10:24 ВЫШЛИ В СВЕТ 65-Й И 66-Й АЛФАВИТНЫЕ ТОМА "ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ" |
Вышли в свет 65-й и 66-й алфавитные тома «Православной энциклопедии»19.09.2022 Вышли в свет 65-й и 66-й алфавитные тома «Православной энциклопедии». 65-й том продолжает публикацию статей на букву «С». Открывает издание статья о выдающемся педагоге Дмитрии Николаевиче Соловьеве и завершает публикации 65-го тома материал о ставротеке, ковчеге-хранилище для частиц Животворящего Креста Господнего. Особое место в томе принадлежит «софийской» и «спасской» темам. Одна из важнейших статей тома рассказывает о Софии, Премудрости Божией, мироустроительной и промыслительной Божественной мудрости, благости и мощи. В книгах Нового Завета представления о Софии тесно связаны с Личностью и Благовестием Иисуса Христа. В статье подробно рассматривается понятие «София» в античной философии, гностицизме и особенно в восточной патристике и литературе Древней Руси. Софиология имела большое значение для русской религиозной философии, в частности в метафизике единства Вл.С. Соловьева. Том содержит подробную статью о братстве святой Софии, православном религиозном объединении русской эмигрантской интеллигенции в 20-40-е XX века. Все его представители испытывали влияние софиологии, варианта учения о Софии Премудрости Божией. В число учредителей братства вошли такие известные мыслители, как Н. Бердяев, С. Франк, Г. Вернадский и многие другие. Братство сыграло значительную роль в открытии в Париже Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского, в котором преподавали С. Булгаков, А. Карташев, Г. Флоровский, В. Зеньковский и другие философы и историки. Подробная статья посвящена собору святой Софии в Великом Новгороде, старейшему сохранившемуся храму на территории РФ. Описывается не только история собора, но и его архитектура, строительная техника и архитектурная декорация. В отдельном разделе рассказывается о граффити на стенах собора, являющихся неоценимым по значению для истории Древней Руси источником. Не менее значимым представляется материал о соборе св. Софии в Киеве, старейшем сохранившемся храме Древней Руси. Подробно рассказывается о закладке, завершении строительства и освящении собора, его истории и истории его изучения, архитектуре и внутреннем убранстве. В статье можно также подробно ознакомиться с фресками и мозаиками собора. Следующая алфавитная статья посвящена собору св. Софии в Константинополе, выдающемуся строению времен св. Юстиниана, вероятно самому известному храму православного мира. Спроектированный зодчими Анфимием из Тралла и Исидором из Милета, собор является олицетворением Византии, ярким выражением ее гения и сокровищем современного Стамбула. Не случайно данная статья снабжена грандиозной библиографией. Том содержит другие обширные статьи о Софийских соборах, в частности, в Охриде и Полоцке. Раздел персоналий тома достаточно обширен. Биографические статьи рассказывают о прп. Софии Эносской, жившей в конце X — начале XI вв., Софье (Соломонии) Сабуровой, великой княгине Московской, первой жене Василия III, сосланной в Суздальский Покровский монастырь. Факт развода вызвал скандал в русском обществе того времени и стал своеобразным дальним прологом к Смутному времени. Наиболее известной Софьей русской истории представляется все же старшая сестра Петра Великого Софья Алексеевна, долгие годы успешно управлявшая страной, уникальный случай «женского правления» в московской истории. Обширная биографическая статья посвящена фигуре Софьи (Зои) Палеолог, второй жене Ивана III Васильевича, с приездом которой в Москву связан ряд исторических событий, в т.ч. постройка Московского Кремля. Биографическая часть тома включает также статьи о Римском Папе Сотере, сыгравшем важную роль в консолидации епископской власти во II веке, пророке Софонии, книга которого относится к числу канонических книг Священного Писания. Балканистам будет приятна встреча с Софронием Врачанским, автором уникальной автобиографии, в которой повествуется о трудностях жизни православного священства на территории Османского государства. Балканская тема представлена, в частности, статьями о монастыре в Сопочанах и Сремской епархии. Из статей о других церковных деятелях с именем Софроний отметим материалы о преподобном Софронии Афонском, Патриархе Константинопольском Софронии I, историке Ферраро-Флорентийского Собора, Патриархе Софронии II, бывшем также и иерусалимским Патриархом, как Софроний IV, ряде александрийских Патриархов с этим именем, иерусалимском Патриархе Софронии I, отце и учителе Церкви, авторе агиографических и литургических произведений, кипрских архиепископах с этим именем. Читатели смогут ознакомиться с материалом о чудотворце епископе Спиридоне Тримифунтском. В статье подробно описываются его чудеса, история его почитания и поклонения мощам. Том также содержит статьи о новгородском архиепископе Спиридоне (1230-49), антиохийском Патриархе Спиридоне и ряде других деятелей Церкви с этим именем. В 65-й том включена статья о выдающемся представителе рационализма Бенедикте Спинозе. Тему мудрости продолжает биография царя Соломона, важнейшего правителя Единого Израильского Царства, чье имя стало синонимом компетентного правления. Отдельная статья посвящена Песне Песней Соломона. Век Соломона рассматривается как «Золотой век» Израиля, предшествовавший его скорому распаду на Южное и Северное Царства. Соломонова Песнь Песней — единственная из библейских книг, обладающая длительной традицией символического истолкования в истории христианской экзегезы. В другой энциклопедической статье подробно рассматривается Книга Премудрости Соломона. В томе присутствуют странноведческие статьи о Соломоновых островах, океаническом государстве, входящем в Британское Содружество, Сомали, после распада в 1991 году состоящем из территорий, подчиняющихся центральному правительству в Могадишо, непризнанной республики Сомалиленд, а также ряда анклавов, подконтрольных сомнительным организациям. Том содержит статью о «Сорокоусте», ежедневном совершении Литургии с поминовением усопшего в течении 40 дней после его смерти. Важнейшей представляется статья о Спасении, освобождении человека через воссоединение с Богом от первородного греха и его последствий. Особое значение имеет материал «Социальное учение Русской Православной Церкви», в котором рассматривается как история вопроса, так и подробно по главам излагается собственно концепция Русской Православной Церкви. Внимание уделяется «Основам социальной концепции», решение о выработке которых было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года, излагаются «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Фундаментальная статья о Сравнительном богословии также присутствует в томе. Том содержит статьи о Сочинской и Туапсинской епархии, Сочинском монастыре во имя Святой Троицы и великомученика Георгия Победоносца, Сочинской Крестовой пустыни, монастыре Сошествия Святого Духа Орловской митрополии, Спаса Преображения соборе в Переяславле-Залесском, Спаса Преображения соборе в Чернигове, Спаса Преображения храме на Берестове в Киеве, Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мужском монастыре в Вологодской области, Ставропольской и Невинномысской епархии, Ставропольском Иоанно-Мариинском женском монастыре и о конфессиональной ситуации в Ставропольском крае. Одна из статей содержит рассказ об иконе «Споручница грешных». Особо отметим статью о Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре. Читатели смогут подробно узнать об его истории, библиотеке и скриптории, хозяйственной и миссионерской деятельности, святых мощах, чтимых иконах и подвижниках благочестия, а также о Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре. Подробная статья посвящена Нерукотворному Образу Спасителя (Спасу Нерукотворному), плату с запечатленным на нем ликом Иисуса Христа. Статья содержит раздел по истории реликвии, о нерукотворных образах и их рукотворных списках, о чудотворениях Мандилиона, о пребывании Нерукотворного Образа в Константинополе, о влиянии Спаса Нерукотворного на храмовую иконографию византийского мира, об иконах Спаса Нерукотворного в Византии и Древней Руси и т.д. Внимание читателей привлечет статья о Союзе воинствующих безбожников, действовавшем в СССР в 1925-47 гг. Тема старообрядчества представлена в томе энциклопедии материалом о «Спасовом согласии» беспоповцев, возникшем в XVII в. Том содержит подробную статью о спиритизме. *** 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора протопресвитера Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности, в нем содержатся биографии деятелей Церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И.В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами Русской Православной Церкви. Она несомненно будет полезна для учащихся вузов и школ. В материале о И.Е. Старове рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма. Тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском. Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70-ти Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей Русской Православной Церкви с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести временных лет» и житию преподобного Феодосия Печерского. Широко почитается первый пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря. Материал о священномученике Стефане Грачеве, расстрелянном в Брянске, Стефане Ермолине, расстрелянном в Сыктывкаре, Стефане Костогрызе, расстрелянном в Караганде, лишь начинают тему массовых убийств русского священства в 30-х гг. Далее продолжаются биографические статьи о новомучениках, позволяющие создать очень определенное впечатление о том, что означала религиозная политика И.В. Сталина на практике и как она отразилась на русском народе в целом и на Церкви в частности. Особо следует выделить материал о Стефане Яворском, президенте Святейшего Правительствующего Синода. Рассказывается о его преподавательской деятельности в Киево-Могилянской коллегии, архиерействе и об обстоятельствах, приведших к занятию Московского Патриаршего престола. Статья необходима для понимания того, в каких обстоятельствах происходила петровская церковная реформа и как вели себя ее участники. Том также содержит биографии Стефана I, Патриарха Константинопольского, сына императора Василия Македонянина, Стефана I, Антиохийского епископа, противника I Вселенского Собора, Стефана II Антиохийского, злодейски убитого толпой монофизитов, и ряда других глав Православных Церквей. Читателю будет интересно ознакомиться с материалами о Папах Римских с именем Стефан, в том числе о Стефане I, о котором писал Евсевий Кесарийский, Стефане II, известном своими посланиями Пипину Короткому, и далее вплоть до Стефана IX, бывшем ранее германским герцогом Фридрихом Лотарингским. Сердца любителей Венгрии согреет подробнейшая статья о святом крестителе этого государства короле Стефане I (Иштване). Молдаван обрадует повествование о Стефане Великом, создателе национального государства и сподвижнике Влада Цепеша. Особо следует отметить статьи о сербских королях с именем Стефан. Среди них особенно выделяется знаменитый Стефан Душан, провозглашенный императором в Скопье. При нем Сербия достигла максимального расширения своих границ, но быстро дезинтегрировала при его преемнике. В том вошли статьи об отце Душана, короле Стефане Дечанском, названном по имени созданного им монастыря Дечани, последнем выдающемся средневековом правителе Сербии Стефане Лазаревиче, мечтавшем воссоздать Новый Иерусалим в Белграде, ряде представителей династии Неманичей. Сербскую тему продолжает биография выдающегося сербского музыковеда и дирижера Димитрие Стефановича. Том содержит статью о святом покровителе Польши св. Станиславе, епископе Краковском, казненном неправедным королем. Читатели узнают про историю его канонизации и житийные списки. Историков конфессий заинтересует материал о старокатоликах, последователях расколов в период после I Ватиканского Собора, когда часть католического духовенства ушла из Церкви из-за отрицания догмата о непогрешимости Папы Римского. Католическую тему продолжает статья о староримском пении, традиции монодийного пения Римской Церкви. География тома также весьма значительна. В нем представлен материал о Старой Ладоге, бывшей долгое время ключевым пунктом трансъевропейских военно-торговых путей. В статье подробно описывается предыстория, освещаются вопросы полиэтничности и скандинавский компонент города. Присутствует также статья о Судане, преимущественно исламском государстве. В томе содержится информация о ряде монастырей, в том числе Старицком в честь Успения Богородицы мужском монастыре, Старобельском в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» женском монастыре, Староладожском во имя святителя Василия Великого мужском монастыре, Староладожском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре, Староладожском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Старорусском Косинском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре, Старорусском на острову в честь Преображения Господня мужском монастыре, Старочеркасском Ефремовском в честь Донской иконы Божией Матери монастыре, Стерлитамакском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женском монастыре, а также сербском монастыре Студеница. 66-й том содержит статью о старообрядчестве. Статья, которая несомненна важна и для молодежи, раскрывает смысл термина «старчество». В ней рассматривается внутренняя и внешняя организация старчества, вопросы терминологии, афонская и русская традиции, женское старчество в России. Тему православного подвижничества продолжает статья о столпничестве, содержащая информацию о предпосылках его возникновения, устройстве столпов и образе жизни столпников, географическом распространении феномена. Статья снабжена обширной библиографией. Статья о страхе Божием рассказывает о чувстве благоговения перед Богом, проистекающем из осознания Его величия. Материалы об иконах представлены статьями о Старорусской иконе Божией Матери, Старчицкой иконе Божией Матери, Страстной иконе Божией Матери. Читателей безусловно заинтересуют статьи о стигматах, а также о Страшном Суде. Любителям русской истории рекомендуется статья о Стоглавом Соборе 1551 года, вызванном глобальными изменениями в ходе создания Русского государства. В статье «стоицизм» рассказывается об этом важнейшем направлении античной философии. В томе представлены рассказы о ряде викариатств Русской Православной Церкви, в частности Старорусском, Староуфимском, Стерлитамакском. Том завершает комплекс материалов, связанных с древним Суздалем, городом — живым памятником истории. Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства. Седмица.ru/Патриархия.ru |