Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 20:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Главная » 2021 » Ноябрь » 17 » СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ И ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
10:10
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ И ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Святейший Патриарх Кирилл и духовное образование

Святейший Патриарх Кирилл и духовное образование

17.11.2021

Председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов рассказывает о роли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в деле становления современного духовного образования и о роли образования в жизни Предстоятеля Русской Православной Церкви. Публикация подготовлена к 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла. 

Церковь пребывает одновременно на земле и на небе, преодолевая ограничения времени и пространства утверждая вечное в настоящем. Это происходит благодаря дарам Духа Святого. Такие дары щедро даются верным чадам Церкви даже в самом начале их духовной жизни. Эта легкость получения не должна обманывать нас, не должна преуменьшать их ценность. Необходимо всегда помнить притчу о талантах, и ревность в их приумножении есть выполнение воли Божией. Получив дары от Господа, мы должны посвятить всю свою жизнь их осмыслению, бережному хранению и творческому приумножению. Сколь велика ответственность тех, кто выбрал путь научения других бережному отношению и приумножению бесценных духовных богатств.

Призвание к научению издревле является долгом священника, для чего священника нужно научить самого, для этого и существует духовное образование. Через изучение духовного наследия созидается церковное будущее, все, что посеяно на ниве образования, взойдет и даст плоды, посему велика ответственность и цена ошибок в этом сложном и благодатном послушании. Духовное образование — это не просто интеллектуальная подготовка, это духовное возрастание, это послушание, из которого возрастает пастырство будущего священнослужителя. Как сказал об этом сам Святейший Патриарх: «Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в наших духовных школах. Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек не овладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря»[1].

Эти слова в полной мере отражают личный духовный опыт Патриарха. Долг пастыря — учить народ Божий, долг Патриарха — учить пастырей, а чтобы достойно исполнить призвание к научению ему нужно было сначала пройти школу ученичества самому.

Семья

Семья всегда была тем фундаментом, на котором строится здание жизни человека. В семье Святейшего сложилась уникальная атмосфера, сочетавшая священническое и педагогическое служение. Дед и отец — священники, мама — преподаватель. Дед Патриарха боролся с обновленчеством, почти тридцать лет провел в заключении, стал диаконом в 71 год, сан священника принял в 72. Отец учился на Высших богословских курсах и конспекты лекций, которые он вел, послужили основным вещественным доказательством для ареста и осуждения. Пережил блокаду, воевал. Сразу после войны принял решение стать священником, закончил семинарию и академию, в возрасте 63 лет защитил диссертацию на звание кандидата богословия. Крепость в вере, любовь к знаниям, ответственность и трудолюбие унаследовали все дети: брат — священник, профессор, сестра — проректор, заведующая регентским отделением СПбДА.

Сам Патриарх вспоминает о том времени так: «Я всегда хотел быть священником, не помню того времени, когда бы я не хотел быть священником. ... Жили мы тогда очень бедно: помимо совсем маленькой комнатки, где находились книги отца и его письменный стол, у нас была одна 19-метровая жилая комната на Васильевском острове (на пять человек семьи)[2]. Бедность, теснота — но для книг выделено особое место, к ним особое отношение. Именно такие незаметные детали семейного уклада формируют характер и жизненные цели. Особо почитался в семье святой праведный о. Иоанн Кронштадтский. Можно сказать, что его наставление учащимся было воплощено в жизнь Патриархом Кириллом. «Всякою наукой дорожите, всякую науку любите, потому что всякую науку открыл людям Господь Бог, Источник разума и премудрости. Учитесь охотно и прилежно. Когда будет вам трудно или скучно, обращайтесь смело с верою к Господу Иисусу Христу, любящему вас, и Он тотчас поможет вам. Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку»[3].

Образование

У каждого возраста свой путь и способ познания Истины, Бога. Школьные годы — возраст исканий и вопрошаний, возраст в котором пылкость убеждений и пытливость ума компенсируют недостаток опыта. Мальчику Володе Гундяеву выпал особый путь, его школьные годы пришлись на время так называемых хрущевских гонений. Детям из семей верующих было сложно, особенно это касалось семей священников. Верующий ребенок постоянно был под давлением учителей, администрации, а часто и самих школьников. Если человек отказывался идти по общему идеологическому маршруту октябренок — пионер — комсомолец, то становился изгоем, жизнь превращалась в испытание веры. По воспоминаниям Патриарха, он шел в школу как на Голгофу: «...меня вызывали на педсоветы, на диспуты с преподавателями и учениками, и я всегда побеждал, потому что в советское время наши учителя к таким диспутам были не готовы, а я старался быть готовым»[4].

Такая «школа» противостояния воспитала характер и сформировала отношение к знаниям, неотъемлемой частью такого образования становится самообразование, возникает потребность много читать, видеть проблему с разных сторон, быстро находить ключевой вопрос. Впоследствии Святейший будет требовать этого от всех, кто трудится рядом с ним, ибо «образование — это способность человека постоянно учиться, постоянно возрастать ... Когда мысль не движется, она начинает костенеть, а закостенелая голова не способна производить ничего такого, что могло бы увлекать людей»[5].

К школьным проблемам добавились проблемы материальные, на смену репрессиям пришло экономическое давление, и чтобы помочь родителям, Владимир после 8 класса поступил на работу в геологическую экспедицию, одновременно обучаясь в вечерней школе. Впоследствии Патриарх с теплотой вспоминал эти годы, в суровом быту экспедиций перед ним открылся трезвый взгляд на научную отвлеченность.

Значение светского образования он понял уже тогда и решил продолжить обучение в университете, а потом посвятить себя церковному служению. Но тут вмешался старший брат Николай, он организовал судьбоносную встречу будущего Патриарха с митрополитом Никодимом (Ротовым), который определил и путь обучения и путь жизни: «Священников мало…Поступай-ка ты сразу в семинарию»[6].

В безбожное время поступление в семинарию требовало особой решимости, оно приводило к разрыву с миром, отказу от очень многого, стремление к Истине становилось жертвой. Выбор был сделан, и в 1965 г. 18-летний Владимир Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Ректором в то время был профессор протоиерей Михаил Сперанский, ученик Н.Н. Глубоковского.

Это были разгар хрущевских гонений, уничтожение духовного образования было одной из первостепенных задач: «Семинарию и академию готовили к закрытию. Осуществлялся довольно жесткий отбор студентов. Делалось это при активном вмешательстве властей. И начиная с 1960 г. в семинарию брали очень мало слушателей. Причем принимали людей очень низкого интеллектуального уровня, и чаще всего душевнобольных. А те, кто уже учился в академии и заканчивал ее, это были молодые, здоровые, симпатичные, достаточно развитые люди. И эта граница воспринималась мною видимым образом. Входишь, бывало, на трапезу, за столами «гудят» полные академические курсы: четвертый, третий, второй. Первый — уже поменьше. А за семинарскими столами — мрак и уныние»[7].

Через год способный семинарист становится секретарем митрополита Никодима (Ротова), что потребовало ускоренного усвоения учебной программы, тут и пригодились навыки самостоятельной работы и любовь к чтению, в итоге восьмилетний курс обучения был пройден за четыре года.

Митрополит Никодим становится примером и наставником для молодого человека. Как вспоминал потом Святейший, «для меня … первым учителем был владыка митрополит Никодим, который сыграл решающую роль в изменении положения Церкви в Советском Союзе в эпоху хрущевских гонений и после. Он был замечательным иерархом, который жизни своей не жалел и, как вы знаете, скончался в 47 лет»[8].

3 апреля 1969 г. 22-летний Владимир Гундяев принимает монашеский постриг с наречением имени в честь равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Выбор святого совпал с направлением деятельности новопостриженного монаха, 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он был рукоположен во иеродиакона, а 1 июня того же года — во иеромонаха.

В 1970 г., иеромонах Кирилл под научным руководством профессора протоиерея Ливерия Воронова защитил кандидатскую диссертацию «Становление и развитие церковной иерархии и учение православной Церкви о ее благодатном характере» и был назначен преподавателем ключевой дисциплины — догматического богословия, а также помощником инспектора. Начинался новый этап служения, он требовал другого знания — знания людей. Повседневная жизнь с ее проблемами, люди с их слабыми и сильными сторонами, опыт использования власти, понимание потребностей и интересов учащихся — все это очень пригодилось в дальнейшем служении. Духовная школа — это Церковь в миниатюре. Уникальное сочетание научения, служения и послушания дало возможность пройти все ступени церковной лествицы и обрести необходимые навыки и знания для будущего нелегкого послушания — Патриаршего служения.

Ректорство

26 декабря 1974 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) назначает 28-летнего архимандрита Кирилла ректором. В истории академии это был самый молодой ректор, и ему достался один из самых сложных исторических периодов ее развития.

Открытых гонений уже не было, но противостояние с государственной властью продолжалось по всем ключевым направлениям. Проблемы стояли очень остро: в академии были накоплен бесценный опыт подготовки пастырей, но постоянно ощущалась острая нехватка людей, способных сохранить и приумножить это богатство. Северная столица давала широкие возможности для культурного развития и образования, но эти возможности строго дозировались чиновниками, отвечающими за идеологию. Государство старалось взять под контроль всю кадровую политику церкви и уделяло самое пристальное внимание тем молодым людям, которые приняли решение получить духовное образование.

Церковной науке еще предстоит тщательно изучить это время, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что программа действий молодого ректора остается актуальной и сегодня. Она может служить практическим пособием для любого ректора, поставившего себе задачу вывести на новый уровень развития вверенное ему духовное учебное заведение. Самое пристальное внимание уделялось наполнению образовательного процесса реальным содержанием. Семинаристов надо было приучить к навыкам целенаправленной самостоятельной работы, журналы Ученого совета свидетельствуют, что самостоятельная работа над книгами внедрялась под нажимом ректора в течение нескольких лет. Были введены семинары для развития навыков устного выступления и развития аргументации, повышены требования к написанию письменных работ. Ректор старался давать семинаристам именно те навыки, важность которых он увидел на своем опыте.

Был пересмотрен ряд программ, устранено дублирование учебного материала, созданы новые или серьезно переработаны прежние пособия по Священному Писанию, основному богословию, византологии, церковной археологии, новейшей церковной истории, истории унии, в академии был введен курс по текстологии Нового Завета. Были организованы новые кафедры: литургики, общецерковной истории и истории Русской Церкви и славянских Церквей. В итоге в годы ректорства будущего Патриарха вверенные его руководству духовные школы завоевали признание мирового Православия: число иностранных студентов росло, и в 1982 г. был образован факультет иностранных студентов.

Принимались и революционные решения — был открыт регентский класс. Сейчас наличие регентских отделений воспринимается как норма, но тогда это решение было новаторским. История современного развития духовного образования доказала его правоту и востребованность.

3 марта 1976 г. Священный Синод принял решение о возведении ректора Ленинградских духовных школ в сан епископа Выборгского, показательно, что рукоположение во все степени священства будущий Патриарх получил под сенью духовной школы. 14 марта, в Неделю Торжества Православия, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена епископская хиротония, которую возглавил митрополит Никодим, обративший к новопоставленному епископу проникновенные слова: «…мне ведома сила призвания твоего ... мне известен тот внутренний пламень, с которым ты служишь Спасителю мира. Таким пришел ты в духовную школу, таким стал ты священномонахом, таким был ты на всех послушаниях, куда направляла тебя Десница смотрения Божия. Послушания, которые ты проходил, и для людей с годами и жизненным опытом были бы ... трудны, и сложны, нелегки они были и для тебя в юные годы твои, но силы твоего существа, отданные навсегда Святой Церкви, ты посвящал без остатка порученному тебе делу и был верный сын послушания. Будь таким до конца твоих дней, совершая Божие дело, врученное твоему попечению, в искренней простоте и с сердечным усердием. Служи Богу твоему так, как служили Ему все избранные Им»[9]. В том же 1976 г. патриарх Пимен удостоил академию ордена св. равноап. кн. Владимира 1-й степени, что было очевидной заслугой и ее ректора.

Результаты его трудов не могли остаться незамеченными светскими властями. В документах Ленинградского областного управления КГБ епископ Кирилл был охарактеризован как «фанатик», который «проводит большую работу по вовлечению молодежи в православную веру», он «умело использует средства массовой информации в пропаганде религии» и круг его последователей растет[10]. 26 декабря 1984 г. во время празднования 10-летия пребывания в должности ректору принесли телеграмму, где сообщалось, что он освобождается от должности ректора.

Смоленск

С 1985 года начинается новый этап служения будущего Патриарха — его направляют на служение в Смоленск — в одну из беднейших епархий России, в которой из 812 церквей (по данным на 1912 год) к 1985 году осталось всего 35 храмов, из них большинство находилось в аварийном состоянии. А Калининградская область, присоединенная к Смоленской епархии в апреле 1985 года, вообще была «атеистическим регионом», где православной традиции просто не было. Тем более, ни в Калининграде, ни в Смоленске в то время не приходилось даже думать о духовном образовании.

Архиепископ Кирилл ясно понимал, что воссоздание старых и строительство новых храмов — это не единственная задача епархиального архиерея, образование будущих пастырей и чрез них самой паствы — вот что является важнейшей задачей. «Главное — это, конечно, вопрос образования, потому что храмы можно построить, но неизвестно, придут ли в них люди. Поэтому своей главной задачей я всегда считал создание системы религиозного образования»[11]. 

За время его управления Смоленской и Калининградской епархией (с 1985 по 2009 год) возрождение духовного образования произошло на всех уровнях — от детского сада до высшей школы. Кроме православных детских садов (к 2009 году их было четыре), была создана сеть воскресных школ и открыты православные гимназии (три к 2009 году). В обычной средней школе (еще до официального признания курса «Основы православной культуры») были введены факультативы «Православная культура», «Закон Божий» и «История православной культуры земли Смоленской», а также курс «Истоки».

Но самая благоприятная возможность применить свой ректорский опыт и знания у будущего Патриарха появилась при открытии в 1989 г. первого межъепархиального духовного училища с двумя отделениями: пастырским и регентским. Открывая возрожденную после 70 лет духовную школу митрополит Кирилл сказал: «Мы надеемся, что училище будет удовлетворять потребности нашей епархии в образованных священнослужителях, в преподавателях воскресных школ, в регентах церковных хоров. Но самая главная наша цель — чтобы училище не столько научило говорить (словам мало кто верит), а чтобы это маленькое скромное училище научило своих воспитанников правильной жизни, чтобы оно сформировало из них светлых людей, способных нести добро в этот мир ... преодолевая тот страшный нравственный кризис, в котором мы сейчас находимся»[12].

В 1991 году состоялся первый выпуск, а в 1995 году духовное училище было преобразовано в духовную семинарию, ставшую одним из ведущих высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В 2000 году в ходе определенного Архиерейским собором 2 декабря 1994 года и Священным Синодом 19 июля 1999 года процесса преобразования духовных семинарий в высшие духовные учебные заведения Смоленская семинария переходит на пятилетний учебный план.

К 2009 году на пастырском отделении получили высшее духовное образование 320 человек, на регентском — 92 человека, на очном отделении проходили обучение 57 студентов из более чем 12 епархий. В результате к 2009 году из 213 священно- и церковнослужителей Смоленской и Калининградской епархии 120 получили богословское образование, а около 70 человек проходили заочное обучение.

Был задан правильный курс развития высшего духовного учебного заведения, что позволило Смоленской семинарии первой получить государственную лицензию (2009) и государственную аккредитацию (2011). Таким образом, Смоленская духовная семинария стала первой площадкой, где получили развитие новейшие тенденции духовного образования, которые впоследствии легли в основу концепции его развития. Очень важно, что управление Смоленской и Калининградской епархией дало будущему Патриарху необходимый опыт понимания взаимосвязи церковной жизни и духовного образования.

ОВЦС

В 1989 г. будущий Патриарх был назначен председателем Отдела внешних церковных связей, на его плечи ложится общецерковное послушание. В это судьбоносное для нашей страны время он отвечал не только за межцерковные отношения, фактически он отвечал за взаимодействие Церкви и мира, в том числе и образовательной среды. Новое время предъявляет новые требования, остро ощущается необходимость подготовки специализированных церковных работников с привлечением лучших представителей церковной и светской гуманитарной науки, что заложило основу их дальнейшего плодотворного взаимодействия. Школой такого взаимодействия становится аспирантура при Отделе внешних церковных связей. Становится доступным зарубежное образование, лучшие выпускники отечественных духовных школ получают возможность научных стажировок за границей.

Патриаршество

В новейший этап истории Русской Православной Церкви, начавшийся с избранием Святейшего Патриарха Кирилла, перед духовным образованием встали новые задачи, отражающие глубокие изменения церковно-общественных отношений. В 2009 году на традиционной предпасхальной встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами он отметил: «Сейчас священник, помимо того, что он пастырь и совершитель Таинств, еще и общественно значимая фигура… помимо глубокого молитвенного и религиозного опыта, который является абсолютно необходимым, у священнослужителя должны быть знания»[13].

На первом после избрания заседании Священного Синода 31 марта 2009 года было принято решение о преобразовании филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей в Общецерковную аспирантуру, ректором которой был назначен епископ Волоколамский Иларион. Сам Святейший Патриарх стал Председателем Наблюдательного совета.

Поворотной точной в развитии духовного образования можно считать программное выступление Первоиерарха Русской Церкви на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 года «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы». Патриарх особо подчеркнул первостепенное значение духовного образования в жизни Церкви: «Духовное образование имеет самое непосредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви — это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело; богословское образование — в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Предание. ... от уровня нашего богословского образования, от того, что есть богословское образование, зависит … сама передача Священного Предания Церкви»[14].

В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги сделанному за первые два десятилетия возрождения духовного образования после 1000-летия Крещения Руси: «На мой взгляд, главным положительным итогом развития духовной школы в период с 1989 по 2009 год следует считать то …, что, несмотря на серьезную нехватку ресурсов — финансовых, кадровых, методических, в Русской Православной Церкви возникло много духовных школ, готовящих будущих пастырей, — академий, семинарий, училищ»[15].

Были указаны основные задачи развития духовного образования и намечены пути их решения для полноценной передачи Священного Предания в единстве обучения, воспитания и научно-богословской деятельности: «мы должны получить выпускников, которые не просто что-то слышали и знают о духовном и богословском Предании Церкви. Они должны жить и развиваться внутри этого Предания»[16]. Для этого «Духовная школа и ее научно-педагогическое ядро должны уметь … выделить то важнейшее в догматическом, литургическом, мистическом, аскетическом, каноническом, миссиологическом и иных аспектах Предания, что должно быть усвоено будущим священнослужителем»[17].

В 2011 году по инициативе Предстоятеля Русской Церкви был воссоздан Высший Церковный Совет, в том числе и для рассмотрения и оперативного решения вопросов духовного образования. Как сказал сам Патриарх на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года: «Образование является сквозной темой, проходящей через все практически наши заседания. Это свидетельствует о том, что образование в Церкви является очень важным приоритетом. С решением проблем, стоящих в этой области, мы связываем и совершенствование пастырской работы в Церкви, и, может быть, в первую очередь, изменения в сознании наших детей и молодежи»[18].

Началась разработка новой модели духовного образования, суть которой была изложена в докладе Святейшего Патриарха на заседании Архиерейского собора 2 февраля 2011 г. «Эта модель предполагает переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру»[19].

Подготовка будущих пастырей должна осуществляться в духовных семинариях по программе бакалавриата с четырехгодичным сроком основного обучения и дополнительным пропедевтическим годом. Первой на новую образовательную программу перешла Смоленская семинария, примеру которой последовали остальные.

Вторым уровнем высшего образования становится магистратура с двухлетним сроком обучения. Магистратуры открыты на сегодняшний день в 16 высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и ведут подготовку по 32 магистерским программам. Как отметил Предстоятель в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года: «Духовным учебным заведениям, получившим право развивать магистерские программы, следует продолжить работу по расширению их спектра, сообразуясь при этом с реальными научными и практическими нуждами Церкви»[20].

Лучшие выпускники магистратуры продолжают свое образование по программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантурах, которые сейчас открыты в Санкт-Петербургской, Московской духовных академиях, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а с 2021 г. в Сретенской духовной семинарии, в связи с чем она была преобразована в духовную академию.

Однако на первых порах учебные планы семинарий существенно отличались друг от друга. Эти проблемы не укрылись от взора Первосвятителя, и в 2013 г. для их решения была создана Межведомственная рабочая группа, объединившая десятки ученых, экспертов и преподавателей. Итогом совместной работы Учебного комитета и Межведомственной группы стал переход всех высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (начиная с 2015 года) на разработанный Учебным комитетом и утвержденный Высшим Церковным Советом Единый учебный план.

С начала 2010-х годов начался процесс получения духовными школами государственной аккредитации и показательно, что первой в 2011 г. ее получила на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Теология» Смоленская семинария. В результате инициированной Святейшим Патриархом Кириллом упорной совместной работы духовных школ Русской Православной Церкви и Учебного комитета на 2021 год 14 высших духовных учебных заведения (3 духовные академии и 11 духовных семинарий) получили государственную аккредитацию по направлению подготовки «Теология».

При этом 5 высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви получили государственную аккредитацию не только на реализацию бакалаврских, но и магистерских программ.

Особое внимание глава Церкви уделял становлению теологии как признанной государством научной специальности. В 2015 году президиум Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки России одобрил паспорт новой научной специальности «Теология» (шифр 26.00.01), которая внесена в новую номенклатуру научных специальностей.

О решении другой серьезной проблемы духовного образования — отсутствии современных учебников — Предстоятель сказал во вступительном слове к участникам заседания Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 16 декабря 2014 года: «Корпус новых учебников должен стать для тысяч будущих церковных работников и пастырей источником знаний о Церкви, ее месте в Отечестве и в мире. Эти учебники должны быть доступными, написанными на современном уровне пособиями»[21]. К настоящему времени издательство «Познание» под руководством митрополита Волоколамского Илариона и при содействии Учебного комитета выпустило более двадцати учебников по основным направлениям богословского, исторического и гуманитарного цикла.

Святейший Патриарх остро чувствовал необходимость подготовки приходских сотрудников: «Для того, чтобы организовать работу, нужен специалист. Вот почему перед нашими учебными заведениями сегодня стоит задача подготовки не только священников и богословов, но и церковных социальных тружеников, образовательных работников — катехизаторов»[22]. Для решения этой задачи было инициировано утверждение в 2013 г. «Положения о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности», уже ведется преподавание по этому направлению. В том же 2013 году Архиерейский собор принял решение об открытии базовых богословских курсов для монашествующих Русской Православной Церкви.

По Патриаршему благословению с 2013 года проводится дистанционный контроль выпускных экзаменов и защит квалификационных работ всех семинарий и академий, что позволяет повысить уровень подготовки и оценку знаний выпускников. Как отметил Святейший Патриарх в докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года: «Для контроля над уровнем выпускных экзаменов и защитой квалификационных работ введена система дистанционного наблюдения. Представители Учебного комитета наблюдают за проведением всех без исключений экзаменов и защит работ: либо в режиме реального времени, либо в записи. Как следствие, подход к экзаменам стал более строгим»[23].

Для достижения максимальной объективности, к которой призывал глава Церкви, в 2017/18 учебном году была введена в действие система «Антиплагиат» для проверки объема заимствований в выпускных квалификационных работах. Созданное в системе «Антиплагиат» «единое кольцо» духовных учебных заведений способствует повышению самостоятельности их выпускников при проведении научных исследований.

Под руководством Патриарха была введена система распределения выпускников, которая позволяет проводить планомерную кадровую политику и своевременно устранять нехватку подготовленных церковных тружеников.

В 2012 году по благословению Святейшего Патриарха началось становление системы рейтинга духовных школ: «был запущен проект по контролю качества духовного образования. На подготовительном этапе был составлен список параметров, по которым оцениваются духовные учебные заведения… В первом семестре 2012—2013 учебного года Учебный комитет провел инспектирование духовных учебных заведений на территории Российской Федерации» [24]. Введение рейтинга положительно сказалось на качестве образовательного процесса, в настоящее время по словам Патриарха: «обновленная модель расчета рейтинга стимулирует духовные школы к приоритетному развитию научной и учебно-методической работы»[25].

В докладе на открытии XXIII Международных Рождественских чтений в январе 2015 г. Предстоятель отметил, что одной из важных задач церковной жизни является не только базовое богословское образование, но и последующее повышения его уровня. Согласно утвержденным Священным Синодом в декабре 2016 года документам, все клирики Русской Православной Церкви не реже одного раза в семь лет должны проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 академических часов. В рамках повышения квалификации священнослужители знакомятся с современными нормативными документами Русской Православной Церкви, актуальными вопросами богословия, большое внимание уделяется организации приходской работы: миссиологии, катехизации, социальной деятельности, работе с молодежью.

На Архиерейском Соборе 2017 года Святейшим Патриархом Кириллом был сформулирован перечень приоритетных задач в сфере духовного образования. «К таковым относятся: завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата и развитие магистерских программ; создание системы дистанционного образования; продолжение работы по написанию современных учебников для семинарий; внедрение нового стандарта обучения регентов. Поэтапный переход к формированию преподавательских корпораций всех академий и семинарий по штатно-окладной системе, предполагающей многообразие форм деятельности каждого преподавателя, призван обеспечить качественно иной уровень работы со студентами»[26].

Во исполнение указаний Предстоятеля Русской Церкви о повышении качества образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии, создан сайт Учебного комитета для дистанционного обучения, организованы трансляции и записи курсов лекций преподавателей Московской духовной академии. В настоящий момент Учебным комитетом разрабатывается система дистанционного обучения для студентов заочной формы, на сегодняшний день дистанционными лекциями обеспечены все курсы бакалавриата. Дистанционная форма апробирована на заочном отделении Московской духовной академии, в перспективе к данной системе сможет подключиться любая семинария, что позволит студентам заочного сектора более эффективно учиться. С учетом того, что значительная доля (более 60%) студентов бакалавриата обучаются на заочных отделениях, этот проект является крайне востребованным и актуальным.

Одновременно с развитием пастырского образования под отеческим вниманием Патриарха совершенствуется обучение на регентских и иконописных отделениях. 29 июля 2017 г. Священным Синодом утвержден единый церковный образовательный стандарт подготовки регентов церковных хоров, разработанный на основе опыта работы регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Рабочую группу возглавила проректор по культуре СПбДА Елена Михайловна Гундяева. Всего регентские программы реализуются в 23 духовных учебных заведениях, на них обучаются около 500 учащихся, в 2020 г. был завершен их переход на единый церковный стандарт. Кроме того, по линии регентского образования в 2019 году разработаны церковные образовательные стандарты программ подготовки церковнослужителей по специальностям «Псаломшик» и «Певчий церковного хора».

В 2018/2019 учебном году началась разработка Церковного образовательного стандарта подготовки иконописцев, апробация которого началась с 2021/2022 учебного года. Всего программы подготовки иконописцев реализуются в 11 духовных учебных заведениях, по ним обучаются около 300 учащихся.

Духовными образовательными организациями накоплен достаточный для дальнейшего развития научный потенциал. На сегодняшний день в духовных академиях и семинариях трудятся более 130 профессоров и докторов наук и более 550 кандидатов наук. Для дальнейшего развития этого потенциала в январе 2019 года по Патриаршему благословению был создан Объединенный докторский диссертационный совет на базе Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий. Он стал вторым докторским советом в Русской Православной Церкви после Общецерковного докторского диссертационного совета, который действует на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

С целью повышения мотивации к научной деятельности профессорско-преподавательского состава по Патриаршему благословению завершается разработка и внедрение системы рейтинга преподавателей духовных учебных заведений.

Важнейшим направлением духовного образования является воспитательная работа, совершенствованию которой Предстоятель уделяет особое внимание. Важнейшим достижением в этом отношении стало принятое в 2013 г. решение Высшего Церковного Совета и Священного Синода об учреждении в семинариях службы индивидуальных наставников, которые стали примером сочетания воспитания и образования в подготовке будущих пастырей. Свой опыт самообразования, приобретенный еще в юности, Святейший Патриарх творчески применил в современности, ибо основная задача индивидуальных наставников — учить учиться, прививать навык самообразования, который становится жизненной необходимостью. «Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно иметь своим итогом то, что ... будущим священнослужителям необходимо привить навык постоянного и притом самостоятельного самосовершенствования в изучении Священного Писания и церковного Предания. Вот почему огромное значение имеет в духовном образовании самостоятельная работа: она прививает самостоятельность, ответственность и, конечно, развивает творческое мышление»[27].

В настоящее время службы индивидуальных наставников созданы во всех семинариях, на базе МДА разработаны «Методические рекомендации по организации работы индивидуальных наставников в учебных заведениях Русской Православной Церкви», программы их подготовки и переподготовки. Ежегодно на Рождественских чтениях проходят семинары, посвященные работе индивидуальных наставников. Особое внимание уделяется влиянию на становление будущих пастырей современных информационных технологий, социальных сетей, Интернета.

Посещение духовных учебных заведений прочно вошло в практику пастырских визитов Первосвятителя в епархии Русской Церкви. Личное общение, эмоции, беседы — все это помогает сравнить живой образ школы с сухими цифрами отчетов, уловить динамику изменений, увидеть перспективы и возможности.

Традиционно часто Предстоятель посещает Санкт-Петербургскую Духовную Академию — место своей молодости и пастырского становления. 12 июля 2016 года он поклонился святыням академического храма святого апостола Иоанна Богослова и обратился к учащим и учащимся своей alma mater с прочувственными словами, которые отзываются в сердце любого выпускника любой семинарии: «Мне всегда приятно войти в эти стены, вспомнить очень важную часть моей жизни, вспомнить всех тех великих людей, с которыми меня Господь сподобил встречаться здесь, работать вместе. Поминайте наставников ваших. Очень важно нам хранить память о тех, кто был до нас и кто нам передал свои знания, свою любовь к Церкви»[28].

Первоиерарх Русской Церкви всегда старается уделить свое пастырское внимание и заботу тем, кто посвятил свою жизнь образованию и воспитанию будущего духовенства.

14 октября 2014 года в ходе юбилейных торжеств, посвященных 200-летию пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре, Святейший Патриарх вручил награды многолетним труженикам на ниве церковной науки: заслуженному профессору К.Е. Скурату, профессору А.И. Сидорову, профессору А.Т. Казаряну. Ранее высокую награду из рук Предстоятеля получил заслуженный профессор А.И. Осипов. Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви глава Церкви наградил Елену Михайловну Гундяеву, проректора по культуре, декана факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В течение последних десяти лет основное внимание главы Русской Церкви было сконцентрировано «на создании и развитии нормативной и управленческой платформы системы богословского образования и науки, отвечающей современным внутренним и внешним задачам Церкви»[29]. Если в предыдущие десятилетия происходило необходимое экстенсивное развитие духовного образования, то теперь настало время его качественного развития, повышения общего уровня знаний студентов и подготовки преподавателей семинарий.

Несмотря на имеющиеся сложности, система духовного образования продолжает свое развитие под водительством Святейшего Патриарха, опираясь на классические традиции богословского образования и вбирая то полезное, что есть в современной науке и высшей школе. Оно осознает себя неотъемлемой частью российской и мировой науки, сохраняя при этом своеобычность и духовную автономию, бережное использование опыта старшей профессуры сочетается с привлечением молодых выпускников как духовной, так и светской высшей школы. Вот лишь некоторые векторы, характеризующие духовное образование на современном этапе его развития.


[1] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургской духовной академии 3 апреля 2009 года.

[2] «Сопротивляться злу и утверждать добро». Беседа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с корреспондентом журнала «Церковь и время» (К 25-летию служения в архиерейском сане митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) // Церковь и время. 2001. № 1(14). С.11.

[3] Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1995. С. 92.

[4] «Россия может дать новую жизнь Вселенной»: Интервью митр. Кирилла. // «Вера-Эском». 2005. № 501. Окт.

[5] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с духовенством Днепропетровской епархии 24 июля 2010 года.

[6] Ларина Н. Митрополит Кирилл: «Я отдал себя в руки Божии» // Радонеж. 2008. № 7 С.191.

[7] «Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси» // Православная энциклопедия. Т.XXXIV. С. 386.

[8] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Санкт-Петербургской духовной академии 12 июля 2016 года.

[9] Журнал Московской Патриархии. 1976. № 6. С.11-12.

[10] См.: Шиверских А.И. Разрушение великой страны: Записки генерала КГБ. Смоленск, 2005

[11] «Сопротивляться злу и утверждать добро». Беседа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с корреспондентом журнала «Церковь и время» (К 25-летию служения в архиерейском сане митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) // Церковь и время. 2001. № 1(14). С. 9−10.

[12] Смоленская православная духовная семинария.

[13] Предпасхальная встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами 15 апреля 2009 г.

[14] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года.

[19] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года.

[20] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2016 года.

[21] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

[22] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в ходе встречи с духовенством Тульской епархии 12 марта 2009 года.

[23] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года.

[24] Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года.

[25] Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год.

[26] Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года).

[27] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года.

[28] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Санкт-Петербургской духовной академии 12 июля 2016 года.

[29] Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год.

Учебный комитет/Патриархия.ru