Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 19:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2015 » Ноябрь » 9 » Региональный этап Рождественских чтений: основные задачи и рекомендации
17:15
Региональный этап Рождественских чтений: основные задачи и рекомендации

Региональный этап Рождественских чтений: основные задачи и рекомендации

Региональный этап Рождественских чтений: основные задачи и рекомендации
9 ноября 2015 г. 17:15

XXIV Международные Рождественские образовательные чтения в 2016 году откроются 25 января, в день памяти святой мученицы Татианы, и продлятся до 27 января включительно. Тема Чтений в этом году — «Традиция и новации: культура, общество, личность». О том, почему была выбрана такая тема и для чего нужен региональный этап Чтений, журналу «Православное образование» рассказал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

— Ваше Высокопреосвященство, почему Святейший Патриарх утвердил именно эту тему? В чем ее актуальность и острота?

—Темы, которые выбираются для Рождественских чтений, как правило, касаются масштабных проблем образования, культуры и других важнейших сфер общественной жизни. Сочетание традиции и новаций — это действительно острейшая и актуальнейшая тема, поскольку нельзя говорить о прогрессе, не опираясь на опыт, который был накоплен человечеством до сегодняшнего дня.

Это довольно широкая тема. Что содействует укреплению и эффективному развитию церковно-общественного взаимодействия, а что препятствует ему? Как найти оптимальный баланс между традицией и нововведениями? Как, например, внедряя новые идеи и методические разработки, сохранить традиционно высокий уровень российского образования, его лучшие характеристики? Эти и многие другие интересные и важные вопросы предстоит обсудить специалистам в ходе работы как регионального, так и международного этапов Чтений.

Важно и то, что эта тема затрагивает не только вопросы образования, обучения, воспитания, но и множество других направлений, которые развивают Синодальные отделы нашей Церкви. Для нас важно подчеркнуть духовный аспект связи традиции и новаций. А поскольку выбранная тема универсальна, то к обсуждению приглашается широкий круг церковных специалистов, представителей государственной власти, общественных организаций.

И, конечно, важно говорить о тех, кто привносит и реализует новации, смотрит в будущее — о молодежи. И говорить не только о ней, но и с ней. С этим связан и тот факт, что Чтения открываются в Татьянин день, день российского студенчества. Нам бы хотелось показать молодым людям роль и значение подлинной традиции в развитии и модернизации общества. Молодые люди сегодня мыслят совершенно иными категориями. Помочь им не «умчаться в безвестные дали», дать опытный инструментарий для развития своей личности и общества, в котором они живут, — это очень интересная задача, на мой взгляд. Не навязывать, а разговаривать, быть открытыми к молодежным предложениям и проектам, вместе их реализовывать — вот чего бы нам хотелось. 

— Почему Оргкомитет Чтений придает такое большое значение региональному этапу?

—Потому что варят кашу в Москве, а едят в регионах. Мы физически не можем собрать в Москве те 14-15 миллионов человек, которые участвуют в церковно-образовательных процессах в регионах. Поэтому было принято решение продублировать общецерковный, общегосударственный опыт Чтений на региональном уровне. В идеале это должна быть неполитизированная региональная площадка для дискуссий по той же тематике, которой посвящены Международные чтения. К участию в региональном этапе Чтений приглашаются представители законодательных, исполнительных органов власти, общественность, представители культуры, бизнеса и т.д.

Организаторы регионального этапа должны осознавать, что включаются в единый процесс, решают не только частные задачи региона, но на уровне региона — и общецерковные, и общегосударственные задачи, определяемые темой Чтений. В каждой епархии имеются свои особенности, свой опыт, свои наработки. Это связано с целым комплексом причин — от религии, которую исповедует большинство населения региона, до личной заинтересованности в развитии церковно-государственных отношений конкретных людей, отвечающих за образование, социальную работу и т.д. Нельзя также не учитывать такой фактор, как наличие в регионе талантливых, увлеченных своим делом людей, обладающих высоким уровнем компетенции в том или ином деле — архиереев, губернаторов, сотрудников департаментов, священнослужителей, педагогов, организаторов социальной, молодежной, исследовательской работы. Этот уникальный опыт региона, представляемый в рамках регионального этапа Чтений, становится как бы частью единой композиции (картины, мозаики, мелодии), без которой не будет полноты.

Очевидно, что если регионы не транслируют свой опыт на общецерковный уровень, не представляют свое видение различных проблем, то очень трудно его обобщить и синтезировать в некую общую идеологию или общецерковную стратегию развития. Поэтому это очень важный и взаимообогащающий процесс, позволяющий нам говорить на одном языке и способствующий конструктивным переменам.

В связи с этим важно, чтобы Чтения не стали мероприятием «для галочки», а в рамках регионального этапа обозначили некий общий для всей Русской Православной Церкви и общества круг вопросов. Эти ключевые точки задаются в начале года на Чтениях в Москве, где Святейший Патриарх в ходе своего доклада на открытии Чтений обозначает главные направления развития церковной работы на ближайшее время, где в рамках Рождественских Парламентских встреч определяются основные точки взаимодействия Церкви и государственной власти, где в рамках работы направлений рассматриваются наиболее актуальные вопросы, обмениваются ценным опытом, который можно и нужно применять в регионах. Тогда региональные Чтения становятся, с одной стороны, подведением итогов (какие из обозначенных задач удалось решить, а какие — нет и почему), а с другой стороны, определяют новые задачи, которые становятся основой формирования направления церковно-общественной работы на следующий год, формируя, в том числе, и повестку международного этапа Чтений в Москве.

Именно поэтому так важно, чтобы Чтения регионального этапа включали и парламентские встречи, и секции по различным направлениям работы. В работе Чтений задействованы все синодальные структуры, и каждая из них, по необходимости, может оказать поддержку региону при проведении профильных мероприятий. Опыт прошлых лет показывает, что в епархиях востребован посыл, подаваемый синодальными учреждениями в регионы. Но если, несмотря на поддержку, не удается решить вопросы, актуальные для той или иной местности, на уровне регионального этапа, это должно стать поводом поднять эти вопросы в Москве, в том числе, если необходимо, в рамках Рождественских Парламентских встреч.

— Вы ведете мониторинг регионального этапа Рождественских Чтений. Насколько гладко идет процесс? С какими проблемами сталкиваются организаторы и участники? 

—Бывает, что региональный этап проходит в формате однодневной конференции, без иных расширений, без тематических секций. Разговор может строиться лишь вокруг какой-то одной темы: образовательной, краеведческой, социальной.

А где-то, наоборот, под региональным этапом понимают всю работу в образовательной сфере, которую проводит епархия с сентября по декабрь. В некоторых епархиях проходит несколько образовательных чтений, которые имеют и общую с Рождественскими Чтениями тему, и свою традиционную, и эти мероприятия проходят как бы в стороне одно от другого. Хотелось бы, чтобы на работу регионального этапа Чтений выделялся конкретный временной период (например, от двух до семи дней), вся же остальная работа была обычной ежедневной деятельностью епархиальных структур, проводимых по благословению Преосвященного владыки.

И еще. В соответствии с Положением о Чтениях формирование программы международного этапа Чтений должно быть непосредственно связано с итогами регионального этапа. На практике же мы далеко не всегда видим, что организаторы региональных Чтений рекомендуют к участию в Чтениях в Москве своих лучших участников. Иногда ссылаются на то, что Чтения в регионе проводятся в ноябре-декабре, а программа международного этапа к началу ноября в целом уже сформирована. Хочу обратить внимание епархий: вы знаете своих специалистов, присылайте их тезисы и доклады, а также письма и рекомендации заранее, уже в сентябре-октябре. Конечно, нет гарантий, что тот или иной докладчик из региона обязательно будет включен в программу, но шанс должен быть и у него, и у тех, кто может узнать об интереснейшем региональном опыте, а это во многом зависит от организаторов в епархии. 

— Какие рекомендации Вы бы дали для того, чтобы региональные Чтения прошли на высоком уровне? Из чего они могут состоять? 

—Во-первых, это может быть непродолжительное пленарное заседание (оно может быть и неформальным — мы, слава Богу, ушли от «системы съездов»), на котором озвучиваются точки зрения по конкретной проблеме руководителей региона, епархии или митрополии, общественности.

Далее, должны быть хорошо проработаны темы секций, круглых столов, мастер-классов. Как я уже отметил, они должны носить практический характер. Непременной составляющей Чтений, как мне кажется, должна быть культурная, концертная программа. Хотя это достаточно затратное мероприятие, но эти траты оправданны, поскольку в регионы люди часто приезжают из сел, из районных центров и возможности областного центра, в котором проводятся Чтения, позволяют духовно обогатить этих людей. Но, опять же, ежегодная традиция не должна быть закостеневшей — это должно быть чем-то живым, динамичным.

Очень важно, чтобы региональные чтения не были просто «говорильней», когда делаются неинтересные доклады, которые никто не слушает. Это должны быть сообщения на злобу дня, и, конечно, их презентация должна проходить с использованием современных технологических возможностей. Можно делать презентации, подбирать красивый звуковой ряд и т.п. Сообщения не должны быть длинными, важна краткость и информативность. И самое главное — чтобы доклады носили прикладной характер, не были надуманными, а могли обогатить опыт других людей и побудить их к диалогу.

Поскольку тема «Традиция и новации» предполагает особое внимание к молодежи, то было бы хорошо посвятить какие-то из мероприятий Чтений студенчеству. Например, можно организовать проведение секций, конференций, круглых столов для студентов и профессоров светских вузов и православных духовных семинарий и академий, встречи молодежи с архиереем в рамках Чтений. Такое взаимодействие могло бы принести добрые плоды. Актуально также проведение творческих конкурсов и выставок с участием молодых архитекторов, художников, иконописцев региона. 

— Какое значение в подготовке и проведении регионального этапа имеет взаимодействие с местными органами власти и другими нецерковными структурами? 

—Очень большое. Во-первых, именно взаимодействие Церкви с государственными и общественными структурами, решение общих задач является целью Чтений. Это очень хорошо понимают в Совете Федерации и Государственной Думе и со своей стороны оказывают поддержку региональным Чтениям. Имеется в виду не только поддержка в проведении региональных парламентских встреч в рамках Чтений, но и внимание, которое уделяют центральные органы власти вопросам нашего взаимодействия. Надеемся также на поддержку министерств. Ожидается, что региональные органы управления образованием также примут активное участие в работе Чтений. 

— В какой форме они могут участвовать в Чтениях? В региональных парламентских встречах? 

—Да. Конечно, в регионах они проводятся не в таком масштабе, как в Москве. Совсем необязательно идти в Законодательное собрание в регионах — депутаты могут участвовать в дискуссиях на вузовских, церковных площадках. 

— Как епархиальный архиерей и глава Донской митрополии, как бы Вы оценили результат парламентских встреч, проводившихся в Ростовской области? 

—Когда мы начинали этот процесс, со стороны Законодательного собрания было некоторое недопонимание: что это такое, о чем мы будем говорить. Но оказалось, что есть много тем, которые представляют взаимный интерес и о которых нужно побеседовать, быть может, даже не создавая программного документа, в порядке обмена мнениями. Главный результат его в том, что Церковь начинает лучше понимать законодательную и исполнительную власть, проникать вглубь проблем, которые они решают. Видение Церковью решения тех или иных проблем, которые существуют в обществе, также обогащает законодателей и позволяет отразить всю палитру общественных настроений и мнений. И в этом огромная польза. 

— Кстати, о практической пользе и заинтересованности. Последний Высший Церковный Совет поставил на повестку дня вопрос повышения в рамках Чтений квалификации епархиальных сотрудников. Как Вы полагаете, стоит ли уже в рамках регионального этапа подумать о чем-то подобном? 

—Пожалуй, да. Почему нет? Мы должны добиться того, чтобы у нас в регионах, в епархиях были очень грамотные сотрудники. Только тогда они могут транслировать московский опыт непосредственно «на передовую». Все это возможно.

Может быть, это звучит нелепо: курсы повышения квалификации священнослужителей. Что это за курсы такие? Священнослужитель может «повышать свою квалификацию» постом, молитвой и служением в Церкви. Но ведь он живет в этом мире и должен представлять себе, как отвечать на вызовы, вопросы этого времени. Он должен быть знаком с проблематикой вопросов, и ему должен быть дан инструментарий ответов с церковно выверенной позиции.

Для чего создаются церковные документы? Для того чтобы человек владел инструментарием. Познакомиться с этим инструментарием — иногда через нашу косность, занятость и, что греха таить, иногда лень — бывает сложно. И подобная работа по повышению квалификации задает правильную тональность и сближает людей, выстраивает у них единую позицию. 

— Сам факт того, что в формат Чтений вносится новый элемент, о котором мы сейчас говорим, свидетельствует о том, что это живой, подвижный организм… 

—Я бы отметил, что Чтения не должны быть «священной коровой», которая медленно ползет. Они должны быть очень динамичными, должны учитывать потребности и возможности регионов, тех людей, которые приезжают на эти Чтения. Ничего нельзя навязывать: если людям будет неинтересно, они никогда не будут хотеть в этом участвовать. То есть задача оргкомитетов — сделать Чтения интересными, полезными. Иногда мне как председателю Оргкомитета Чтений кажется, что мы, может быть, в чем-то слишком формально подходим к процессу организации. Но когда я встречаюсь с людьми в кулуарах Кремлевского дворца, Совета Федерации, других площадок, я вижу, что людям это интересно, что им это нужно, что они получают огромную помощь, хороший инструментарий для своей работы. Я понимаю, что нам нужно больше и больше трудиться, для того чтобы эта практическая заинтересованность была реализована. 

— Вы сказали, что Чтения — не «священная корова» и должны быть очень динамичными. А Оргкомитет Чтений готов к новациям? 

—Безусловно, мы готовы к предложениям, и в этом не может быть никаких сомнений. Но я думаю, что эти предложения должны быть не просто озвучены — должен быть продуман механизм их реализации и присутствовать готовность к осуществлению задуманного. Тогда это будет здорово.

«Православное образование»/Патриархия.ru