Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Главная » 2020 » Январь » 27 » В.Р. ЛЕГОЙДА: "НАСТОЯЩИЙ ПРАЗДНИК - ЭТО КОГДА ТЫ С ТЕМ, КОМУ ТЯЖЕЛО"
10:15
В.Р. ЛЕГОЙДА: "НАСТОЯЩИЙ ПРАЗДНИК - ЭТО КОГДА ТЫ С ТЕМ, КОМУ ТЯЖЕЛО"

В.Р. Легойда: «Настоящий праздник — это когда ты с тем, кому тяжело»

В.Р. Легойда: «Настоящий праздник — это когда ты с тем, кому тяжело»

27.01.2020

Интервью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды «Аргументам и фактам».

— Владимир Романович, давайте подведем итоги прошлого года. Каковы в нем для Церкви главные события?

— Не буду оригинальным: конечно, это воссоединение западноевропейских приходов русской традиции с нашей Церковью. Напомню, те верующие люди, которые были вынуждены покинуть Россию в результате революции и Гражданской войны, разделились на три части. Одна часть сохраняла верность Московскому Патриархату. Вторая — образовала Русскую Зарубежную Церковь. А третья часть — небольшая, но интеллектуально очень значимая, с центром в Париже — создала архиепископию, которая почти все свое время была в юрисдикции Константинополя. Притом что даже люди, которые ее создавали, мечтали и надеялись, что придет время и они воссоединятся с Русской Церковью. И вот это время пришло. Да, архиепископия сегодня совсем другая. Ее сегодняшние прихожане не только потомки русских эмигрантов, там есть и французы, и англичане, и немцы.

Это, конечно, самое значимое событие в 2019 году. Потому что наконец поставлена точка в церковных разделениях, которые возникли в результате революции и Гражданской войны. А поскольку это касается всей нашей страны, это воссоединение имеет не только общецерковное, но и гражданское измерение.

— А еще?

— Конечно, ситуация на Украине, которая не только отразилась на жизни верующих внутри этой страны, но и вызвала кризис в межправославных отношениях. И не только в двусторонних отношениях Москвы и Константинополя. Но и внутри Элладской Церкви, Александрийской Церкви... Несмотря на все попытки Русской Православной Церкви решить этот вопрос, пока это не удается. И я думаю, что в наступившем году тема межправославных отношений будет одной из главных в церковной повестке.

— История не терпит сослагательного наклонения, но можно ли было предотвратить нынешнюю ситуацию на Украине?

— Действительно, не терпит. И мы можем сейчас спекулировать: а если бы мы сделали так, а вот они бы сделали так... Но это же невозможно проверить. Мне кажется, что Русская Православная Церковь сделала все что могла, чтобы не допустить углубления раскола на Украине и осложнения межправославных отношений.

Напомню, что 31 августа 2018 года Патриарх Кирилл даже поехал в Стамбул, предполагая, что, возможно, у Патриарха Варфоломея нет полной информации о ситуации на Украине. Несмотря на нюансы протокола, Предстоятель Русской Церкви сам отправился в Стамбул, чтобы в личной беседе рассказать Патриарху Варфоломею, что происходит и каковы могут быть последствия его неосторожных действий на Украине. Правота нашего Патриарха была подтверждена последующим развитием событий. Президент Порошенко уверял Варфоломея, что, как только будет создана новая церковная структура, в нее тут же перейдет чуть ли не половина епископата канонической Церкви. А в действительности из 92 архиереев перешли только 2.

— По итогам 2019 года число приходов канонической Православной Церкви на территории Украины выросло, причем заметно. За счет чего?

— Сталь закаляется в огне. На первый взгляд, парадоксально, но так часто бывало в истории Церкви: когда ситуация становится сложной, это приводит к сплочению верующих. Действия украинской власти послужили в том числе сплочению Украинской Православной Церкви вокруг своего Предстоятеля, митрополита Онуфрия. Церковь в этой сложной ситуации продемонстрировала верность Христу и Евангелию. Архиереи не ушли в искусственно созданную новую структуру, несмотря на то, что давление со стороны власти было колоссальное: многих священников неоднократно вызывали в Службу безопасности Украины. Но верующие выстояли. Стали открываться новые приходы, в том числе и взамен тех, которые были силой отобраны. Кстати сказать, это должно нас заставить внимательнее посмотреть на ситуацию в России. В том смысле, что с точки зрения отношений с властью она сегодня сегодня чрезвычайно благоприятная. Но это не повод для успокоения или расслабления. Здесь верующим людям важно сохранять внутреннее внимание, ни в коем случае духовно не расслабляться.

— 4 года назад произошла историческая встреча Патриарха Кирилла с Папой на Кубе. И что? Какое развитие она должна была иметь?

— Очень важный вопрос. Та встреча на Кубе не была частью двусторонней повестки. То есть ее содержанием являлись не отношения православных и католиков. Основной причиной и содержанием встречи была ситуация с христианами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Ближний Восток всегда был, как бы сейчас сказали, местом турбулентности. Но никогда христиан не вынуждали так массово покидать землю, где они веками жили. Патриарха и Папу волновала защита христиан: не только католиков или православных, а представителей всех христианских исповеданий, проживающих в этом регионе. Именно встреча Патриарха и Папы жестко обозначила проблему гонений на христиан, геноцида христиан. До этого на различных международных площадках предпочитали говорить, что в происходящих конфликтах страдают разные люди, в том числе и христиане. Эта встреча сделала невозможным отрицание фактов преследования христиан именно за их веру в нашем «просвещенном и гуманном» XXI веке.

— А столь ли гладка ситуация внутри нашей страны? В 2019 году была неприятная история в Екатеринбурге, где жители вышли на митинги против строительства храма. Не является ли это нехорошим звонком для Церкви и для понимания того, что ее вклад иногда чрезмерен?

— Я думаю, это является нехорошим звонком для всех. Потому что, если люди выходят против строительства храма, это в принципе очень тревожно. Свято место, как известно, пусто не бывает. Не будет построен храм, а что вместо него? Торговый центр? Офисное здание? Каким будет лицо нашей страны через 30, 40, 50 лет? Чем мы хотим, чтобы была застроена наша земля? Это первый момент — очень важный.

Второй момент заключается в том, что здесь существует некая медийная подмена при подаче материала: протестовавшие выступали все-таки не против храма как такового, а против места, предложенного властями города для строительства. В конечном же итоге нашли другое место, прошли очередные слушания, и оно не вызывает вопросов.

Третий момент: прошли уже те времена, когда можно было диктовать гражданам, что будет вот так. Мы пришли к сознательному гражданскому обществу. Человек резко выступает против, если чувствует опасность того, что его мнение проигнорировано. Вот только очень часто к таким протестам, как это было в Екатеринбурге или в Питере с Исаакиевским собором, присоединяются политические силы, которые хотят использовать, разыграть религиозную карту.

У меня по следам ситуации в Екатеринбурге часто спрашивали: а кто проиграл, кто победил? Увы, мы все проиграли: нельзя в таких ситуациях делиться на победителей и побежденных, это путь в никуда.

— В Голландии, стране очень религиозной, в здании храма — книжный магазин. А может, это нормально?

— Нормальный — соответствующий норме. Норма, когда в храме молятся, остальное — уже не норма.

Христиане на многие вещи в мире смотрят не так, как смотрит современный человек. И ваш вопрос, если его поставить именно таким образом, находится в другой системе ценностей, внехристианской. О чем идет речь? Религия определяет абсолютные критерии добра и зла. Ведь если человеку кажется, что ну какая разница, если уж есть здание, ну нет там храма, пусть будет там книжный магазин, ресторан, казино, чего пропадать площадям... Очень опасно перестать различать фундаментальные для человеческой культуры вещи. Федор Михайлович Достоевский был гений, поэтому он выразил эту мысль кратко: если Бога нет, то все позволено. Если Бога нет, то можно в храмах продавать книги, а можно — водку или открыть казино (и такие случаи бывали, к сожалению). Если Бога нет, можно узаконить однополые браки, а можно — педофилию. Почему нет?

— Недавно опять в некоторых СМИ и соцсетях стали обсуждать, что личное состояние Патриарха — 4 млрд долларов. Что скажете?

— Да, в праздники нечисть корежит. Эти вбросы появляются регулярно, именно когда против Церкви уже нечего сказать. Увы, вбрасывающий это не несет никакой ответственности. Оставляю это на совести редакций тех СМИ, которые в нарушение всех писаных и неписаных законов журналисткой этики и профессионализма допускают такие голословные публикации, прекрасно понимая, что это никак не подтвердить никакими данными, но также и то, что Патриарх не станет предъявлять им претензии, не будет выяснять отношения с редакцией, позволившей себе написать такую чушь. Рассчитывая, кстати сказать, в том числе и на то, что люди сегодня некритически воспринимают информацию. Иными словами, наверняка найдутся те, кто поверит в такую ерунду.

Я вот, скажем, недавно прочитал где-то, что, оказывается, у меня есть дом или квартира, уже не помню, в Испании. Очень хочу найти автора публикации, чтобы он мне сказал адрес: пойду и потребую свою собственность... Ну вот зачем люди пишут такую чушь?

— В недавнем послании президента говорилось про демографические проблемы. Церковь всегда на страже семьи. Материальная сторона — дело государства. А вот как морально простимулировать рожать?

— Это было послание ценностей, хотя в нем было и много важных цифр, много конкретики. И все-таки для меня самым главным в этом послании было то, что президент говорил о ценностях, о семье, об образовании как единстве обучения и воспитания, о том, ради чего будут жить наши дети и внуки. Это чрезвычайно важно.

Важен и материальный стимул, и моральный, конечно. Целью семьи является любовь. И дети — это естественный, закономерный плод любви. Когда любящие друг друга люди именно так воспринимают семью, никакого иного специального «морального стимула» даже не нужно. Как можно откладывать эту радость, этот плод любви, «на потом»? Скажу больше: порой и материального не нужно. Но важно! Важно здесь уже самому государству поддержать семьи, многодетные семьи, чтобы они могли достойно растить своих детей. Поэтому очень важно, что президент в послании связал величие страны с достойной жизнью ее граждан. Это слова не просто высшего государственного чиновника, но лидера нации.

— Январь — время загадывания желаний и осуществления добрых дел. Добрые дела Церкви известны. А какие у нее желания?

— Я думаю, здесь совпадает одно с другим. На Рождество Святейший Патриарх побывал в детской клинической больнице святого Владимира. Это для Предстоятеля уже традиция: он всегда на Рождество и на Пасху обязательно посещает либо больницу, либо другое социальное заведение. Не только в эти праздники, конечно, но в такие дни — обязательно.

Конечно, и здесь найдется кто-то, кто скажет: зачем совершать добрые дела под прицелом камер? Но ведь практически вся жизнь Патриарха проходит под камерами. И в этом случае Патриарх сознательно идет на то, что кто-то и здесь умудрится найти негатив: в посещении больницы, в приходе к тем, кому тяжело и кто всегда очень рад видеть Патриарха. Ведь для миллионов людей это очень важно: увидеть своего Патриарха, увидеть священников, услышать слова поддержки и утешения.

В больнице я смотрел в глаза мамочек с детками и думал: желания Церкви совпадают с добрыми делами. Потому что Христос в Евангелии говорит, что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Самому послужить. Нужно постоянно держать в голове людей, которые сейчас страдают. У Достоевского есть знаменитый рассказ «Мальчик у Христа на елке», где бедный мальчик в Рождество замерзает на улице, глядя на елку с играющими детьми в доме. Погибший мальчик оказывается на елке Христовой вместе с другими бедными детьми, которые оказались никому, кроме Христа, не нужны. Нравственный смысл этого рассказа — умерший ребенок с Христом встретился, а вот все те, кто мальчику не помог, прошли не только мимо замерзающего ребенка: они прошли мимо Христа. Поэтому настоящий религиозный праздник — это не когда ты сел за рождественский стол, а когда ты посетил того, кому тяжело. Именно это для христианина неотъемлемая часть встречи праздника.

Беседовала Юлия Тутина

«Аргументы и факты»/Патриархия.ru