Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 18:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Главная » 2019 » Май » 22 » СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ВСТРЕЧЕ С РЕКТОРАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ МОСКВЫ
10:11
СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ВСТРЕЧЕ С РЕКТОРАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ МОСКВЫ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с ректорами негосударственных вузов Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с ректорами негосударственных вузов Москвы

22.05.2019

21 мая 2019 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с ректорами негосударственных столичных вузов — учредителями Консорциума ценностно-ориентированных образовательных организаций. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом.

Уважаемый Сергей Сергеевич! Уважаемый Виктор Антонович! Анастасия Владимировна, Алексей Валерьевич, руководители негосударственных образовательных организаций высшего образования города Москвы! Всех вас еще раз сердечно приветствую и рад возможности встретиться с вами.

Основной целью нашей встречи является подведение итогов апробации модели ценностно-ориентированного образования. Целеполагание этой модели есть не что иное, как создание условий для реализации этических принципов в управлении образовательными организациями высшего образования и подготовки выпускников.

В настоящее время мы видим, что негосударственный сектор стал неотъемлемой частью системы высшего образования в России, доказал свою конкурентоспособность, получил признание и поддержку отечественной науки, общества и профессионального сообщества. За годы становления и развития негосударственных вузов накоплен значительный интеллектуальный, образовательный и материально-технический потенциал. Обсуждение путей развития российской высшей школы происходит на самых разных уровнях; при этом очень важно понимать, что, с одной стороны, необходимо, чтобы наше образование соответствовало общемировым стандартам, с другой, чтобы оно сохранило лучшие традиции отечественной педагогики. В сочетании этих двух факторов, думаю, и содержится то рациональное зерно, вокруг которого должна формироваться перспектива развития нашего образования. Ни в коем случае одно не должно игнорировать другое.

Определенные трудности в становлении современной российской высшей школы обусловлены тем обстоятельством, что долгое время в отечественных вузах процессу воспитания не уделялось должного внимания, а отношение к высшему образованию в обществе можно было назвать утилитарным и даже потребительским. Человек получал образование, чтобы устроиться в жизни, сделать карьеру, а ценностное и, я бы сказал, духовное содержание практически отсутствовало. Конечно, всегда были люди, готовые не только трудиться ради карьеры, но и отдавать свои силы любимому делу, но невозможно себе представить, что большинство студентов было мотивировано именно этими высокими соображениями — к сожалению, чаще всего это было не так.

На протяжении ряда лет эта проблема решалась локально в ряде государственных и частных высших учебных заведений, в том числе на базе Российского православного университета, в учебный процесс которого входит ценностно-ориентированный блок и дополняющая его воспитательная, внеучебная и просветительская работа. Это позволяет готовить специалистов в разных областях знаний, объединенных одной духовной и культурной традицией. Мы живем в достаточно сложную и очень динамично развивающуюся эпоху, когда сомнению подвергаются многие неизменные принципы, — как принято теперь говорить, эпоху постмодерна. Нет истины, а есть вариативность. Кто-то предпочитает кофе черный, кто-то с молоком, кто-то с сахаром — одинаковая ценность. Отсутствие ценностного подхода — это огромная проблема современной цивилизации.

И школы, и вузы до сих пор ищут оптимальные способы организации учебного процесса таким образом, чтобы человек получал в результате не только некий набор теоретических и практических знаний, но и развивался духовно и нравственно. Дай Бог, чтобы эти поиски продолжались, чтобы никакие трудности не мешали нам ставить перед собой такие задачи и пытаться их достигать. Убежден, что для успешного решения этих вопросов необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон, совместное использование ресурсов и взаимная поддержка образовательных организаций. Поэтому год назад я поддержал идею создания Консорциума ценностно-ориентированных организаций. Очень рад, что в Консорциум вступают ведущие частные вузы, имеющие опыт построения системы ценностно-ориентированного образования, сочетающие в себе обучение и воспитание, и делают это не по разнарядке, но, исходя из целесообразности предложенной образовательной парадигмы, выступают с готовностью выстраивать отношения на общей мировоззренческой платформе.

В настоящее время в мировой практике научно-образовательный консорциум является одной из моделей успешной совместной деятельности вузов. На мой взгляд, создание Консорциума ценностно-ориентированных образовательных организаций своевременно и актуально. Совместная работа за прошедший год апробаций позволила сформировать модель взаимодействия по разработке и реализации мероприятий по ценностно-ориентированной тематике и внесению дополнений в организацию воспитательной, внеучебной и просветительской деятельности.

Сегодня хотелось бы подвести итоги первого этапа совместной работы, а также обсудить направления деятельности Консорциума на ближайшую перспективу. Всех вас приглашаю к осмыслению всех этих проблем, которые сегодня перед нами стоят. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси