Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Главная » 2020 » Декабрь » 8 » ВЕРА В БОГА ПОМОГАЕТ ОСУЖДЕННЫМ ОСОЗНАТЬ ПОСТУПКИ: СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ САЛАВАТСКОЙ ЕПАРХИИ
11:10
ВЕРА В БОГА ПОМОГАЕТ ОСУЖДЕННЫМ ОСОЗНАТЬ ПОСТУПКИ: СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ САЛАВАТСКОЙ ЕПАРХИИ

Вера в Бога помогает осужденным осознать поступки: священнослужители Салаватской епархии

08.12.2020

Вера в Бога для человека, отбывающего уголовное наказание за совершенное преступление, а особенно пришедшего к вере в процессе отбывания наказания, имеет огромное значение для всей его жизни. Нередки случаи, когда именно вера становится последней жизненной поддержкой осужденного, способствует осознанию им своего поступка и мотивирует к исправлению. И в этом важную роль играют священнослужители, которые несут свою миссию в исправительных колониях и тюрьмах.

Одна из главных их задач — воспитательная работа, чтобы священнослужитель мог проводить душепопечительную деятельность. Не случайно в Священном Писании сказано: «К каждому человеку мы должны прийти и, если у него есть духовные запросы, ответить на все его проблемы».

С 2012 года Салаватская епархия Русской Православной Церкви активно взаимодействует с управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Башкортостану.

Но еще до образования (выделения) епархии в 2011 году на ее территории уже действовали православные храмы и молитвенные комнаты, расположенные на территории исправительных учреждений.

В 2000 году архимандритом Николаем (Чернышевым) на территории исправительной колонии № 7 (ИК-7) в городе Мелеузе был устроен первый домовой храм в честь Анастасии Узорешительницы.

 

 

14 мая 2011 года был заложен новый храм на территории исправительного учреждения, который был открыт в 2014 году. Храм также был назван в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Строительство проходило за счет благотворителей. Настоятелем храма является протоиерей Владимир Белявцев.

В исправительной колонии № 4 в Салавате длительное время действовала православная молельная комната, которая была организована инициативной группой верующих-осужденных, администрацией колонии и клириками Уфимской епархии Русской Православной Церкви. В январе 2005 года состоялась торжественная церемония открытия храма, который был назван в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Храм был построен на средства благотворителей, ветеранов ФСИН, руками самих осужденных. Настоятелем храма является иерей Олег Кабуков.

Сейчас на территории Салаватской епархии действует три храма и две молитвенные комнаты. На территории исправительных колоний №16 и №2 строятся два новых храма.

 

 

В Салаватской епархии тюремное служение несут пять священнослужителей, они являются сотрудниками епархиального отдела по тюремному служению: это протоиерей Валентин Попов, протоиерей Владимир Белявцев, протоиерей  Владимир Иванов, иерей Олег Кабуков, иеромонах Зосима (Димитрий Кондраков).

Все священнослужители, несущие свое послушание в местах лишения свободы, находящихся на территории Салаватской епархии, имеют разный возраст, образование, опыт работы на светских предприятиях, поэтому трудно определить какие-то их особенности. Для работы с осужденными старшего поколения положительным моментом является возраст священнослужителя и его жизненный опыт. В остальном искренность в служении, молитвенное участие и желание оказать помощь. В исправительных колониях ежедневно совершаются  чтения утренних и вечерних молитв. Их ежедневно посещают от 30 до 50 человек. Как минимум, три раз в год в престольный праздник, в период Светлой седмицы (Пасхи), также в неделю милосердия ко всем во узах заключенным совершаются Божественные литургии. Священники при необходимости оказывают духовную и моральную помощь родственникам осужденных.

Некоторые бывшие заключенные после отбывания срока наказания оказывают помощь в содержании храмов и молитвенных комнат. Высылают необходимую духовную литературу и другие вещи  для совершения богослужений.

По словам священнослужителей, в работе с осужденными особых отличий нет. Для сохранения непредвзятого отношения с отбывающими наказание священнослужитель не посвящается в подробности причин заключения и их продолжительности. Подробности и данную информацию священник получает в личной доверительной беседе либо на исповеди. Сложность заключается в том, что в колониях, где люди находятся впервые, более молодой контингент. Они, оказавшись в сложной жизненной ситуации, обращаются к вере и посещают храмы.

В колониях с более строгими условиями содержания находятся  старшие по возрасту люди. Они, зачастую имея какие-то религиозные убеждения, не посещали храмы, будучи на свободе. Храмов  было очень мало в период их взросления и формирования, и впоследствии, не имея религиозного воспитания даже при наличии храма, не посещают его.

«УФСИН России по Республике Башкортостан с традиционными конфессиями связывает многолетнее, тесное и  доброе сотрудничество. Управление большое внимание уделяет вопросам духовно-нравственного воспитания осужденных. Заключены соглашения о сотрудничестве с Центральным духовным управлением мусульман России, Башкортостанской митрополией Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Еврейской общиной Республики Башкортостан. В учреждениях уголовно-исполнительной системы республики созданы три храма и 16 православных молельных комнат, функционируют три мечети и 16 мусульманских молельных комнат. В настоящее время ведется одновременное строительства  храма и мечети в Салаватских учреждениях № ИК-16 и ИК-2. На постоянной основе представители традиционных религиозных конфессий посещают учреждения УФСИН России по Республике Башкортостан, где проводят мероприятия с осужденными, направленные на пропаганду законопослушного поведения. Проведено более 160 религиозных православных и мусульманских обрядов. В православные общины учреждений республики входит более 590 осужденных. Более 450 осужденных регулярно посещают мечети и мусульманские молельные комнаты, действующие в учреждениях», — прокомментировал для агентства «Башинформ» врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан, полковник внутренней службы Владислав Дзюба.

 

 

По словам представителей ГУФСИН по РБ, благодаря активной работе священнослужителей по духовному окормлению осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, уровень допускаемых ими нарушений снижается. Факты свидетельствуют о том, что заключенные, исповедующие ту или иную религию, менее подвержены криминальному влиянию, более дисциплинированы и послушны, что позволяет успешнее проводить работу по их ресоциализации после освобождения.

Специальный корреспондент агентства «Башинформ» встретился и поговорил со священниками, которые сегодня несут свою благородную миссию в исправительных колониях.

Клирик Успенского кафедрального собора  Салавата иерей Олег Кабуков на должность настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в исправительной колонии №4 в Салавате был назначен с  3 апреля 2014 года указом Преосвященнейшего епископа Николая и несет данное послушание по настоящее время.

 

 

— Есть ли какие-то особенности служения в местах лишения свободы, насколько сложно находить общий язык с людьми, которые зачастую озлоблены на всех и окружающий мир?

- Богослужения совершаются согласно уставу, особых принципиальных отличий нет. Из особенностей можно отметить то, что в местах заключения сложился свой незыблемый уклад, и побороть его окончательно не всегда имеется возможность. Но в принципе, эти проблемы решены уже внутри самого социума осужденных. Каждый знает свое место и никаких конфликтов не происходит, во всяком случае, у нас. Все категории осужденных принимают участие в таинствах. Многие осужденные с большим сроком за плечами − очень хорошие психологи и манипуляторы. Несмотря на все их ухищрения, зачастую они заметны по их отношению к священнослужителю и богослужениям, ведь если человек приходит постоянно не с покаянием в храм, а с разными просьбами личного характера, и, не получив желаемого, перестает посещать богослужения, его истинные намерения становятся понятными. Избегать этого нужно, помня основную цель своего послушания − оказание молитвенной помощи, духовное окормление осужденных. И, конечно же, не давать чрезмерных обещаний.

- Что вы обычно говорите при встречах родственникам осужденных, что им желаете?

— Не оставлять своих близких в тяжелых жизненных обстоятельствах. Только ваша забота и любовь является мотивацией к скорейшему освобождению и возвращению к нормальному образу жизни. Если ваши близкие оказались в местах лишения свободы, не отчаиваться и набраться терпения. Постараться преодолеть эти трудности совместно.

- Были ли какие-то необычные, и может быть тяжелые моменты в первые месяцы вашей службы в исправительных колониях?

- В первые свои визиты помимо окормления верующих в храме колонии и совершении богослужений, было необходимо посещать верующих в отрядах с особыми условиями содержания, то есть тех, кто находятся в камерах. Там  совершались таинства исповеди, причастия запасными дарами и крещения. Ярким моментом стало первое посещение такой камеры, когда остаешься один на один с человеком в камере для исповеди, и за закрытой хоть и не на замок дверью, впервые ощущаешь атмосферу лишения свободы – заключения. Все-таки при посещении самой колонии и храма таких ощущений нет, они похожие возможно отчасти, но заключение в одиночной камере это по ощущениям иное состояние.

- Вы как то сами изменились, после того как начали служить в колониях, может, поменялось ваше отношение к заключенным, их поступкам?

- Я как-то особых изменений не заметил за собой. Возможно, изменилось отношение к людям находящимся в заключении. Не сталкиваясь с этим контингентом, существовали стереотипные представления, основанные на художественной литературе и кинофильмах, что, по большему счету, зачастую сильно отличается от современной действительности.

Биографическая справка:

Иерей Олег Юрьевич Кабуков родился 25.12.1988 года. Закончил в 2012 году Казанскую духовную семинарию. Бакалавр богословия. В настоящее время студент 3-го курса факультета теологии кафедры истории Стерлитамакского филиала БГУ. 28 октября 2012 года епископом Салаватским и Кумертауским Николаем рукоположен в сан диакона.

11 ноября 2012 года, митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном рукоположен в сан пресвитера к Успенскому кафедральному собору г. Салавата. 15 марта 2013 года назначен руководителем отдела по военно-патриотическому и спортивному воспитанию Салаватской епархии, а также председателем епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

С 3 апреля 2014 года указом Преосвященнейшего Николая, епископа Салаватского и Кумертауского, назначен настоятелям храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» ФКУ ИК-4 УФСИН РБ по г. Салавату. Имеет спортивную степень кандидата мастера спорта по рукопашному бою.

Награжден многими общецерковными, государственными, республиканскими и общественными орденами, медалями и грамотами. Автор проекта «250 узлов», победителя Международного грантового конкурса Русской Православной Церкви «Православная инициатива». Женат. Воспитывает дочь.

Протоиерей  Владимир Иванов, настоятель храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона при лечебном исправительном учреждении №19 УФСИН РФ по РБ в городе Салавате был назначен на эту должность в 2005 году указом архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

 

 

Он рассказал, что там уже несколько лет действовала молитвенная комната, полностью оборудованная. Библиотека православных книг и брошюр составляла более полутора тысяч экземпляров.  

«За молитвенной комнатой был закреплён староста Михаил из осуждённых. Он вел переписку с благотворительными организациями, которые присылали иконы, книги, церковную утварь. В 2006 году благотворительная организация «Вера, Надежда, Любовь» из Москвы пожертвовала евхаристический набор для совершения Божественной литургии, подсвечники, иконы на будущий иконостас.  В 2006 году администрация колонии выделило новое просторное помещение под храм. Год шел ремонт. В 2007 году работы по устройству храма были завершены. С тех пор появилась возможность совершать Божественную литургию. В 2007 году бывший житель Стерлитамака, теперь проживающий в Германии Иоанн Зебель увидел объявление в журнале «Фома» с просьбой о помощи строящемуся храму в ЛИУ-19. Православным приходом, прихожанином которого он является, собрали средства и заказали икону целителя Пантелеимона на Святой горе Афон, а затем прислали ее нам», — рассказывает священнослужитель.

  По словам протоиерея, он полюбил своё новое послушание с первого посещения.  

«Есть определенная сложность в том, чтобы попасть внутрь учреждения. Для этого нужно вызвать и дождаться сотрудника  воспитательного отдела, выписать пропуск и только потом пройти внутрь. Все эти годы я стараюсь посещать заключённых еженедельно. В вверенном мне учреждении есть главное отличие от остальных колоний. Это не просто тюрьма, это лечебное исправительное учреждение, то есть больница. Всё больны туберкулёзом, и очень много ВИЧ-инфицированных. Еще, конечно, нужно понимать, что это режимное учреждение и у осуждённых разной тяжести преступления и разные условия содержания, поэтому не все желающие могут посещать храм. Мне администрация колонии разрешает беспрепятственно посещать отряды и хирургию с тяжелобольными осужденными. Так же могу посещать ШИЗО и одиночные камеры. Поэтому даже если осужденный сам не может прийти, но хочет стать участником церковных Таинств, у меня есть возможность дойти до каждого. С самого начала отношусь к своим прихожанам как к простым людям. За прошедшие 15 лет окормления могу сказать, что поменяться человеку очень сложно. Должно быть большое желание поменять свою жизнь, поддержка родных. Возможно, я делаю не всё, что в моих силах. Уверенно могу сказать, что искренне люблю своих прихожан и чем могу всегда стараюсь помочь. Для всякого священника бывает радостно, когда грешник оставляет путь греха и старается жить по правде Божьей. Так и у меня бывает радость и об одном кающемся грешнике. К сожалению, немногие освободившись, начинают нормально жить, работать, создавать семьи. За время моего служения их можно сосчитать на пальцах, но я радуюсь за каждого.  Есть прихожане, которые освободившись, вновь приходят в храм уже с новыми сроками. Но, несмотря ни на что, мы молимся и не теряем надежды на спасение их бессмертной души», — сказал протоиерей  Владимир Иванов.

 

Биографическая справка:

Иванов Владимир Викторович. Родился 05.04.1978 в Ишимбае. 1996-1998 годы — служба в армии. В 1999 году поступил в Нижегородскую Духовную семинарию. Закончил в 2002 году. В том же году рукоположен в диакона и иерея. Постоянное место служения с 2002 года по сей день Свято-Троицкий храм Ишимбая.  В 2005 году указом архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона был назначен окормлять учреждение ФКУ ЛИУ-19 города Салават. Женат. 5 детей.

 

По материалам сайта информационного агентства "Башинформ"