативный центр для родителей.
IV. РАБОТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ
Активную работу с несовершеннолетними,
вступившими в конфликт с законом, и членами их семей важно осуществлять с
момента попадания в следственный изолятор. Социальное
сопровождение подростка и его семьи будет проводиться по индивидуальному
плану, который представляет собой
комплексный непрерывный процесс, состоящий из нескольких стадий:
1). Работа в СИЗО (психологическое
консультирование по запросу несовершеннолетнего, первичное анкетирование);
2). Подготовка досудебных докладов,
сопровождение в суде;
3). Консультирование родителей.
Территория свободного общения
Для полноценной работы в воспитательной
колонии (далее – ВК) необходимо организовать взаимодействие с данным
учреждением для закрепления за Фондом (или за епархиальным воспитательным
Центром для трудных подростков) отдельных площадей в ВК, на которых в рамках
программы «Территория свободного общения»
предусматривается наличие обустроенного для совершения богослужений храма, а
также спортивных сооружений (спортзалов), среди которых могут быть оборудованы скалодром, или, к примеру, помещение
для занятий паркуром, как сделано это в Центре адаптации святителя Василия
Великого в Санкт-Петербургской епархии, созданы условия для театральной
деятельности подростков и другое.
Главное состоит в том, чтобы определенная
часть занятий для осужденных подростков имела направленность некоторой
рискованности, которая свойственна
данной категории несовершеннолетних преступников и которая, зачастую,
бездумно толкает их в омут нарушения закона.
А занятия, к примеру, на
скалодроме, находящиеся в сфере определенного риска, не допускают ослабления
внимания к безопасности своей и своего партнера по спорту и способны укрепить
желание подростка заниматься данным видом спорта, нагрузки от которого полезны
для физической подготовки организма человека к жизни в гражданском обществе и
воспитывают в нем внутреннюю силу духа, способную подтолкнуть к самостоятельному
решению своих внутренних и внешних проблем и препятствий, возникающих на
жизненном пути любого законопослушного гражданина.
Занятия должны проводиться не реже двух раз в
неделю специалистами, часть из которых целесообразно оформлять на ставки колонии,
а часть работ осуществлять волонтерами. Важно привлекать для работы в ВК также
видных деятелей искусства и спорта.
Карантин
В «Карантине»
подростки находятся первые 14 дней с момента их поступления в ВК, где
определяется морально-этический и психологический портрет подростка.
Реабилитационное отделение
В «Реабилитационном
отделении» планируется постоянное проживание нескольких групп воспитанников
по 10-12 человек каждая. При этом
круглосуточное дежурство планируется осуществлять силами воспитателей из
числа сотрудников Фонда. Указанные меры позволят исключить негативные
проявления, свойственные большим бесконтрольным коллективам воспитанников.
Работа в
воспитательной колонии с осужденными подростками осуществляется под контролем
соблюдения режима содержания со стороны ФСИН России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данном материале приведены оптимальные варианты организации
деятельности по реабилитации несовершеннолетних, имеющих конфликт с
законом. Деятельность Фонда предполагает непременным условием
катехизацию
несовершеннолетних через их воцерковление и наличие в колонии своего
храма для
совершения богослужений. Численность занимающихся по отдельным
программам может корректироваться
в зависимости от возможностей епархии – ее финансовых и человеческих
ресурсов.
Отдельное внимание необходимо уделить организации взаимодействия с
судебными органами для внедрения практики назначения несовершеннолетним
наказания в виде лишения свободы с применением ст. 73 Уголовного Кодекса
Российской Федерации с возложением на осужденного несовершеннолетнего
обязанности пройти курс социальной реабилитации в Центре, а также обязанности
по прохождению волонтерского курса, который подростки смогут проходить в учреждениях социальной сферы, в том
числе медицинских. В таких условиях несовершеннолетние будут приобретать умение
сочувствовать и сострадать другим людям, у них должно повышается чувство
ответственности, в связи с чем пропадает желание совершать противоправные
действия.
Применение подобных (выборочно в каждом конкретном случае) ювенальных
технологий может послужить альтернативой предлагаемым в настоящее время
вариантам вмешательства государства во взаимоотношения в семье между взрослыми
и ребенком.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Материалы подготовлены на основе опыта
Благотворительного фонда «Центр социальной адаптации святителя Василия
Великого» (Санкт-Петербургская епархия).
16
июня 2011 года