Приветствую Вас Гость!
Среда, 21.02.2024, 02:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Февраль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829

Архив записей

Главная » 2024 » Февраль » 1 » В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ СОСТОЯЛСЯ КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ЛЕНИНГРАДА В ДНИ БЛОКАДЫ
10:31
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ СОСТОЯЛСЯ КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ЛЕНИНГРАДА В ДНИ БЛОКАДЫ

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол, посвященный религиозной жизни Ленинграда в дни Блокады

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол, посвященный религиозной жизни Ленинграда в дни Блокады

01.02.2024

29 января 2024 года в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол «Религиозная жизнь Ленинграда в дни блокады 1941-1944. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Организатором мероприятия выступило Историческое общество академии.

В начале работы стола модератор, проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин приветствовал присутствовавших и огласил программу мероприятия.

С сообщением о приходской жизни соборов в блокадном Ленинграде выступил преподаватель академии доктор исторических наук М.В. Шкаровский. Он рассказал, что к началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь — это больше, чем в любой другой епархии Советского Союза (в границах 1939 года), кроме Московской. К концу блокады оказалось 10 действующих храмов, из которых шесть принадлежали Московской Патриархии, три — «иосифлянам» и один — обновленцам.

Докладчик подчеркнул, что уже с 23 июня 1941 года по инициативе митрополита Ленинградского Алексия все церковные приходы начали сбор средств на оборону города и нужды фронта. Немаловажным является и тот факт, что на протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах.

В завершение доклада исследователь отметил, что впервые за все годы советской власти по поручению Президиума Верховного Совета СССР 12 ленинградским священнослужителям были вручены правительственные награды — медали «За оборону Ленинграда».

Далее с докладом об отношениях Церкви с властями в блокадном Ленинграде выступил профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Б.Н. Ковалев. По его словам, нападение нацистской Германии на СССР показало, что перед угрозой внешнего противника требуется консолидация всех сил. В этих условиях в июле 1941 года вышел последний номер газеты «Безбожник», и атеистическая пропаганда практически прекратилась. На смену ей пришел национальный патриотизм.

Б.Н. Ковалев отметил, что идеологическим переломным моментом во взаимоотношениях между государством и Церковью стал фильм 1942 года, получивший Сталинскую премию, — «Секретарь райкома». Эту героическую драму о партизанском движении И.В. Сталин со своим окружением посмотрел в дни, когда отмечалось 25-летие Октябрьской революции. Особенно интересной представляется 29-я минута этого фильма, когда старый колхозник Гаврила Русов, награжденный тремя Георгиевскими крестами, говорит своим товарищам-партизанам, что получил их «За веру, царя и Отечество!».

С докладом о Католической Церкви в блокадном Ленинграде также выступила А.Л. Мудрик, подчеркнувшая различие отношения властей к Католической и Православной Церквам: если к Православной Церкви власти стали проявлять лояльное отношение, то отношение к Католической не стало снисходительнее. К началу войны она не была лишена «звания» «враг народа», а обвинения в шпионаже и подозрения усилились. Это связано с тем, что большая часть католиков не были этнически русскими. Многие из них были иностранными подданными, по различным причинам оставшимся в Советском Союзе. Так, в 1942 году дважды возбуждались дела против прихожан церкви Французской Божией Матери: в первый раз за организацию группы католической молодежи, во второй — по обвинению в обучении катехизису. В обоих случаях дело кончилось высылкой. Тем не менее, до лета 1942 года действующий католический священник в городе был, однако он не имел возможности служить в храме. Это был отец Павел Хомич, выпускник Петроградской семинарии, рукоположенный в 1916 году.

Далее участники круглого стола перешли к обсуждению докладов. На обсуждение были вынесены такие темы, как готовность и функционирование храмов, молитвенных домов, епархий и духовных управлений к жизни в блокадном городе, изменение молитвенно-богослужебной жизни и оценка вклада каждой из конфессий в сохранении жизни города на Неве в условиях блокады. 

В завершение мероприятия отец Константин поблагодарил собравшихся и отметил, что материалы круглого стола будут опубликованы в журнале «Христианское чтение» после их расшифровки. 

Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru