Приветствую Вас Гость!
Пятница, 27.12.2024, 01:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Архив записей

Главная » 2018 » Февраль » 9 » В ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МОНАСТЫРЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ "МОНАШЕСТВО В ИСТОРИИ"
10:06
В ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МОНАСТЫРЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ "МОНАШЕСТВО В ИСТОРИИ"

В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошла конференция «Монашество в истории»

В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошла конференция «Монашество в истории»

09.02.2018 

6 февраля 2018 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы прошла научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях».

Конференция, которую теперь можно назвать традиционной (первое такое представительное научное собрание состоялось в обители ровно год назад), проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и является частью монастырского просветительского проекта, объединяющего представителей духовной и светской науки, а также иночество, желающее глубже изучить ряд богословских дисциплин и историю христианского аскетизма. В данный проект входят занятия на курсах дополнительного образования для монашествующих и успешно действующий сайт «Монашество в истории».

Молебен перед началом работы конференции отслужил в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи клирик обители иерей Николай Лызлов.

От имени председателя оргкомитета конференции, настоятельницы Иоанно-Предтеченского монастыря игумении Афанасии (Грошевой) участников и гостей приветствовала заместитель председателя монахиня Анувия (Виноградова).

К собравшимся обратился научный куратор конференции кандидат исторических наук О.А. Родионов, который напомнил, что данная встреча не единственное мероприятие проекта «Монашество в истории»: в прошедшем году состоялось несколько семинаров, в том числе вызвавший большой интерес цикл лекций священника Михаила Желтова об истории чинов монашеского пострига. Проект открыт для всех желающих поделиться результатами своих исследований и обсудить различные аспекты изучения темы, сказал О.А. Родионов.

Утреннее заседание открылось докладом «Монастырь или келия? К вопросу о статусе пещерных обителей в Горном Крыму» А.Ю. Виноградова, кандидата исторических наук, доцента, старшего научного сотрудника Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Задачей данного сообщения, по словам самого автора, было привлечение внимания к проблеме исследования комплексов древних пещерных сооружений, которых в Крыму насчитывается около тридцати. Одним из главных вопросов является определение их статуса: все ли они имеют монастырскую принадлежность, какой тип устроения монашеской жизни представляют и т.п. Ответы на эти вопросы порой приходится находить в экстремальной ситуации с применением альпинистских навыков: именно так был найден пещерный храм, расположенный в монашеской келии на Загайтанской скале (Инкерман), а под его фресками почти случайно открыта уникальная строительная надпись, позволившая узнать дату постройки (1303 г.), посвящение храма Николаю Чудотворцу и иные важные исторические сведения.

М.В. Бибиков, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, заведующий Центром истории Византии и восточнохристианской культуры ИВИ РАН, в докладе «Жития преподобного Антония Печерского в греческой традиции» подробно раскрыл содержание шести имеющихся на Святой Горе Афон списков монументального историографического труда «Афониада» ― в части сведений о родоначальнике русского монашества преподобном Антонии Киево-Печерском. Докладчик напомнил аудитории о многочисленных легендах, связанных с пребыванием преподобного на Афоне, рассказал о сотрудничестве и фактически соавторстве создателя «Афониады» греческого монаха Иакова (Неаскитиота) (1790-е гг. ― 1869) и ученого схимонаха Пантелеимонова Русского монастыря Азарии (Попцова). Тексты Жития преподобного Антония можно с полным правом считать плодом афонской многонациональной традиции, сказал в заключение своего выступления М.В. Бибиков.

А.Б. Ванькова, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИВИ РАН, представила вниманию слушателей материалы проводимого ею в данное время исследования, которое основывается на сравнительно недавно изданном пятитомном собрании переводов всех дошедших до нас монастырских типиконов (Byzantine Monastic foundation documents. Washington, 2000). В докладе «Византийское законодательство и типики о выборе игумена» автор описала зафиксированные в типиконах различные практики назначения и выбора игумена/игумении монастыря, включающие назначение преемника самим игуменом перед смертью, назначение настоятеля обители ее ктитором и его законными наследниками, назначение Священноначалием, а также отличавшееся многими нюансами избрание руководителя путем голосования братии. Исследование монастырских книжных памятников продолжается, и автор пообещала в ближайшем будущем познакомить аудиторию с вновь найденными фактами.

А.Ю. Никифорова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына, в докладе «Монастырский и кафедральный чины умовения ног в византийском богослужении» описала этапы формирования и развития древнего церковного чина, который в прошлом отличался широким повсеместным употреблением. Проанализировав чин с точки зрения монастырской и кафедральной литургической практики, автор сделала вывод, что действо, совершающееся ныне в Великий Четверг в кафедральных соборах, имеет явно прослеживающуюся преемственность от древнего иерусалимского чина (VI-VII вв.), а также более позднего (Х в.), характерного, в частности, для Лавры прп. Саввы Освященного в Константинополе.

Игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, заведующий Греко-латинским кабинетом и Академической библиотекой МДА, познакомил слушателей с оригинальным исследованием термина «удаление» (αναχω'ρησις) в греческой христианской литературе с точки зрения его значения для монашеской традиции.

Термин «удаление», понимаемый как отречение от мира при вступлении в монашество, стал использоваться с IV века. На множестве примеров из святоотеческих текстов отец Дионисий убедительно показал, что в большинстве случаев он синонимичен понятию «безмолвие» и указывает на образ жизни монаха, избравшего уединенные подвиги. Докладчик особо отметил, что святые отцы различали внутреннее и внешнее «удаление» с очевидным приоритетом внутреннего, обеспечивающего сосредоточение на духовной борьбе со страстями. «Удаление» в монашеской традиции всегда может быть интерпретировано шире как один из важных принципов строгой христианской жизни, стремящейся к совершенству. Изучение данного слова в широком контексте позволит пополнить терминологический аппарат по истории монашества, сделал вывод игумен Дионисий.

Диакон Александр Занемонец, кандидат исторических наук, клирик храма Воскресения Христова (Гроба Господня), Иерусалимский Патриархат, преподаватель Хайфского университета (Израиль), представил доклад «Русское монашество на Святой Земле». Отец Александр, отметив сравнительно малую изученность данной темы, подчеркнул ее главную особенность: присутствие русского монашества на Святой Земле изначально было связано с паломничеством. Впервые русские монахи появились в иерусалимских пределах во времена первых крестовых походов. О существовании в Иерусалиме русской монашеской общины свидетельствует Житие прп. княгини Евфросинии Полоцкой и некоторые другие исторические факты. Докладчик подробно рассказал о периоде расцвета монашеской жизни в связи с деятельностью Русской миссии, начавшейся в середине XIX века, о разнообразии, которое приобрела эта жизнь в ХХ столетии с возникновением Церкви Русского Зарубежья.

После перерыва конференция продолжилась выступлением иеромонаха Далмата (Юдина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сотрудника кафедры филологии Московской духовной академии. Иеромонах Далмат известен своими исследованиями книжной традиции, ставшей источником ранних печатных изданий с текстами для частного молитвенного обихода (келейных молитвенных последований). Автор несколько скорректировал заявленную тему своего доклада «Источники монашеской славянской книжности XIII-XV вв. по истории чина молитв перед сном», сосредоточившись на роли святителя Кирилла Туровского (1130 ― ок. 1182), замечательного древнерусского гимнографа, мыслителя и проповедника, в формировании последования вечерних келейных молитв. Основываясь на известном памятнике ― Ярославском часослове XIII века, ― привлекая сведения из славянских рукописей библиотеки монастыря св. Екатерины на Синае, отец Далмат выделил характерные особенности авторского стиля святителя Кирилла и показал, что выдающийся книжник не только дополнил, но и творчески переработал молитвословия, прочно вошедшие впоследствии в обиход как часть православного келейного правила.

А.В. Муравьев, кандидат исторических наук, руководитель Ближневосточной секции Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ИВИ РАН, посвятил свой доклад «Христианские монахи и монашество в историографии раннего ислама и пророка Мухаммеда» теме монашеского влияния на первоначальную проповедь пророка Мухаммеда. Ученый познакомил аудиторию с исламским преданием о некоем монахе, провидчески узревшем в юном Мухаммеде великого пророка. На основе лингвистического анализа слов, обозначающих этого монаха, автор высказал предположения, к какому типу подвижников мог принадлежать данный персонаж. Попутно исследователь сообщил слушателям многие интересные факты о связи раннего слоя коранического предания с христианскими понятиями и шире ― о взаимоотношениях начального ислама с христианством.

Доклад «Преподобные преемники святых игуменов Древней Руси» М.К. Кузьминой, кандидата филологических наук, преподавателя Елизаветинской гимназии, привлек внимание к тому факту, что при достаточной изученности канона преподобнического жития многие составляющие его мотивы и нюансы описаны весьма неполно. Автор сосредоточила внимание на одном из таких мотивов ― отношениях преемственности между преподобным и его любимым учеником, еще не достигшим зрелого возраста. В пример были приведены прпп. Сергий и Никон Радонежские, Савва Сторожевский; Дионисий и Макарий Глушицкие, Варлаам Хутынский и Антоний Дымский, Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Особо докладчица отметила случаи «заочного» ученичества между подвижниками, далеко отстоящими друг от друга во времени, на примере прпп. Адриана и Корнилия Комельских, а также Корнилия Комельского и Кирилла Белозерского. Последние факты попутно доказывают, насколько высок был на Руси авторитет основателей монастырей, сказала в заключение М.К. Кузьмина.

Затем перед слушателями конференции выступил Д.Г. Давиденко, кандидат исторических наук, научный консультант по архивам московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. Докладчик познакомил присутствующих с результатами своей работы по поиску, систематизации и изданию документов о возобновлении иноческой жизни в Ивановском монастыре во второй половине XIX века; документы находятся ныне в собрании Центрального государственного архива Москвы (фонды монастыря и Московской духовной консистории). Исследователь описал живую, полную интересных подробностей и не лишенную драматизма историю воссоздания обители, подчеркнув, что на Ивановский монастырь были возложены особые задачи: он стал первой женской общежительной обителью Москвы, своего рода примером. Неслучайно Иоанно-Предтеченские игумении назначались затем в другие монастыри, где предполагалось введение общежитийного устава. Д.Г. Давиденко также сообщил, что после издания первого тома документов планируется второй с материалами, охватывающими период с 1910 по 1914 год. В обсуждении доклада приняли участие сестры обители, которые задали вопросы докладчику и сделали ряд существенных дополнений к его рассказу.

Научный куратор конференции, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель ПСТГУ О.А. Родионов представил вниманию слушателей доклад «Учение преподобного Каллиста Ангеликуда о монашеском послушании». Личность византийского богослова XIV века, выдающегося представителя исихазма Каллиста Ангеликуда до сих пор недостаточно известна исследователям по многим причинам, в числе которых и географическая удаленность монастыря, где подвизался преподобный (Катафиги́ близ крепости Меленикон (Μελένικον) в Греческой Македонии, ныне Болгарии), и путаница с его именем в рукописной традиции, а также отсутствие изданий основных текстов, плохое состояние рукописей. Немаловажное обстоятельство ― стилистическая сложность творений богослова, носящих высокий созерцательный характер. О.А. Родионов поставил задачу познакомить аудиторию с фрагментом «Исихастского утешения» прп. Каллиста, а именно с гимном, озаглавленным «Песнь брачного чертога Господу Жениху очищенной Души Иисусу Христу, Сыну Бога ― Отца нашего по благодати». Данный текст не опубликован пока даже в греческом оригинале, перевод сделан автором доклада. Гимн написан в форме диалога между Женихом Христом и невестой Душой. В нем затронута тема так называемых начальных добродетелей: достижения чистоты, послушания, смирения, жительства «по совету».

Доклад «Сирийское монашество и "несторианизация" Церкви Востока» Е.А. Заболотного, кандидата исторических наук, преподавателя МГУ и ПСТГУ, затронул тему, до сих пор являющуюся дискуссионной. Долгое время среди исследователей господствовало мнение, что «несторианизация» Церкви Востока началась при Нарсае (ок. 399 ― после 502), учение Нестория было принято на Соборе 486 года, окончательно же процесс завершился благодаря Баваю Великому (ок. 550 ― после 628). Также существует утверждение, что Нарсай следовал учению не Нестория, а Феодора Мопсуестийского. Некоторые же вообще исключают факт «несторианизации» в период V-VII веков. Е.А. Заболотный привел свидетельства того, что в реальности в Церкви Востока в данный период существовало несколько вероучительных направлений. «Несторианизация» первоначально центрировалась вокруг богословских школ и лишь позднее затронула монастыри. Только Бавай Великий объединил две традиции несторианского богословия ― школьную и монашескую, но произошло это уже на рубеже VI-VII веков.

Профессор Университета В. де Поля (Чикаго, США). А.М. Сиверцев в докладе «Скрытые мессии и скрытые святые в иудейской и христианской литературе поздней античности» познакомил аудиторию с содержанием текстов из книги Зоровавеля, еврейского эсхатологического сочинения начала VII века, и произведения Иоанна Руфа, епископа Маюмского, монофизитского писателя, жившего на столетие раньше. Тексты имеют отчетливо выраженные параллели. Задачей ученого на данный момент было привлечение внимания к этому факту, предполагающему дальнейшее изучение.

А.А. Королев, кандидат культурологии, сотрудник ИВИ РАН и ЦНЦ «Православная энциклопедия», сделал доклад на тему «Святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский, и женское монашество в Риме». Основанием для исследования данной темы послужила переписка святителя Григория ― около двухсот сохранившихся писем, ― где святитель обсуждает многие вопросы современного ему монашества. Время правления Папы Григория (конец VI ― начало VII столетия) характеризовалось широким распространением разных типов монашеской жизни. Для женского монашества в Риме, в частности, были приняты формы небольших «домашних» общин, создаваемых благочестивыми мирянками, но одновременно при храмах существовали общежительные обители с гораздо более регламентированным внутренним устройством. Судя по письмам, святитель Григорий уделял немало внимания налаживанию правильной жизни монахинь, при том что в его правление из-за политической нестабильности в Италии число женщин-инокинь в Риме умножилось до трех тысяч.

В завершение конференции с докладом «Образ наставника и учителя в латинской традиции раннего и высокого Средневековья» выступила  И.С. Редькова, кандидат исторических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). Автор обратила внимание аудитории на один из парадоксов средневекового монашества: недоверчивое и даже открыто негативное отношение к фигуре учителя, восприятие его статуса как опасного для духовного состояния, и одновременно развитие монастырей как главных очагов распространения знаний в ту эпоху. Средневековая система образования, выросшая из античной традиции, постепенно дистанцировалась от нее, перенося акцент с воспитания гражданина на воспитание христианина, главным и по большому счету единственным Учителем которого является Господь Иисус Христос.

Следует отметить, что слушатели конференции активно участвовали в обсуждении представленных докладов, между выступавшими и аудиторией нередко возникал содержательный диалог.

Подводя итоги состоявшегося мероприятия, О.А. Родионов сообщил, что руководители проекта «Монашество в истории» планируют издание научного сборника по материалам докладов двух конференций 2017 и 2018 годов.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru