11:06 ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА ОБЩЕСТВА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ |
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Президиума Общества русской словесности22.03.2018 21 марта 2018 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности. С инициативой создания Общества русской словесности выступил Президент России В.В. Путин, который предложил Святейшему Патриарху Кириллу создать и возглавить эту организацию. Общество русской словесности было учреждено в марте 2016 года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре. Состав Президиума был избран на I Съезде Общества русской словесности 25-26 мая 2016 года. Перед началом заседания Президиума в Красном зале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла прошло заседание Бюро Президиума Общества русской словесности. На заседании обсуждалась повестка дня заседания Президиума. Участие в заседании Президиума Общества русской словесности приняли:
Святейший Патриарх Кирилл обратился к членам Президиума со вступительным словом, в котором сообщил о состоявшемся заседании Бюро Общества русской словесности и представил повестку дня заседания. В повестку заседания Президиума Общества русской словесности вошли следующие темы:
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом об основных итогах деятельности Общества русской словесности в истекшем году. Далее выступила министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, которая сообщила об утверждении доработанных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по русскому языку и литературе. «Сохранение государственной независимости России зависит, как известно, не только от военных и технических средств, но и от воспитания граждан, которые обладают национально-культурной идентичностью и патриотическим гражданским сознанием, ― отметила она. ― Неслучайно русский язык и литература, наравне с отечественной историей, упомянуты в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Напомню, что она была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015, я позволю себе ее процитировать: "Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимо повышение качества преподавания русского языка и литературы"». «Нужно держать на контроле целый комплекс традиционных вопросов: чему и как мы учим, на каких нормативных основаниях принимаем решения, что, как, с какой регулярностью проверяем, по каким учебникам учим, какие пути развития предметов видим в перспективе? ― продолжила О.Ю. Васильева. ― По этим и другим методологическим вопросам, мы вновь должны обратиться к стандартам, которые призваны решить многие сомнения и проблемы». Министр образования сообщила, что сегодня состоялось заседание Совета Министерства образования и науки России по федеральным государственным образовательным стандартам, на котором была рассмотрена новая редакция ФГОС начального и основного общего образования. «Нами была проделана очень большая и существенная работа, результатом которой явились усовершенствованные стандарты начального и основного общего образования. При этом не менялась их общая системно-деятельностная концепция, была сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ, также особый акцент был сделан на воспитательной миссии школы», ― сказала О.Ю. Васильева, по словам которой «все стандарты, включая русский язык и литературу, были доработаны по ряду важнейших позиций». «Были учтены оправдавшие себя принципы отечественного образования, такие как системность и целостность, приоритетность содержания обучения как основы формирования знаний и умений, единство образовательного пространства, о котором мы столько сегодня говорим. В свою очередь наличие ясной и конкретной содержательной составляющей создаст условия для единства образовательного пространства, для проведения объективного контроля за уровнем обучения на всех этапах школьного образования, а не только в выпускных 9 и 11 классах, что мы имеем на сегодняшний день», ― подчеркнула она. Более подробно О.Ю. Васильева остановилась на стандартах по русскому языку и литературе. «По литературе возвращена ясность с литературным материалом: здесь, возвращаясь к тому, о чем Вы говорили, Ваше Святейшество, нормативно, и я это подчеркиваю, закреплен "золотой канон" школьной литературной классики ― это корпус произведений, изучение которых в школе воспринимается всем обществом как культурная норма», ― добавила министр. «Не только перечислены термины и понятия, но и названы писательские имена и произведения, лаконично очерчена изучаемая тематика и проблематика. При этом сохранено право учителя на собственные решения при составлении программ», ― заявила О.Ю. Васильева. «Таким образом, на наш взгляд, стандарт ― это своеобразный "общественный договор", который адресован родителям, авторам учебников и программ, методистам, разработчикам контрольных измерительных материалов и всем, кто неравнодушен к системе образования. В документе такого уровня должна быть ясность по фундаментальным вопросам: чему учим, на какой результат рассчитываем, что является обязательной для всех частью образования, а где область для индивидуальных подходов», ― отметила министр. «Позволю себе очень коротко выделить ряд позитивных результатов, которых мы достигли при разработке новой редакции, ― продолжила глава образовательного ведомства. ― В стандарте четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта — помогать достичь определенного общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучением предмета в школе или с экзаменационными материалами, проверяющими соответствующие предметные требования. В случае смены школы четко обозначенный содержательный минимум по каждому классу облегчит каждому ребенку адаптацию в новом школьном учреждении. Внятность государственных требований к предметному содержанию влияет на качество учебников и учебных пособий, на их эффективность и, прежде всего, экспертизу». По мнению О.Ю. Васильевой, «закрепленность предметного содержания на конкретном классе позволит проводить различные мониторинги качества образования, выявить проблемы и содействовать их решению». «Важно не накануне, а задолго до итоговой аттестации выявить те "проблемные зоны", которые влияют на качество знаний по каждому предмету», — считает министр образования. «Новый стандарт ― это результат работы не узкой группы, в разработке новой редакции стандарта принимали участие 300 специалистов из Российской академии наук, Российской академии образования, десятки наших замечательных экспертов. Мы прошли экспертизу РАН, прошли широкое общественное обсуждение, и впервые обсуждали эти вопросы с детьми, участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Я выражаю уверенность в том, что обновленный документ будет содействовать дальнейшему плодотворному развитию всего отечественного образования», ― заключила О.Ю. Васильева. Далее состоялось обсуждение доклада министра образования и науки РФ. В ходе дискуссии, в частности обсуждались вопросы комплектования школьных библиотек книгами, взаимодействия писателей и ученых со школами. Святейший Патриарх Кирилл во время обсуждения отметил, что жизнь современного российского общества во всех важнейших сферах должна выстраиваться с учетом мировоззренческих и ценностных основ российской цивилизации. «Ценностные приоритеты нашей многонациональной цивилизации ― это то, на чем сегодня должно строиться наше законодательство, наша внешняя и внутренняя политика, ― подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. ― Идея справедливости, правды ― это наша духовная культурная национальная идея». «Ценности в школе формируются в том числе через изучение литературы, ― уверен Святейший Владыка. ― Когда мы говорим о стандартах преподавания литературы, речь идет о самом главном, о чем-то, что выходит за границы школы, что формирует наш национальный профиль». С сообщением о деятельности Общества русской словесности в 2017 году выступила заместитель председателя Общества Л.А. Вербицкая. «Члены Общества активно участвовали в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку, ― сообщила она. ― Мы приняли непосредственное участие в разработке Концепции Программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ. Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2017 года». «В марте прошлого года на Президиуме было принято решение об объединении усилий по возвращению русской классики в пространство духовной жизни молодого поколения, обеспечению преемственности базовых ценностей русской культуры и русской идентичности. И этому активно содействовал наш "Пушкинский союз"», ― рассказала Л.А. Вербицкая. Была продолжена работа по разработке Концепции языковой политики РФ, инициированной решением Президиума Общества русской словесности. Члены Общества участвовали в работе VI Санкт-Петербургского международного форума, в рамках которого провели заседание секции «Литература и чтение», организовали программу для школьников «Литературное творчество» на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи. «Успешность деятельности Общества русской словесности в значительной степени зависит от опоры и поддержки в регионах. Поэтому создание региональных отделений Общества ― это очень важный инструмент сохранения и развития позиций русского языка в современной России. Итог этой работы ― принятие решений на состоявшемся сегодня заседании Бюро Президиума о создании десяти региональных отделений Общества русской словесности», ― заявила Л.А. Вербицкая. Также заместитель председателя Общества русской словесности сообщила о деятельности рабочих групп. Сейчас в Обществе русской словесности действуют следующие рабочие группы: по совершенствованию нормативно-правового регулирования языковой политики в Российской Федерации; по разработке механизмов независимой экспертной оценки учебников, учебно-методических комплексов, словарей; по координации и экспертизе инициатив в сфере содержания школьного филологического образования; по развитию программ поддержки чтения; по разработке критериев и порядка комплектования библиотек образовательных организаций; по разработке проекта концепции подготовки учителя-словесника, его профессиональной аттестации и курса «Русская словесность» для педагогов дополнительного образования; по экспертизе и внедрению полилингвальной модели филологического образования; по подготовке предложений по продвижению русского языка и культуры за рубежом; по организации работы региональных отделений. Далее выступил ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, который предложил при участии МГУ и ведущих вузов проводить съезды учителей русского языка и литературы. Ректор МГУ также предложил организовать молодежную секцию Общества русской словесности, в работе в которой смогут принять участие молодые специалисты, студенты и, может быть, школьники. По вопросу о создании единого учебника по русскому языку выступила директор общеобразовательной школы № 1520 имени Капцовых г. Москвы, учитель русского языка и литературы В.В. Кириченко. О деятельности «Пушкинского союза», созданного по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по решению Президиума Общества русской словесности, рассказал председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон. Задача проекта ― «максимальное сохранение, поддержка и продвижение отечественного культурного наследия, популяризация и поддержка, в первую очередь среди молодежи, творческих начинаний, которые продолжают лучшие традиции классической русской культуры и искусства, поддержка начинающих режиссеров, художников, архитекторов, музыкантов, литераторов, работающих в направлении продолжения классической культуры или популяризации классической культуры». По словам архиерея, одной из целей «Пушкинского союза» станет «организация мероприятий, ориентированных на повышение привлекательности для молодого поколения объектов национального и культурного наследия, поддержка культурных, образовательных и литературных программ, направленных на поддержку и популяризацию классической культуры и искусства в традиционной их интерпретации». «Это не значит, что нужно останавливаться только на каких-то совсем уж приевшихся, "замшелых" интерпретациях, нет. Диапазон может быть достаточно широкий, но он не должен выходить за рамки той идеи, которую несет автор. Это не должно быть кощунством и тем более не должно быть искажением», ― отметил епископ Тихон. «Особенно важно подчеркнуть, что через весь комплекс нашей работы проходит цель поддерживать и укреплять у молодежи ощущение себя неотъемлемой частью истории своего народа», ― заявил председатель Патриаршего совета по культуре. Епископ Тихон также рассказал о совместном с Министерством образования и науки и Министерством культуры театральном проекте. «Мы говорили о том, что школьники мало читают, что фильмов, основанных на произведениях русской классики, слишком мало. Были предложения по поводу театральных постановок. У нас есть такой инструмент как тюзы (театры юного зрителя. ― прим. ред.), существующие в каждом большом городе. Уже достигнута договоренность, и приняты решения о субсидировании новых постановок, финансовой поддержке тюзов по школьной программе для всех возрастов школьников, ― сообщил председатель Патриаршего совета по культуре. ― Суммы, выделенные Министерством культуры, значительны. Это 700 миллионов рублей в год. Это серьезная поддержка, которая даст возможность в тюзах школьную программу иллюстрировать в постановках». «С Министерством образования есть договоренность, что оно берется обеспечить походы в театры на классические произведения и постановки не менее трех раз в год всех школьников. То есть тюзы ориентируются на школьную программу, ― продолжил владыка. ― В тех населенных пунктах, — деревнях, небольших городах — где таких тюзов нет, будут организовываться гастроли. 100 театров будут ездить с гастролями по этим небольшим городам, а в небольших деревнях, куда они не доедут, мы готовим кинопоказы лучших театральных постановок по детским программам. Таким образом дети смогут посмотреть произведения, которые они изучают, на больших экранах». Также в планах ― фестиваль лучших театральных постановок для детей по произведениям русского классического репертуара среди школьных, студенческих и обычных театров. «Буквально только что согласована с Министерством финансов правительственная премия за классические постановки, постановки классики по лучшим произведениям, входящим в школьную программу, в трех возрастных номинациях», ― поделился новостью епископ Тихон. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал предложение епископа Тихона: «Сама идея привлечь тюзы к тому, чтобы они работали в соответствии со школьной программой по литературе, — хорошая идея. Только очень важно, чтобы постановки в своей интерпретации содержания не впадали в крайность, когда остается название, а содержание полностью извращается». С докладом о деятельности региональных отделений Общества русской словесности выступил руководитель соответствующей рабочей группы Ю.П. Зинченко. С сообщением по заключительному вопросу повестки дня «Об электронном периодическом издании Общества русской словесности» выступил ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С.И. Богданов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси |