Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2017 » Сентябрь » 15 » СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕЛ СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРОБЛЕМАМ ДЕТЕЙ-СИРОТ
09:51
СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕЛ СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРОБЛЕМАМ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Синодальный отдел по церковной благотворительности провел семинар, посвященный проблемам детей-сирот

Синодальный отдел по церковной благотворительности провел семинар, посвященный проблемам детей-сирот

15.09.2017

13 сентября 2017 года в московском храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице прошел семинар «Гостевой режим для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути их решения», организованный Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Священнослужители, психологи и православные добровольцы, опекающие детские дома, обсудили юридические основания и психологические особенности передачи детей-сирот на временное пребывание в семью, а также поговорили о возрастной специфике, влияющей на адаптацию детей в условиях гостевого режима. Модератором семинара выступила руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по благотворительности Екатерина Борисенкова.

Открыл работу семинара председатель Комиссии по церковному социальному служению при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Михаил Потокин. По его словам, сегодня многие выпускники детских домов оказываются не готовы к самостоятельной жизни, поскольку ничего не знают о жизни в семье.

«В общественном совете Департамента соцзащиты города Москвы этот вопрос регулярно поднимается на совещаниях, ведь статистика по выпускникам детдомов не очень хорошая: многие из них оказываются не готовы вести самостоятельный образ жизни, осваивать профессию, входить в общество, — отметил отец Михаил Потокин. — Проблема не только в том, что они жили в условиях, где были всем обеспечены, где всё делали за них, — это и внутренний, душевный, духовный вопрос, потому что в семье выстраиваются некие отношения. Ребенок, который растет в семье, пусть даже в неполной, и ребенок без семьи — это разные люди. Сейчас это проблема номер один для сиротских учреждений: какова будет дальнейшая судьба этих детей, как решить проблему их приобщения к жизни общества, в которую им придется войти».

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать гостевая семья для ребенка, который лишен собственной семьи, отмечалось в ходе семинара. Порядок передачи детей-сирот на временное пребывание в семьи регулируется постановлением Правительства РФ №432 от 19 мая 2009 года, объяснила старший юрист Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова. Дети могут находиться в семье три месяца, в некоторых случаях, когда необходимо направить ребенка на лечение или отдых, этот срок может быть продлен до полугода. Братья и сестры не разлучаются, а направляются в семью вместе. Кроме того, от ребенка старше 10 лет обязательно получить согласие на передачу его в семью, без которого возможность проживания ребенка в семье не рассматривается.

Старший юрист Синодального отдела рассказала, какие документы необходимы для оформления гостевого режима, каким категориям граждан законодательно запрещено брать детей на временное проживание в семью. Спорные моменты могут возникнуть при оценке жилищно-бытовых условий человека, желающего оформить гостевое пребывание ребенка, но отказ органов опеки может быть оспорен в судебном порядке. Кроме того, при оформлении гостевого режима учитывается этническое происхождение ребенка, его принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, а также возможность обеспечить ребенку преемственность в воспитании и образовании, напомнила она.

Собственным опытом усыновления и налаживания взаимоотношений с приемным ребенком поделилась психолог Елена Лутковская. Она отметила, что гостевой режим несет в себе как плюсы, так и минусы. «Основной минус в том, что ребенка все равно придется возвращать обратно в спецучреждение, — отметила психолог. — При этом есть риск ретравматизации ребенка, от которого уже однажды отказались родители, а теперь ему может быть больно и обидно, что его "повторно" отправляют в детдом, что взяли в семью не навсегда. С другой стороны, в семье он получает опыт реальных отношений, которые больше не увидит нигде, а они для него необходимы. При этом взрослые, которые берут ребенка в семью, должны отнестись к этому со всей ответственностью, честно и искренне общаться с ребенком, чтобы не навредить ему».

Еще один минус гостевых отношений в том, что ребенок может не получить опыта реальной жизни в семье, потому что для него создадут «праздничные», максимально комфортные условия. «Есть соблазн окружить сироту подарками, непрерывными развлечениями, но будет гораздо лучше, если взрослые постараются сделать так, чтобы ребенок просто "встроился" в жизнь семьи: если решили печь пирог, то печем все вместе, если пришло время уборки — то пусть и он поучаствует и поможет. Не нужно создавать для него никаких специальных условий», — считает Елена Лутковская. Также нужно избегать ситуаций, в которых у ребенка может сформироваться потребительское отношение к взрослым и к другим членам семьи, отметила психолог.

Неоспоримый плюс гостевого режима, который при правильной подготовке нивелирует все эти минусы — это опыт общения со взрослым «один на один», говорит Елена Лутковская. «Это единственная невосполнимая вещь, которой лишен ребенок из детдома, окруженный многими воспитателями, нянями. Здесь, в семье, он все время находится с одними и теми же людьми, и поэтому ему приходится учиться выстраивать с ними личные отношения. Жизнь в семье также позволяет расширить опыт ребенка — не только социальный и бытовой, но и географический, эстетический», — отметила психолог.

О возрастной специфике, влияющей на адаптацию ребенка в условиях гостевого режима, рассказала руководитель Центра семейного устройства — совместного проекта Марфо-Мариинской обители и православной службы помощи «Милосердие», детский психолог Анастасия Пелячик. По ее словам, для ребенка после 7 лет самой значимой фигурой в его жизни становится учитель, взрослый-наставник. «Если у нас получится хотя бы на выходных, на каникулах быть тем самым значимым взрослым, к которому ребенок тянется, которого уважает и от которого хочет узнать что-то новое, воспринять от него образцы поведения, — это было бы прекрасно. А если мы сможем еще и развивать ребенка, проводить какие-то обучающие занятия, то мы ребенку-сироте окажем неоценимую услугу», — говорит Анастасия Пелячик.

Наоборот, после 15 лет наладить контакт с молодым человеком, не имевшим опыта жизни в семье, с большой вероятностью будет очень сложно и высокотравматично для подростка, предупредила детский психолог. «Подросток, который не ориентирован на взрослого человека, вряд ли сможет встроиться в сложившуюся семейную систему, принять авторитет отца, уважительно относиться к матери», — подчеркнула она.

Усыновление подростка и его адаптация в этом возрасте находятся под большим вопросом, но помочь таким детям можно, считает психолог. «В этом смысле гостевой режим как раз является оптимальной формой, потому что мы с ребенком дружим, мы не ставим его в зависимую позицию, не говорим, что он обязан подчиниться нам — подросток этого не примет. А когда мы приглашаем ребенка в гости, показываем ему образец семейных отношений, наш совместный быт и общение — мы даем ему шанс, и потом он сам примет решение, в том числе и то, как строить свою будущую семью», — говорит Анастасия Пелячик.

С опытом работы фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства» участников семинара познакомила директор фонда Анна Кочинева. «Если люди пока не готовы к такому ответственному шагу, как усыновление, но хотят подарить ребенку-сироте ощущение тепла и заботы, сходить с ним в кино, в парк, заняться спортом, то наша программа "Чудеса по выходным" как раз для таких людей», — отметила Анна Кочинева. Специалисты фонда помогают познакомиться и подружиться с ребенком или подростком, чтобы стать для него гостевой семьей, курируют этот процесс, оказывают психологическую и консультационную поддержку.

По итогам семинара было принято решение о проведении онлайн-занятий, которые позволят более детально остановиться на проблемных вопросах гостевого режима и основных этапах подготовки к принятию ребенка в гостевую семью.

Диакония.ru/Патриархия.ru