Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 07.03.2021, 02:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2021 » Январь » 29 » В РАМКАХ НАУЧНОГО ЛЕКТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА СОСТОЯЛАСЬ ЛЕКЦИЯ
10:15
В РАМКАХ НАУЧНОГО ЛЕКТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА СОСТОЯЛАСЬ ЛЕКЦИЯ

В рамках научного лектория Российского православного университета состоялась лекция «Православие и консерватизм. Социо-политические и религиозные аспекты консерватизма»

В рамках научного лектория Российского православного университета состоялась лекция «Православие и консерватизм. Социо-политические и религиозные аспекты консерватизма»

29.01.2021

27 января 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Православие и консерватизм. Социо-политические и религиозные аспекты консерватизма» выступил доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета Аркадий Юрьевич Минаков.

А.Ю. Минаков отметил, что русский консерватизм возник как реакция на западный рационализм. В философии консерватизма ключевым является понятие традиции: она «является системообразующей в философии и политической идеологии консерватизма». В первую очередь, в консерватизме «речь идет о позитивных традициях и ценностях, освященных авторитетом предков, древностью, которые обеспечивают эволюционное органическое развитие общества, исключают кровавые революции, радикальные реформы». Ядром традиции является религия, которая «придает смысл истории и отдельной человеческой личности, обеспечивает связь человека с Творцом». Для России религией, оказавшей огромное влияние на складывание государственности, культуры, национального самосознания, стало Православие.

По словам докладчика, «нет ничего более устойчивого в русской истории, чем Церковь — это единственный социальный институт, сохранившийся в продолжение более чем тысячелетия русской истории. Когда перед Россией стояли острые цивилизационные вызовы ее существованию, власть всегда апеллировала к церковной традиции».

Консерватизм исходит из иерархического понимания бытия в целом и общественных отношений в частности. При этом для консерватизма приоритетными являются интересы целого, а не части. В связи с этим в идеале в обществе необходима консервативная элита, которая готова жертвовать собой и «сориентирована на решение общенациональных задач». Для консерватора значимо признание интересов государства: «русский человек с консервативным мироощущением не может не быть государственником». «Идеал мощного иерархического государства постоянно присутствовал в народном сознании с XIV века из-за необходимости вести оборонительные войны и вследствие колоссальных пространств», — заявил А.Ю. Минаков.

Консерватизм противостоит как социалистическим идеологиям, так и либерализму, в основе которых лежат противоположные ценности: атеизм, антитрадиционализм, космополитизм, приоритет интересов индивидуума над интересами государства, культ перемен и революций. По словам аналитика, «неверно было бы называть консерваторов противниками всего нового, как это часто делают оппоненты. Консерваторы выступают лишь против абсолютизации новизны, примата нового перед всем старым. Для консерватизма свойственно благоговейное отношение к бытию, созданному Творцом, и в этом причина неприятия революций».

Сегодня, по мнению А.Ю. Минакова, в русском обществе, пережившем идеологические эксперименты, оказалось подорвано национальное самосознание, традиционная семья и другие ценности. При этом возникает реальная опасность создания цифрового тоталитарного государства, вооруженного либеральной идеологией. Сегодня консерваторы вынуждены отстаивать самого человека как такового. Как недавно подчеркнул Святейший Патриарх Московский и все Руси Кирилл, Церковь предостерегает от использования цифровых технологий в обеспечении контроля над человеческой личностью, заключил А.Ю. Минаков.

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 3 февраля 2021 года. С докладом на тему «Неоязычество и средний класс» выступит Р.В. Шиженский (Калининград).

***

Научный лекторий «Крапивенский 4» социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория — привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Патриархия.ru