Приветствую Вас Гость!
Вторник, 21.01.2020, 21:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Главная » 2019 » Декабрь » 19 » В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ "ТРИ ВЕКА ЦЕРКОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
10:17
В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ "ТРИ ВЕКА ЦЕРКОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

В Казанском соборе Северной столицы прошла конференция «Три века церковного строительства в Санкт-Петербурге»

В Казанском соборе Северной столицы прошла конференция «Три века церковного строительства в Санкт-Петербурге»

19.12.2019

16 декабря 2019 года в крипте Казанского собора прошла конференция «Три века церковного строительства в Санкт-Петербурге», приуроченная к юбилеям известных зодчих Андрея Воронихина, Константина Тона и Андрея Аплаксина. В конференции приняли участие представители администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской епархии, Горного института, Академии художеств, ведущие архитекторы и строители города.

С приветствиями выступили председатель приходского собрания Казанского собора протоиерей Александр Пашков, начальник городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергей Макаров.

Вели конференцию настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице иерей Артемий Наумов и первый заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев.

Было зачитано обращение ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана. «На протяжении истории наши благочестивые предки вносили свою лепту в красоту храмового зодчества, а талантливые художники создавали его архитектурный облик, — сказано, в частности, в приветствии. — Санкт-Петербург как столица Российской империи блистала настоящим многообразием архитектурных шедевров и творческого стиля, о чем свидетельствует величественный собор, в котором проходит сегодняшнее мероприятие. Грандиозные дворцы, величественные храмы, одетые в гранит каналы и благолепные проспекты — все это показывает, насколько каждый человек одарен Богом. Осознанно или нет, мы стремимся украшать свою жизнь, создавать нечто прекрасное. Восхитительно, что на этом пути человеку дана широкая возможность для собственного творчества, в котором он находит себя».

Владыка Силуан отметил, что внутренний мир человека наполнен различными стремлениями. Церковное искусство — нравственное, оно заключает в себе божественные смыслы. В церковном здании все направлено на то, чтобы вывести человека из «бытового безразличия», чтобы он осознал, ради Кого создана вся эта красота: храм — это памятник Богу, Его спасительному подвигу.

В ходе конференции большое внимание было уделено истории передачи Казанского собора Церкви. Как известно, в главном соборе города на протяжении 68 лет находился Музей истории религии и атеизма.

«В крипте Казанского собора располагался склад с церковной утварью, иконами, святынями, мощами, которые предполагалось выбросить за ненадобностью. Архитектору Аркадию Соколову поручили разобрать складские помещения собора. Именно тогда он нашел чудесным образом мощи Серафима Саровского, которые находились в каком-то ящике. Мощи были тайно закопаны им под фундаментом собора в черной ткани. Первый мэр города Анатолий Собчак подписал указ о возвращении собора Русской Православной Церкви в 1991 году, именно тогда были вновь обретены мощи», — рассказал Александр Леонтьев.

В докладе «Русское церковное искусство и его современные задачи: 1911-2019» кандидат искусствоведения профессор Алексей Белоножкин рассказал о творческом пути архитектора Андрея Аплаксина — последнего в ХХ веке епархиального архитектора Санкт-Петербургской епархии. Он занимался реставрацией Казанского и Сампсониевского соборов, построил десятки храмов, был одним из виднейших представителей неорусского стиля.

Участники конференции обсудили возможность воссоздания Андреевского собора в Кронштадте, который был разрушен в 1932 году: «Восстановление собора является важным шагом для сохранения исторической среды города. Именно в Андреевском соборе служил святой Иоанн Кронштадтский на протяжении 52 лет. Кронштадт на сегодня — один из центров духовной жизни Санкт-Петербурга, в Морском соборе ежедневно молится большое количество прихожан, а значит, здесь есть нужда в строительстве еще одного храма», — сказал вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин.

Об особенностях иконостаса и живописного убранства храма святителя Петра на Роменской улице рассказала доцент кафедры русского искусства Академии художеств Светлана Большакова. О возможности установки памятной доски Андрею Воронихину и о реставрации надгробия Андрея Аплаксина поведал архитектор Кирилл Яковлев. О восстановлении исторического облика Благовещенской площади рассказал в своем сообщении главный архитектор мастерской «АМЦ-Проект» Сергей Цыцын.

Для участников конференции была проведена экскурсия по собору, они посетили недавно отреставрированный нижний храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

После перерыва конференция продолжилась. Прозвучали доклады о святынях Невского края, о проектировании, строительстве и реставрации храмов в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru