10:48 В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ |
В Санкт-Петербургской духовной академии состоялась конференция «Богословие истории и экклезиологические концепции современности: догматические аспекты»28.02.2023 21-22 февраля 2023 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла Всероссийская научно-богословская конференция «Богословие истории и экклезиологические концепции современности: догматические аспекты». Официальное открытие конференции состоялось 22 февраля в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии доктор богословия, кандидат технических наук епископ Звенигородский Кирилл. Архиерей поблагодарил организаторов конференции за труды на ниве развития богословской мысли в сфере экклезиологии — одной из самых актуальных областей церковной науки. Собравшихся также приветствовали проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин и директор Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Д.В. Шмонин. В пленарной части конференции прозвучало три доклада. Выступление епископа Звенигородского Кирилла было посвящено теме «Экклезиологическая проблематика в контексте современных межправославных отношений». Архиерей дал краткую оценку отношениям между Поместными Православными Церквями после Всеправославного собора 2016 года, которые он охарактеризовал как «межправославную катастрофу». В числе причин, послуживших возникновению такой ситуации, владыка назвал идею восточного папизма и обслуживающее ее новое экклезиологическое богословие, которое разрабатывается в Константинопольской Церкви. При этом епископ Кирилл отметил, что этому направлению богословской мысли до сих пор не было дано серьезной догматической оценки со стороны Русской Православной Церкви. По словам докладчика, в этой полемике нельзя молчать или бездействовать — необходимо дать хорошо проработанный и аргументированный богословский ответ для утверждения православной точки зрения и недопущения искажения учения о Церкви. Далее с докладом «Структура Церкви: историческое в неисторическом» выступил кандидат богословия, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии священник Михаил Легеев. Он начал свое сообщение с утверждения о том, что нельзя недооценивать исторический компонент в экклезиологии. По словам священника, история — Божественный план развития человека, в котором Церковь выполняет роль стержня. Она есть постоянно присутствующий результат реализации этого плана, который начинается вместе с историей первых взаимоотношений человека с Богом в Раю. После этого отец Михаил привел мнения нескольких святых отцов (от сщмч. Игнатия Богоносца до блж. Августина Иппонского) о том, как формировалась Церковь, как в разные исторические эпохи понимался вопрос о границах Церкви. Докладчик проиллюстрировал применение святоотеческой мысли на примере собственных концепций устройства Церкви и ее границ, которые, по его мысли, снимают вопросы, возникающие на фоне экклезиологических представлений сщмч. Илариона (Троицкого) и Патриарха Сергия, а также протопресвитера Николая Афанасьева и его последователей. Затем с докладом «Концепции первенства в истории Церкви» выступил кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протодиакон Константин Маркович. Он проанализировал различные Поместные Церкви в разные временные периоды на предмет того, как в них понималось лидирующее положение Предстоятеля, классифицировав сложную историческую динамику этих представлений. Докладчик рассказал о монархии Папы в Риме, восточном папизме рафинированного типа в Константинополе и монархии Христа без земного главы (или наместника), которое исповедуется в Русской Православной Церкви, как об идеях-результатах предшествующих им исторических процессов. Работу второго дня конференции продолжил круглый стол «Историческое и метаисторическое в экклезиологии». В рамках данной темы участники выступлений коснулись предыстории современной экклезиологической проблематики — как в Православной Церкви (у А.С. Хомякова и И.В. Киреевского), так и в западной мысли (у К.Ф. Баура). Однако основной фокус внимания выступлений, как и последующей дискуссии, оказался сосредоточен на проблеме де-историзации экклезиологии и эсхатологического перекоса в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа) и его предшественников. Обсуждалась связь этой проблемы с идеей восточного папизма на богословском уровне. Активную дискуссию вызвал вопрос о значении русской богословской школы для решения актуальных экклезиологических вопросов современности. Завершил второй день конференции круглый стол «Проблема границ Церкви и исторические мегарасколы». Участники круглого стола коснулись отдельных аспектов проблематики границ Церкви, связанных с историческими периодами V-VII веков, X века, а также особенностей расколов второго тысячелетия как особого исторического явления. В докладах и последующем обсуждении темы был затронут широкий контекст полемики о границах Церкви в русском богословии XX века; особое внимание было уделено экклезиологической концепции священника Михаила Легеева, предпринявшего попытку преодоления противоречий этой полемики. Участниками круглого слова была подчеркнута важность созидательной экклезиологической работы сегодня — перехода от критики к формулировкам положительного содержания, учитывающим опыт разных богословских школ. 21 февраля в преддверии открытия конференции состоялось два круглых стола, которые также прошли в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии. Тема первого заседания — «Троический аспект экклезиологии и история». Ученые обсудили, как догматическое понимание бытия Святой Троицы применялось различными богословами для обоснования собственных представлений об устройстве Церкви. Центральное внимание было уделено экклезиологической концепции митрополита Иоанна (Зизиуласа), которая, как отметили участники круглого стола, выстраивается на основании искаженного троического богословия, идущего вразрез с богословием каппадокийских отцов (идеи «сверхипостаси» Отца и конституции Божественной сущности общением Лиц). В ходе обсуждения были сформулированы перспективные направления для дальнейших разработок в этой области, основанные на адекватном применении таких положений каппадокийской мысли, как «монархия Отца», «кинония», «перихоресис», «обладание природой», «отношения Лиц» к области экклезиологии. Оживленную дискуссию также вызвал вопрос о значении троически-экклезиологических разработок протоиерея Думитру Станилоае для современных исследований. Второй круглый стол организаторы посвятили теме «Свобода и необходимость в истории». Секция стала площадкой для обсуждения историософских положений концепций Н.А. Бердяева, А.В. Карташева, протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Сергия Булгакова и протопресвитера Александра Шмемана. Также ученые рассмотрели развитие подходов к моделированию истории в современных богословских концепциях, отметив факторы определенного преемства и развития в подходах отца Сергия Булгакова, архимандрита Софрония (Сахарова) и священника Михаила Легеева; были рассмотрены такие понятия, используемые в различных моделях, как «модальная свобода», «предельные состояния», «серая область», «нарастающая синусоида», «двухвекторный подход». Отдельное внимание было уделено идеям апокатастасиса в современной экклезиологической мысли. В завершение первого дня конференции участники научного мероприятия совершили паломничество в Вырицу. Участники мероприятия положительно отозвались о формате конференции, на которой сначала зачитывались краткие доклады, а потом проходило их обсуждение. По словам исследователей, такой формат сочетает в себе возможность индивидуальных выступлений и глубокую совместную проработку конкретных научных вопросов. Форум состоялся при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 21-011-44069. Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru |