IV.
Правовое положение тюремных храмов и молитвенных
комнат.
Правовое
положение религиозных зданий
(тюремных храмов) и помещений (молитвенных комнат) на территориях учреждений
ФСИН РФ остается неопределенным, а также отсутствует положение (инструкция),
гарантирующее их прямое предназначение.
Здания тюремных
храмов, построенные на режимной
территории, и молитвенные комнаты для заключенных в местах лишения
(ограничения) свободы, находятся в собственности УИС и согласно
законодательству не могут быть переданы в ведение Церкви.
В силу указанных
причин их правовое положение в
настоящее время не определено, в то время как общая численность тюремных храмов
и молитвенных комнат для заключенных приближается к 1000 единиц исчисления.
Русская
Православная Церковь должна быть уверена, что все эти храмы будут
эксплуатироваться только по своему прямому назначению и исключительно той
религиозной организацией, которая их построила, а само помещение не будет задействовано
в оперативно-розыскных целях.
Синодальный
отдел также проводит собеседования с руководством
ФСИН России, в сотрудничестве с которым осуществляется работа по
уточнению правового статуса тюремных храмов на территории учреждений
уголовно-исполнительной системы России. В
середине февраля текущего года ФСИН РФ представил проект «Типового положения о
тюремном приходе», текст которого требует серьезной переработки и передан в совместную Рабочую группу по вопросу определения статуса тюремных храмов, расположенных на
территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской
Федерации.
V.
Учебные центры.
В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые будут готовить
клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению.
Образовательные программы учебных центров по подготовке священнослужителей
(тюремных капелланов) для тюремного служения должны иметь три основных
направления:
1. Централизованные курсы по
переподготовке духовенства, несущего пастырское послушание в учреждениях УИС;
2. Заочное дополнительное
(специальное) духовное образование для тюремных капелланов;
3. Программа выездных
образовательных семинаров для сотрудников епархиальных комиссий тюремного
служения.
Желательно создавать учебные центры совместно РПЦ и ФСИН России с
использованием для этого учебной базы существующих НИИ ФСИН РФ и духовных школ
РПЦ.
VI.
Взаимодействие с епархиями, правозащитными
организациями и общественностью. Взаимодействие с православными
епархиями в пределах Российской Федерации – это основное и самое главное
направление деятельности Синодального отдела по тюремному служению в деле становления
института тюремных священников – института тюремных капелланов в Русской
Православной Церкви и России в целом.
Прямая связь
Правящих Архиереев и Отдела по тюремному служению при Священном Синоде Русской
Православной Церкви как центростремительная сила придаст целенаправленность
деятельности епархиальных Комиссий по тюремному служению и будет содействовать
прочному становлению института тюремных капелланов на постоянной основе в
местах отбывания наказания.
В дотационных
регионах важно взять под контроль обеспечение православных тюремных храмов,
молитвенных комнат и тюремных общин, объединяющих заключенных в местах лишения
свободы, канонически написанными иконами и церковной утварью, духовной
литературой и православными периодическими изданиями, аудио-видео материалами
православной тематики, другими предметами религиозного содержания,
предназначенными для осужденных.
Важно обеспечить
епархиальный контроль за регулярностью совершения богослужений и церковных
Таинств в тюремных храмах, в особенности Исповеди для заключенных и
индивидуальных собеседований с ними. Священнослужители, несущие по
благословению Преосвященных Архиереев послушание в УИС, также должны быть
назначаемы на тюремное служение не на временной, а на постоянной основе. В этом
плане особую проблему представляют епархии, находящиеся вне территориальных
границ центральной России и испытывающие недостаток в численности духовенства.
А ведь именно в этих регионах, зачастую, размещены места лишения свободы.
Правозащитные и
общественные организации, занимающиеся проблемами осужденных к лишению свободы
и желающие сотрудничать с Церковью в сфере тюремного служения, которых немало
имеется и в Москве и в регионах, должны быть услышаны нами. Обеспечить
регулярную рабочую связь с ними также призваны сотрудники Синодального отдела
по тюремному служению.
VII.
«Центр
духовного просвещения в местах лишения свободы» при Синодальном отделе. Основное
направление деятельности Центра – оказание духовной поддержки заключенным в
местах лишения свободы и координация деятельности приходов и организаций,
занимающихся практической помощью и духовной поддержкой заключенных.
В
обязанности сотрудников Центра духовного просвещения при Синодальном отделе
входит организация конференций или рабочих групп священнослужителей из
регионов, духовно окормляющих сотрудников УИС и осужденных в местах лишения
свободы, с целью совместного обсуждения проблем сотрудничества Церкви и ФСИН РФ
по духовно-нравственному воспитанию заключенных.
Сотрудники
Центра осуществляют подготовку работы ежегодной секции тюремного служения на
Международных Рождественских Образовательных Чтениях в Москве. Обеспечивают
дистанционное обучение и катехизацию заключенных. Оказывают помощь тюремным
общинам в формировании и пополнении духовной литературой тюремных библиотек и
видиотек.
По линии «Центра
духовного просвещения для заключенных» осуществляются миссионерские и
духовно-просветительские поездки в колонии и тюрьмы, а также проводятся
выездные консультации в регионах для членов епархиальных комиссий по тюремному
служению – для священнослужителей и мирян, несущих послушание в местах лишения
свободы. Существует программа по работе с обращениями заключенных и их
родственников, ведется работа с семьями заключенных и детьми осужденных
родителей, а также другие программы помощи осужденным и их семьям.
В настоящее время в учреждениях ФСИН
организовано 265 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше
11000 верующих осужденных. На занятиях изучается Закон
Божий, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, организуются
концерты духовной музыки. В рамках развития Общецерковной системы
дистанционного образования группами тюремного служения при храмах и
монастырях проводится дистанционное образование заключенных
основам Православной веры.
VIII.
«Не числом, а смирением». Хотелось бы
обратить внимание на ежегодный Всероссийский смотр православных общин в местах
лишения свободы: «Не числом, а смирением». В его рамках действуют две
программы: Всероссийский конкурс православной иконописи осужденных, находящихся
в местах лишения свободы – «Канон» и
Всероссийский конкурс православной живописи осужденных, находящихся в местах
лишения свободы – «Явление». Оба
направления, проводимые совместными силами РПЦ и ФСИН РФ, требуют нашего
внимания и поддержки в деле духовно-нравственного возрождения заключенных и их
возвращения в гражданское общество.
Постепенно
складывается работа по созданию документального кинофонда о жизни и
деятельности православных приходов в местах лишения свободы.
IХ.
Совместные программы РПЦ И ФСИН РФ по ресоциализации
заключенных
в местах лишения свободы (или социализации
подростков в детских колониях) и адаптации
в гражданском обществе после выхода на свободу
1. Ресоциализация заключенных за полгода до
освобождения и после выхода на свободу.
В настоящее
время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни в
стране, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило,
причисляют себя к Православию, точнее к носителям православной культуры. При
этом большинство из них не посещали храмы на свободе. Они не были
воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за
тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви.
Однако сегодня, благодаря работе тюремных священнослужителей, в течение последних
десяти лет в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных
обрели веру в Бога, которые являются членами религиозных общин и регулярно
посещают тюремный храм.
Если усилить
работу тюремных священнослужителей, закрепленных на постоянной основе в местах
заключения, то процент посещаемости тюремных храмов будет намного выше (к
примеру – «пилотный» проект по включению священнослужителей в деятельность
исправительных учреждений на штатной основе в Мордовской республике на первых
же порах увеличил посещаемость заключенными тюремных храмов до 20%).
При этом
проблема заключается в том, что отбыв срок наказания и выйдя на свободу,
человек утрачивает социальные связи с обществом и, нередко, снова оказывается в
руках криминальных структур.
В деле духовно-пастырского
окормления заключенных одной из тактических задач тюремного служения должна быть признана ресоциализация
заключенных, которую необходимо осуществлять как во время отбывания срока
наказания, так и после освобождения.
Задача Церкви –
помогать заключенному в местах лишения (ограничения) свободы сохранить в себе
или обрести заново способность возвращения в гражданское общество, а затем и
после выхода на свободу помогать ему через возрождение религиозности находить в
себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных им за решеткой
социальных связей среди гражданского общества.
Этот сложный и
весьма нелегкий, а зачастую и неблагодарный труд необходимо планировать на
много лет вперед в качестве одного из важнейших направлений церковного
тюремного служения.
2. Женские колонии и тюрьмы – реадаптация женщин,
освобождающихся из мест лишения свободы.
Возраст
заключенных женщин в основном от 14 до 40 лет. Женщины часто оказываются в
сложной жизненной ситуации и встают на путь совершения преступлений, или сами
оказываются жертвами преступлений, совершаемых по отношению к ним мужчинами,
подростками и даже детьми.
Должность
социального работника в пенитенциарных учреждениях была введена лишь в 2004
году. Однако серьезность проблемы состоит в том, что сегодня должность
социального работника в тюрьме чаще всего занимает человек без специального
образования.
Проблемы женщин,
освободившихся из мест лишения свободы, выражены острее, чем у мужчин: у них не
настолько сильны социальные связи на воле, их здоровье и психика больше
страдают от вынужденной изоляции, им сложнее устроиться на работу, на них лежит
большая доля ответственности за воспитание детей, дожидающихся освобождения
матери.
Учитывая
вышеизложенное, необходимо участие Церкви в организации социальной работы в
пенитенциарной системе, учитывающей проблемы женщин, отбывающих наказание в
виде лишения свободы и готовящихся к освобождению. Духовно окормляя заключенных
в местах отбывания наказания, Церковь в лице специально подготовленных
священнослужителей и верующих женщин-мирян должна найти в себе нравственные
силы и человеческие ресурсы, чтобы уделить должное внимание социальному
сопровождению готовящихся к освобождению женщин и, тем самым, содействовать
снижению рецидивной женской преступности.
3. Детские
воспитательные колонии. Сокращение детских воспитательных колоний в России
и обеспечение социализации подростков, имеющих проблемы с законом, является
особой озабоченностью Церкви. XIV Всемирный
русский народный собор высказался по данному вопросу в следующих словах:
«Общины верующих всегда были средой, в которой сглаживались семейные конфликты,
гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и
беспризорности. Сегодня реабилитационные центры, приюты, центры психологической
поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными
религиозными общинами России, успешно решают вопросы воспитания сирот,
реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных»
детей или проблемных родителей. Именно этот опыт является сегодня той самой
альтернативой, которая должна быть учтена нашим обществом».
В тех регионах,
где будут сокращены воспитательные колонии, подведомственные ФСИН России, могут
возникать при серьезной государственной поддержке подобные альтернативные
реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки детей,
совершивших правонарушение и в силу этого оказавшихся в поле зрения суда. Эти и
подобные им учреждения для проблемных детей и подростков способны также
выполнять работу по обеспечению социализации для малолетних преступников после
выхода из мест лишения свободы.
4. Помилование. В Московскую Патриархию приходит
много писем с просьбой о содействии в помиловании заключенных. Конечно, нам
нелегко и трудно судить о том, насколько велика степень виновности осужденного
и его состояние раскаяния в содеянном преступлении. Тюремные священнослужители,
знающие внутренние покаянные движения души заключенных, могли бы играть гораздо
большую роль в процессе помилования осужденных, пришедших к вере в местах
лишения свободы и состоящих в религиозных общинах при тюремных храмах, и их
досрочного освобождения из заключения.
5. Работа с письмами заключенных. В Московскую Патриархию приходит много писем от заключенных с
разнообразными просьбами: это и духовная поддержка и материальная помощь,
об обеспечении библиотек при тюремных храмах православной литературой,
просьбы о регулярном посещении исправительных учреждений
священнослужителями Русской Православной Церкви.
Каждое письмо из мест
заключения изучается, при необходимости к заключенным прикрепляются
добровольцы из групп тюремного служения, созданные при храмах
и монастырях, в соответствии с
Программой координации помощи заключенным для дальнейшей духовной
переписки или дистанционного образования, оказания материальной помощи.
По
вопросам посещения священнослужителями мест лишения свободы осуществляется
связь с епархиальными отделами по взаимодействию с учреждениями
пенитенциарной системы.
Х.
Общественная Палата Российской Федерации. В последние
годы по линии Общественной Палаты России созданы два института представителей
общественности страны, в работе которых принимают участие священнослужители
Русской Православной Церкви: Общественный совет при Федеральной службе
исполнения наказания Российской Федерации (соответственно в субъектах Федерации
– региональные Общественные советы при УФСИНах) и Общественные Наблюдательные
Комиссии в субъектах Российской Федерации.