Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 15:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Главная » 2024 » Январь » 22 » ВЫШЕЛ В СВЕТ ОЧЕРЕДНОЙ НОМЕР ЖУРНАЛА "ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ"
10:12
ВЫШЕЛ В СВЕТ ОЧЕРЕДНОЙ НОМЕР ЖУРНАЛА "ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ"

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

22.01.2024

Вышел в свет 104-й номер (№ 3/4 за 2023 год) научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время», издаваемого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. В номере представлены материалы по экклезиологии, литургическому богословию, истории Церкви и церковно-приходской жизни, сообщает сайт ОЦАД.

Открывается новый выпуск журнала публикацией фундаментального официального документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей»одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года и утвержденного Священным Синодом на заседании 24 августа того же года. В предваряющем публикацию вступлении иеромонаха Павла (Черкасова) изложены причины и этапы создания этого документа.

В развернутой полемической статье наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы кандидата богословия игумена Дионисия (Шленова) опровергаются некоторые положения весьма спорной современной теории, поддерживаемой и развиваемой рядом греческих канонистов и богословов, согласно которой Константинопольский Патриарх имеет первенство чести и власти в Православной Церкви. В контексте полемики автор обращается к источникам XVI-XVII веков, в том числе связанным с передачей Константинополем Киевской митрополии Москве, в частности, к письму святителя Досифея II (Нотары), Патриарха Иерусалимского. Анализ исторических данных показывает, что звучащие против Московского Патриархата обвинения в стремлении к расширению собственной власти не имеют под собой каких-либо историко-канонических оснований.

Статья ректора Николо-Угрешской духовной семинарии, наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря доктора богословия игумена Мефодия (Зинковского) посвящена богословскому обоснованию идейных начал концепции «Русского мира». Ее основания усматриваются в главных истинах и онтологии христианства, в православном понимании мира и человека, в призвании человечества к соборности как ипостасному образу бытия, сочетающему единство и многообразие по образу Божественных Лиц Святой Троицы, в принципе миссионерского служения миру по образу Христа. В такой перспективе концепция «Русского мира» противостоит в своей сути современным идеалам общества потребления, движения глобализации, религиозного синкретизма, нивелирующего христианское учение о личном Боге и Его Промысле в отношении каждого народа и отдельного человека.

Клирик Новодевичьего ставропигиального женского монастыря г. Москвы кандидат богословия священник Александр Сухарев исследовал понятие «активное участие» в богослужении в его становлении и развитии на протяжении истории Католической Церкви ХХ-ХХI веков. Исследование понятия, которое появилось в контексте возрождения интереса католицизма к эпохе церковной древности, построено на материале официальных документов Католической Церкви, на прояснении идей видных представителей «литургического движения» и движения «возвращения к истокам», а также на основании работ некоторых видных современных западных богословов. Автору удалось выявить основную линию в подходах к истолкованию смысла соучастия в литургии, направленного, главным образом, на то, чтобы изменить и возвысить молящихся, ввести в таинственный мир божественного присутствия. В целом этот католический концепт интересен тем, что он указывает на непреходящее значение церковного предания, в котором вечные и непреложные истины, выраженные в «законе молитвы», находят свое творческое воплощение во времени.

Статья секретаря по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарева посвящена взаимоотношениям Русской и Константинопольской Православных Церквей в период деятельности выдающегося иерарха, второго председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Коммуникации и взаимодействию с Константинопольским Патриархатом митрополит Никодим уделял большое внимание, с тонким дипломатическим чутьем учитывая роль Фанара в православном мире и на мировой политической арене. В статье очерчена широкая тематика интенсивных контактов двух Поместных Церквей в исследуемый период: подготовка Всеправославного Собора, межправославное сотрудничество, признание со стороны Константинопольского Патриархата автокефального и автономного статуса Церквей, юрисдикционной принадлежности церковных территорий, диалога с Римско-Католической Церковью, протестантскими и Древними Восточными церквами, экуменического диалога, положения русского монашества на Святой Горе Афон. Также автором отмечены усилия по достижению компромиссов в решении самых непростых вопросов двусторонних отношений.

Публикация насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонаха Гурия (Гусева) вносит лепту в составление синодика Воскресенского храма в Сергиевом Посаде, созданного, по преданию, в память защитников Лавры от польско-литовских захватчиков с 1608 по 1610 год. Помимо описания исторических вех приходской церкви как важной части образовательного и культурного наследия страны статья имеет определенное духовно-практическое значение — сохранение молитвенной памяти об усопших клириках и прихожанах, чтобы, по словам автора, посредством молитвы «оставаться с ними в живых отношениях». Ибо в Церкви «нет разделения на живых и мертвых, ведь для Бога все живы» (ср. Лк. 20:38).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru