Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Главная » 2017 » Ноябрь » 28 » СОБОРНОЕ СЛОВО XXI ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА
10:02
СОБОРНОЕ СЛОВО XXI ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА

Соборное слово XXI Всемирного русского народного собора по теме «Россия в XXI веке. Исторический опыт и перспективы развития»

Соборное слово XXI Всемирного русского народного собора по теме «Россия в XXI веке. Исторический опыт и перспективы развития»

28.11.2017 

1 ноября 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялсяXXI Всемирный русский народный собор по теме «Россия в XXI веке. Исторический опыт и перспективы развития». По итогам форума было принято соборное слово.

XXI Всемирный русский народный собор, посвященный теме «Россия в XXI веке. Исторический опыт и перспективы развития», обращается к соотечественникам с соборным словом.

Наступивший век обещает стать веком больших перемен, внедрения небывалых технологий, интенсивного возникновения новых социальных связей и институтов. Это век грандиозных возможностей и грандиозных рисков. Чтобы обеспечить свое достойное будущее в изменяющемся мире, Россия должна динамично развиваться, ни в чем не уступая геополитическим конкурентам.

Успешное развитие невозможно в условиях замкнутого существования, изоляции от мировых процессов. Но и открытость таким внешним воздействиям, которые требуют отказа от накопленного исторического опыта, точно также не способствует успешному развитию. Разрыв духовной и культурной преемственности толкает общество к саморазрушению, а нередко и к исторической капитуляции.

В предыдущем столетии Россия пережила два глубоких исторических разрыва, две тяжелейшие национальные катастрофы, ― как в начале, так и в конце XX века. Обе они обернулись тяжелейшими потерями для русского народа, который в итоге стал крупнейшим из разделенных народов мира.

После подписания Беловежских соглашений 25 миллионов русских людей оказались за границами России. Впоследствии их стремление интегрироваться в местах компактного проживания стало вызывать агрессию и информационное противодействие Запада, как это было, к примеру, в случае с Крымом.

Напомним, что совсем по-иному в конце XX века в Европе смотрели на разделение немцев, одобряя и поддерживая объединение Германии. Сегодня добрая воля, проявленная русскими при объединении немецкого народа, забыта, стерта из исторической памяти европейцев.

При этом мы все чаще становимся свидетелями попыток возложить на русский народ ответственность за все исторические трагедии XX века — от мировых войн до появления тоталитарных режимов. В этом контексте крайне двусмысленно выглядит получающее все большее распространение обозначение событий 1917 года как некоей «великой русской революции». Подобное определение как бы увязывает катастрофические события с чертами характера русского народа, превращая его из жертвы в виновного.

Гарантией от повторений революционных катастроф в XXI веке являются развитое правосознание граждан и общественная солидарность. Школой солидарности, ее практическим образцом на микроуровне для всего общества служит семья, поэтому важнейшей перспективной задачей является укрепление семейных ценностей. Солидарное общество может быть описано образно как семья семей. Семья — это и механизм передачи социальной традиции, и первый в жизни человека опыт любви.

На фоне тревожных глобальных тенденций разрушения семьи, навязчивой рекламы нетрадиционных союзов, административного вмешательства в сокровенное пространство семейных отношений Россия имеет возможность стать одним из мировых центров крепкой семейной политики. Следование этому принципу, безусловно, повысит международный престиж России, ее привлекательность для большинства жителей нашей планеты.

Во всех футурологических проектах большая роль уделяется охране природы и существующего в ней биологического многообразия. Однако сегодня необходимо найти баланс между радикальным экологизмом, пропагандирующим неприкосновенность природы, и не ограниченным этическими рамками прогрессом с его утилитарным отношением и к природе, и к человеку. Перед лицом глобальных вызовов, несущих угрозы массового голода, эпидемий, технологических катастроф, во главу угла должны быть поставлены жизнь, здоровье и безопасность людей.

Сегодня технологические и социальные реалии не столь далекого будущего могут бросить вызов существованию самого человека как социального, культурного и духовного феномена. Нельзя исключать, что место человека могут занять генно-кибернетические конструкты и искусственный интеллект.

Не случайно особое влияние приобретает сегодня идеология трансгуманизма — то есть грядущего существования «по ту сторону, человека», за пределами человечности. По сути дела, эта идеология превратилась сегодня в своего рода квазирелигию, в основе которой лежит вера в неограниченные возможности технологий, якобы способных помочь человеку достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом и над своей природой. Однако такие представления противоречат не только традиционному религиозному мировоззрению, но и классическому светскому гуманизму.

Альтернативой постулатам трансгуманизма должно стать осознание великой антропологической аксиомы, в соответствии с которой источник совершенствования человека находится только внутри него, а никак не снаружи. Именно в этом ― залог высокого духовного достоинства человека, его отличия от машины или вещи.

Оценивая угрозы и риски будущего, коренящиеся в попытках изменить биологическую природу человека или создать новые виды смертоносного оружия, нельзя забывать и о широком спектре современных проблем, касающихся защиты жизни нерожденных детей. Эта тема имеет глубинное антропологическое измерение и должна перейти сегодня в профессиональное медицинское и правовое поле.

Предметом медицинской и правовой проработки, а также и последующих законодательных инициатив обязательно должен стать вопрос о правах ребенка на внутриутробной стадии развития ― прежде всего о его праве на жизнь. Должна развернуться широкая и результативная дискуссия об этических аспектах вспомогательных репродуктивных технологий, которые прямо касаются жизни и здоровья последующих поколений.

Наряду с борьбой за жизнь и здоровье человека, необходимо отстаивать и его духовное достоинство. Нашу тревогу вызывают целенаправленные участившиеся культурные провокации, направленные против национальных святынь и героев, против фундаментальных нравственных норм.

Особая ответственность за будущее страны ложится на национальную элиту. В кризисные моменты XX века именно российские элиты оказывались ее «слабым местом». Оба революционных переворота были совершены сверху, той частью элиты, которая попала под внешнее влияние и увлекла народ энергетикой разрушения.

Призвание подлинной национальной элиты ― быть ведущей творческой силой государства, а не благоприятной почвой для реализации интересов иностранных партнеров. Настоящая элита не те люди, кто поднимается «выше народа», но те, кто ощущает себя частью народа, принимает на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами.

Ключевой задачей становится воспитание новых поколений элиты, вбирающей в себя наиболее дееспособных, интеллектуально развитых и патриотически мыслящих представителей народа. Для этого необходима национально ориентированная система высшего образования, обеспечивающая как высокое качество знаний, так и устойчивую российскую гражданскую идентичность своих выпускников.

Для сохранения гуманитарного суверенитета России важно восстанавливать и развивать отечественные научные и педагогические школы, продвигать собственные методологические наработки, а также выработать новую философию образования, в основе которой должно лежать воспитание высоких морально-нравственных качеств учащихся.

Сегодня нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей, решение которой необходимо для устойчивого и эффективного развития нашей страны. Отметим, что в России уже есть замечательные примеры реализации таких образовательных проектов. Это, в том числе, кадетские корпуса, школы и классы.

В эпоху глобализации не исчезают, а наоборот, обретают особое значение многие элементы этнической идентичности. Традиционные виды национального искусства, ремесел, спорта становятся успешными мировыми брендами, укрепляют привлекательность государств и народов в глазах всего человечества. Поэтому в грядущем необходимо не только сохранять, но и развивать русскую идентичность, ― как в ее сложившихся традициях, так и в новых формах нового века. Одновременно нужно сберечь идентичность миллионов носителей русского языка и русской культуры, проживающих за пределами России, поддерживая их единство культурными, образовательными, дипломатическими проектами.

Выдающимся достижением последних лет стало формирование гражданского согласия, объединившего соотечественников вокруг традиционных общенациональных ценностей.

При этом необходимо отметить, что национальный консенсус устанавливается большинством граждан, готовность которых отстаивать общественные устои является гарантией защиты прав всех остальных, в том числе и представителей мировоззренческих меньшинств.

Только позитивное национальное большинство, объединенное вокруг базовых ценностей веры, справедливости, семьи, сплоченности, любви к Родине, является залогом успешного движения вперед.

Продолжая возделывать и приумножать мир у себя, Россия может стать историческим примером устойчивого эволюционного развития, основанного на диалоге и взаимопонимании, опирающегося на национальные традиции и современные институты демократии и правового государства.

Патриархия.ru