Приветствую Вас Гость!
Среда, 20.11.2019, 03:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2019 » Ноябрь » 8 » "ВЫШЕ ЗАКОНА - ПУТЬ К ЦАРСТВИЮ НЕБЕСНОМУ"
17:39
"ВЫШЕ ЗАКОНА - ПУТЬ К ЦАРСТВИЮ НЕБЕСНОМУ"

«Выше закона – путь к Царствию Небесному»

07.11.2019

В рамках семинара «Церковь и тюремное служение» Вятскую Епархию 30 октября 2019 года с визитом посетил и.о. заместителя председателя Синодального отдела Русской Православной Церкви по тюремному служению, заведующий Сектором по взаимодействию с епархиями и мониторингу деятельности епархиальных отделов тюремного служения священник Алексей Алексеев.

В рамках работы семинара, организованного Синодальным отделом по тюремному служению Русской Православной Церкви, иерей Алексей Алексеев представил несколько важных докладов. Мы также задали отцу Алексею несколько вопросов.

- В тюрьме люди часто принимают Таинство Крещения, как вы считаете, действительно ли отбывающие наказание приходят к Богу, и если обращаются к вере, то почему? Может ли приобщение к церкви, к духовным традициям быть только внешним, например, от стремления занять себя, скоротать время?  

- Я думаю, что для многих и многих осужденных или подследственных лишение свободы является таким огромным вопросом по отношению к самому себе: что же случилось? Особенно у тех, кто впервые попадает в места лишения свободы или под следствие. Иногда они уверены, что обвиняются не в соответствии с тем, что они совершили, либо считают меру наказания слишком жестокой, несоразмерной с тем, что они совершили. И возникает вопрос: почему же так происходит? Почему же я раньше так жил, и все это мне сходило с рук? И теперь большинство людей так продолжают жить и живут вполне себе благополучно. И человек впервые оказавшись в условиях внешнего наказания, задумывается о том, что есть какое-то высшее предназначение человека, какая-то высшая справедливость, о которой он не знал и не задумывался до этого и без которой оказывается невозможно жить.

И если в этот момент окажется рядом священник, он поможет человеку правильно перестроить вопрос – не почему и за что эти страдания, а для чего их нужно перенести и предложит ему тот духовной путь – православия, который говорит, что есть путь человека на земле – путь Царствия Небесного, о котором человек, даже подчас будучи верующим никогда и не задумывался, что вера должна вести к Царствию Небесному. И тогда человек через богослужения, другие духовные мероприятия сам придет к мысли о том, что жизнь человека – это путь, путь к чему-то высшему. И он откроет для себя, что это путь – к Богу.

- Но ведь и в обыденной жизни человек может задумываться о смысле бытия?

- Часто когда человек живет обыденной жизнью, он при размышлении на такие вопросы считает, что они его не касаются, или отвечает, что вроде бы у меня Бог в душе есть. А насколько и как, где тот уровень? Есть Бог в душе или нет – можно ли как-то это измерить? И вдруг человек, находясь в таких сложных испытаниях, понимает, что не может в достаточной степени опереться, что его внешние обстоятельства сламливают, а так ведь не должно быть, если у тебя Бог есть в душе. И человек там тогда переходит к религиозной, церковной жизни, приступает к Таинствам и становится близок к тому, что Бог у него в душе поистине.

- И примеры истинного перехода к церковной жизни в местах исполнения имеют место?

- Переход к церковной жизни – это духовный путь. Церковь не просто организация, это место, где человек учится жить не по законам, а по заповедям Божиим, то есть Господь нам уже не дает закон никакой, а дает заповеди как путь к царствию небесному, который выше закона. И тогда человек может ответить даже на вопрос: а почему он безвинно страдает.

- Вероятно, многие люди, оказавшись в местах лишения свободы, даже совершившие злодеяние, испытают острое чувство несправедливости от того, что наказание высоко и что есть те, кто также нарушают закон, при этом продолжают оставаться на свободе. Какие объяснения этого может найти священник, отвечая на вопросы подследственных и осужденных? Особенно, если человек считает себя несправедливо обвиненным?

- Христианство дает нам ответы, что страдание несоразмерно преступлению человека. Наказание в православной традиции – это наказ, научение. Известна также исповедь преподобного Ефрема Сирина, который говорил, что в молодости хоть и рос верующим, мать его воспитывала в вере, но в юности решил, что все происходит случайно и начал вести жизнь достаточно беспутную. И однажды он оказался в тюрьме. А тогда в темнице следствие было не таким как сейчас, показания имели силу те, которые были получены под истязаниями, под пытками. Измученным людям приходилось сознаться и в том, чего они не делали. И с ним сидели еще два человека, которые также говорили, что совсем невиновно сидят, один за кражу лошадей, другой за прелюбодейство. И преподобному Ефрему Сирину тогда явился ангел и сказал: ты рассмотри свою жизнь, не совершал ли ты чего-либо, из-за чего ты здесь оказался, не конкретно за что попал в темницу, а может быть раньше. И вдруг Ефрем Сирин вспомнил, что был подобный случай, когда он так себя повел, но тогда не был пойман и наказан.

Он поговорил со своими сокамерниками, и те к его удивлению также вспомнили не те случаи, за которые были заперты, а те, которые совершали когда-то давно. То есть их поместили в темницу за совершенно другое, а когда-то давно они совершили преступление, которое не всплыло. И три совершенно независимых человека удивились тому, что никто не мог знать, что с ними происходит, но есть Тот, Кто их выше и Кто за все воздает. И так Ефрем Сирин пришел к мысли, что Промысел Божий ведет человека к спасению, иногда через страдания.

- Но ведь Бог милостив… Раскаявшийся разбойник первым унаследовал Царство Небесное. Насколько с этой позиции справедливо, что в земной жизни люди обязаны понести наказание?

- В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» большое внимание уделяется вопросу государственно-церковных отношений. В рамках данной проблематики представлено православное понимание природы государства. И присутствует положение о том, что задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы жизнь на земле не превратилась в ад. Государство никогда не сможет построить Царствие Небесное на земле, но оно может сдерживать какие-то страшные проявления.

И в современных условиях пока Церковь не может вернуться к тому служению, когда князь Владимир миловал преступников, и Церковь возвышала голос за осужденных, которые хоть и виноваты, но просила их помиловать. Сейчас такой институт помилования у Церкви лишен. В современных условиях нынешнего государства ходатайства Церкви не нашли правовой формы. Но мы имеем возможность поддерживать осужденных, исполняя заповедь Божию.

- Многие ли идут к тюремному священнику за словом поддержки из числа сотрудников колоний, исправительных учреждений, или такой статистики не ведется?

- Такой статистики, конечно, нет. Но радует, что взаимодействие выстраивается на разных уровнях, сейчас во многих регионах, находим поддержку и понимание о важности сотрудничества, в том числе, на уровне руководства. Миссионерские формы работы, такие как, например, привоз святынь с частицами мощей, духовно объединяют всех, в том числе приобщают к православной вере сотрудников УФСИН.

- Есть ли помощники у священнослужителей, окормляющих исправительных учреждения?

- В Вятской митрополии помогает выстраивать сотрудничество между Церковью и УФСИН мирянин, во многих регионах на этой должности находится штатный священник. В вашем регионе подобную работу также курирует руководитель Объединенной комиссии Вятской митрополии по взаимодействию с руководством территориального Управления ФСИН России по Кировской области иерей Владимир Путинцев.

Что касается помощников в местах лишения свободы, из числа осужденных назначаются старосты. Старост обязывают назначать, в том числе администрация учреждения по рекомендации священника. Обычно это добросовестные люди с организаторскими навыками, вставшие на путь Православия, но бывают среди старост проколы. Староста должен выполнять функцию посредника – поддерживать молитвенное помещение в порядке, открывать его к приходу священника, алтарничать, оповещать осужденных, доносить до них какие-то самые простые сведения о подготовке к исповеди, Причастию, какие-то образовательные моменты.

- Можно по регионам нарисовать картину, где в местах лишения свободы осужденные имеют возможность открыто исповедовать православную веру, вести религиозную жизнь?

- Православный священнослужитель есть везде, в том числе в регионах традиционно исламских, везде выстраивается взаимодействие Русской Православной Церкви и УФСИН. В каждом регионе места лишения свободы посещают тюремные священники, сооружаются храмы.

По материалам пресс-службы Вятской епархии

Просмотров: 63 | Добавил: agafonov | Рейтинг: 0.0/0